Лекция 2. Эволюция управленческой мысли

I этап Начальное Проблемная Ориентирующая

состояние ситуация цель

II этап Конечное Конкретная

состояние цель

метаобъекта

управления

Проблема

перевода

Вариант Вариант Вариант

управленческих управленческих управленческих

действий действий действий

III этап Конечное Конечное Конечное

состояние состояние состояние

эпиобъекта эпиобъекта эпиобъекта

Оценка Оценка Оценка

IV этап Проект

решения

История управленческой мысли уходит своими корнями в глубь веков и насчитывает примерно семь тысячелетий. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках, и на шёлковых свитках, на которых записаны сведения о коммерческих сделках. Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно нельзя, т.к. это были в основном рекомендации по государственному управлению.

Развитие управленческой мысли начинается около 7 тыс. лет назад, когда зародилась письменность в древнем Шумере. Это огромное достижение в жизни человечества привело ко многим изменениям, в т.ч. и образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, осуществлявших торговые операции. Деловую переписку и коммерческие расчёты. Уже в древних обществах – Шумере, Египте наблюдалось расслоение высшей касты священников, которые по-своему переформулировали основополагающие принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, по мнению жрецов, им стала нужна жертва символическая – боги будут удовлетворены, если верующие ограничатся подношениями денег, скота, масла, ремесленных изделий и т.д. Собираемая т.о. с населения дань, как бы в рамках отправления обряда, накапливалась, обменивалась, пускалась в хозяйственный оборот. Благодаря пополнению денежных фондов шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера вели юридические, исторические, деловые записи, многие из которых были связаны с практикой управления. Жрецы старательно вели деловую документацию, проверяли бухгалтерские расчёты. Осуществляли снабженческие, контрольные и другие функции, управляли движением средств.

Следующий этап в развитии управленческой мысли связан с именем Хаммурапи – вавилонского царя, который разработал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения, согласно которому был выделен контроль, как важный элемент управления, усилена ответственность за выполнение работ. Это был качественно новый уровень управления – на макроэкономическом уровне – уровне всей страны. Огромное значение кодекса Хаммурапи, который регулировал всю систему отношений между социальными группами населения, заключается в том, что было создано своеобразное руководство для администраторов огромной империи. Кроме этого, им был выработан собственный лидерский стиль. Определена роль руководителя, как опекуна и защитника людей, что было, бесспорным нововведением. Ему принадлежит первенство в выделении формальной системы организации и регулировании отношений людей, зарождением первых ростков лидерства и методов мотивации поведения человека.

Вавилон прославился также правлением царя Новуходоносора 11 (562-605г.г. до н.э.), который был автором проектов Вавилонской башни и висячих садов Вавилона (семь чудес света). Он также разработал систему производственного контроля за качеством поступающего на предприятия сырья; с текстильных фабрик того времени к нам пришла практика цветного кодирования при контроле продукции и выплаты прогрессивной зарплаты.

Идеи об управлении государствами и людьми волновали и древнегреческих философов – Платона, Сократа, в трудах которых высказывались взгляды на формирование отношений среди работников и создание идеального общества.

Египетское искусство по возведению пирамид и гробниц – свидетельство достижений не только строительной механики, но и управления производством и огромным количеством рабочих (до 100 000чел.) в течение 20 лет. Очевидно, что люди, которые строили сооружения Древнего Египта. Не только знали, как планировать объект, но и проявили способности к мобилизации и использованию человеческих ресурсов, контролю и координации процессов производства и управления.

Древнееврейская история свидетельствует о редкостной мудрости в управлении людьми и процессами. Ветхий Завет рассказывает о жизни Иосифа, выросшего от раба до положения облечённого влиянием и властью. Его управление зернохранилищами поддерживало Египет в течении 7 лет голода, который уничтожил соседние народы. Моисей, предводитель племён, самый знаменитый из еврейских лидеров, получил образование в Египте. Он организовал и провёл исход почти полумиллиона израильтян из рабства в Египет. Время перехода не случайно было достаточно длительным – 40 лет, за это время выросло поколение, не знавшее рабства. Закон Моисея содержит подробно структурированный ряд гражданских и религиозных правил. Касающихся каждой стороны жизни евреев. Моисей обосновал принцип делегирования и реализовал его: он назначил заместителей судей для вынесения простых решений «низшими судами». Это одно из самых древних и общедоступных свидетельств философии и принципа организационного делегирования.

Немало управленческих нововведений было внедрено и в Древнем Риме, самые знаменитые из них – система территориального управления Диоклетиана и административная организация Римской католической церкви, которую и сегодня оценивают как наиболее совершенную формальную организацию.

