Структура мыслительного процесса решения проблемы

Операции мыслительной деятельности

Виды мышления

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опираю­щийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобра­зование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризую­щийся опорой на представления и образы; функции образного мышле­ния связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые

человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразую­щей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — ста­новление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств В отличие от наглядно-действенного мышления, при наглядно-образ­ном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществ­ляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналити­ческое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктив­ное мышление.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобще­ние.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свой­ства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуа­ции для выделения составляющих элементов. Таким образом мы от­деляем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаклю­чениях, поэтому основные формы логического мышления это понятия, суждения, умозаключения.

Мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является со­знательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, на­хождение решения, формирование суждения и т. п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

— подготовка;

— созревание решения;

— вдохновение;

— проверка найденного решения.

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение того, «что дано», «что требуется найти», недостающих или избыточных данных и т. д.).

3. Поиск решения:

3.1.Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).

3.2.Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

3.3.Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различ­ных алгоритмов.

3.4.Поиск принципиально нового решения (творческое мышление):

3.4.1.на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.);

3.4.2.на основе использования аналогий;

3.4.3.на основе использования эвристических приемов;

3.4.4. на основе использования эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи:

3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность, «период ин­кубационного отдыха» — «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуи­тивное мышление).

Факторы, способствующие «озарению»:

а) высокая увлеченность проблемой;

б) вера в успех, в возможность решения проблемы;

в) высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;

г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости — возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В резуль­тате успешного (целенаправленного) действия получаются результат, соответствующий предварительно поставленной цели, и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, являющийся по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Побоч­ный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побоч­ный продукт складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но несущественны с точки зрения цели.

5. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления — это способность охватить весь вопрос це­ликом, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущ­ность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхность суждений, когда человек обращает вни­мание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения не прибе­гая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего вли­яния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижнос­тью. «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Айзенк).

Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно н всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления отно­сится предпочтительность использования человеком наглядно-действен­ного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

6. Можно выделить индивидуальные стили мышления (А.А. Алексе­ев, Л.А. Громова).

Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперимен­ты. Девиз Синтезатора — «Что, если...». Синтезаторы стремятся со­здать по возможности более широкую, обобщенную концепцию, позво­ляющую объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят, строить теории и свои выводы строят на Основе теорий, любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обра­щать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоре­чие и попытаться найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняю­щимся и любят перемены, часто ради самих перемен.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность Идеалистов — повышенный ин­терес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и соци­альные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентиро­вать сходство в различных позициях, легко, без внутреннего сопротивления, воспринимают разнообразные идеи и предложения, успеш­но решают такие проблемы, где важными факторами являются эмо­ции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопичес­ки стремясь всех и все примирить, объединить. «Куда мы идем и почему?» — классический вопрос Идеалистов.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредствен­ный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремится как можно быстрее получить кон­кретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз Прагматиков — «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает». Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но они придерживаются установки: события в этом мире происходят несогласованно и все зависит от случайных обстоя­тельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим...» Прагматики хорошо чув­ствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют так­тику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятель­ства, проявляя гибкость и адаптивность.

Аналитический стиль мышления ориентирован на системати­ческое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к ло­гической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере ре­шения проблем. Прежде чем принять решение, Аналитики разрабаты­вают подробный план и стараются собрать как можно больше инфор­мации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Они склон­ны воспринимать мир логичным, рациональным, упорядоченным и пред­сказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, спо­собную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рацио­нальному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов, «реальным является только то, что можно непос­редственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуть­ся» и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретнос­тью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях дос­тижения определенного результата. Проблема для Реалистов возни­кает всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это нечто исправить.

Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мыш­ления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека.

7. Способы активизации мышления

Для активизации мышления можно применять специальные фор­мы организации мыслительного процесса, например, «мозговой штурм», или брейнсторминг. Метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе. Основные правила проведения «мозгового штурма»:

1. Группа состоит из 7—10 человек, желательно различной профес­сиональной направленности (для уменьшения, стереотипизации подходов), в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рас­сматриваемой проблеме..

2. «Запрет критики» — чужую идею нельзя прерывать, критико­вать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою идею.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, то есть со­стоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Крес­ла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в сте­нографических записях) без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов — специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участников в состав «жюри экспертов» не включают.

«Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно накапливаю­щая опыт решения различных задач, положен в основу так называе­мой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполне­ние четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной, или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рас­суждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска — метод фокальных объек­тов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным — «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клы­кастый карандаш» и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализа заключается в том, что в начале выделяют главные характеристики объекта — оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты — элементы.

Способствует интенсификации поиска и метод "контрольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если умень­шить или увеличить объект?» и т. д.

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслитель­ных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow