Краткая характеристика основных видов национальной безопасности России
Сущность политической безопасности состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества. То есть политическая безопасность предполагает наличие устойчивого политического суверенитета в рамках системы межгосударственных отношений и политической стабильности общества, достигаемой формированием политической системы, обеспечивающей баланс интересов различных социальных групп с опорой на приоритет личности. Отсутствие как первого так и второго неизбежно разрушает политическую безопасность страны.
Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности и общества, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей. Экономическая изоляция и экономическая зависимость с одинаковой эффективностью разрушает систему экономической безопасности.
|
|
Специфика военной безопасности состоит в том, что она характеризует возможность обеспечения интересов национальной безопасности средствами вооруженного насилия. Внешний аспект военной безопасности отражает способность нации противодействовать или сдерживать воздействие военной силы из-за рубежа. Это предполагает наличие современных вооруженных сил, формирование систем коллективной или всеобщей безопасности, вхождение в состав тех или иных военно-политических союзов.
Внутренний аспект военной безопасности связан с деструктивным проявлением гонки вооружений, милитаризации общественного сознания, усилением политической роли армии внутри страны. Отказ от милитаризации экономики и всех сфер общественной жизни, деполитизация армии, приоритет интересов национальной безопасности над интересами военщины ведут к укреплению военной безопасности страны.
Проблемы безопасности культурного развития нации, экологической, информационной безопасности занимают важное место в концепции национальной безопасности, поскольку непосредственно связаны с потребностями общества и личности.
Ныне в России существует множество организационных структур по обеспечению общенациональной безопасности, но функции их и взаимодействие между ними не отлажены, сферы конкретной ответственности не определены
|
|
Руководящими лицами и органами управления и обеспечения национальной безопасности России являются:
Президент Российской Федерации;
Совет Безопасности Российской Федерации. В состав Совета Безопасности входит Управление экономической безопасности с соответствующими отделами, работающее на постоянной основе, и межведомственные комиссии, создаваемые по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе;
Совет обороны;
Федеральное собрание - парламент Российской Федерации(Совет Федерации и Государственная Дума);
Правительство Российской Федерации;
Законодательные и исполнительные структуры субъектов Федерации;
помощник Президента РФ по национальной безопасности;
Комитет по вопросам безопасности и обороны Совета Федерации Федерального собрания РФ;
Комитет по безопасности Государственной Думы Федерального собрания РФ;
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министерство обороны РФ;
Министерство иностранных дел РФ;
Комитет при Президенте России по политике информатизации;
Гостехкомиссия при Президенте РФ;
Правоохранительные органы:
Министерство внутренних дел РФ;
Прокуратура РФ;
Специальные службы, имеющие статус федеральных министерств;
Федеральная служба безопасности;
Служба внешней разведки;
Федеральная пограничная служба;
Федеральное агентство правительственной связи и информации;
Главное управление охраны РФ;
Служба безопасности Президента РФ.
Кроме того, вопросами обеспечения экономической безопасности совместно с управлением экономической контрразведки ФСБ РФ занимаются:
Государственный таможенный комитет России;
Государственная налоговая служба;
Федеральная служба по валютному и экспертному контролю.
Несмотря на такое обилие оргструктур в сфере безопасности, именно в высшем звене, требуется предпринять дополнительные меры по созданию и отладке механизма функционирования системы национальной безопасности, который позволит объединить отдельные разрозненные ее элементы в единую национальную систему.