Блестящие военные победы армий Александра Македонского были бы невозможны без эффективного управления, командования,. хозяйствования Создание чёткой структуры, строгое подчинение вышестоящим командирам нижестоящих. Разделение основных и вспомогательных полномочий – всё это применяется и в современном управлении.

Так. Ещё с древних времён зарождались и развивались попытки найти наиболее эффективные способы управления производственными процессами, военными действиями, строительством. Но поиски теоретических подходов к менеджменту начались в эпоху становления капитализма и тон в них задавали философы.

Прежде всего, они попытались ответить на вопрос: что же движет людьми,. Побуждает их к активным действиям? Англичанин Томас Гоббс в 1651г. и его соотечественник Джеймс Стюарт в 1762г. доказали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Этот вывод был сделан тогда, когда капитализм ещё не в достаточной мере проявил себя, и учёные осмысливали поведении аристократии.

Ещё один английский философ Иеремия Бентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» отстаивал точку зрения, что мотивами человеческого поведения являются польза и удовлетворение.

Великий английский экономист Адам Смит в своём «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776г.) сформулировал принцип «экономического человека»,главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. Дальнейшие исследования, правда, опровергли тезис Смита и показали, что в большей степени люди стремятся к славе.

Ситуация, порождённая промышленной революцией конца 18 - начала 19 века привела к тому, что в управление стали внедряться прикладные разработки и эксперименты, результаты которых помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные скорости работы оборудования, объёмы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда. Концепцию контроля и расчёта оплаты труда создал Адам Смит.

Англичанин Ричард Аркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства и ввёл иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, планирования размещения оборудования, координации работы машин и персонала, обеспечения дисциплины, ему удалось добиться непрерывности осуществления технологических процессов. Это позволяло сушественно сэкономить на издержках производства и достичь немалых успехов ив борьбе с конкурентами.

В сущности, Аркрайт заложил основы того, что можно было назвать индустриальным управлением, или, говоря современным языком, организацией производства. Одновременно Аркрайт сформулировал дисциплинарный «кодекс» фабричной системы за различные нарушения в виде совокупности штрафных санкций, фиксируемых в специальной книге и сводящихся к вычетам из зарплаты.

Масштабный социальный эксперимент в области управления провёл в 1800-1826г.г. английский учёный Роберт Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда текстильных фабрик. Суть этого эксперимента состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, создании сети магазинов, торговавшими товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная с которого дети могли привлекаться к работе; сокращена продолжительность рабочего дня, а в рабочих посёлках создавались школы. При этом Оуэном руководила вовсе не идея благотворительности, а блестяще оправданная система экономического расчёта, имевшая своей целью повышение Пт. Своими экспериментами Оуэн на практике опробовал идею того, что спустя полтора столетия стало на Западе повсеместно распространённым явлением, получившим название социального партнёрства. Но эта идея настолько обогнала своё время, что была отвергнута современным ему обществом и вскоре забыта.

Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан изобретателем первой вычислительной машины Чарльзом Беббиджем. Он разработал методику изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций; сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий; выявление путей повышения эффективности труда на основе изучения данных статистики, а также премиальной системы оплаты труда. Результаты своих исследований и практические рекомендации Беббидж поместил в книге «Об экономии материалов и оборудования», которая оказалась первой в мире публикацией в области научного управления.

В последующие годы представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах её осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и методы обработки информации.

Менялась практика управления – изменялись и взгляды, управленческие идеи. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой управления. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческие мысли, новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.

Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. В условиях коммунистической идеологии разрабатывалась теория управления, существенно отличавшаяся от управленческой мысли, развивавшейся в системах со свободными рыночными отношениями. Многие выдающиеся учёные и практики управления бывшего Советского Союза и других стран коммунистической ориентации выдвигали интересные и оригинальные идеи, касавшиеся управления. Однако будучи привязанными к исторически не оправдавшей себя социально-экономической системе, эти идеи и теоретические разработки в своей массе оказались не принятыми мировым опытом менеджмента и в конечном счёте оказались вне основного русла развития управленческой мысли. Поэтому изучение истории развития менеджмента основывается, главным образом, на рассмотрении тех учений об управлении, которые широко известны и приняты в большинстве стран мира.

Т.о., появление и оформление менеджмента как науки, как области научных исследований частично было ответом на потребности большого бизнеса; частично попыткой воспользоваться преимуществами техники; созданной в период промышленной революции; частично достижением небольшой группы любознательных людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы управления организацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: