Структура, стадии, типы политического процесса

Политический процесс

Партийная система в Республике Беларусь

Типология партийных систем

Партийная система – это механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществлением.

Классификация партийных систем:

Ø По числу партий;

Ø Есть или нет доминирующая партия;

Ø Уровень соревновательности между партиями.

Принято выделять одна-, двух- и многопартийные системы.

Однопартийная система – это система, где правит одна партия или фактически или юридически. Также существую несколько иных партий. Такая партия срастается с государством и не допускает претендентов на власть. Она тотальна. Например, в СССР.

Двухпартийная система – это система, где только две партии имеют вес, но партий может быть много. Причем одна из партий обеспечивает себе большинство голосов, которое поможет ей сформировать однопартийное Правительство. Классический вариант: две партии собирают до 90% голосов. Например, в Англии и США.

Когда 90 % не набираются, то начинает действовать система «2+1» или «2.5», которая называется двухпартийной модифицированнойсистемой. Германия (ХДС лидер – Ангела Меркель/ХСС, СДПГ). При этом партия вступала в коалицию с небольшой партией в Парламенте. Лидеру этой небольшой партии обещали «теплое местечко», например пост министра иностранных дел (как Геншер в Германии). СДПГподелило с ХДС министерские места, и образовали Большую коалицию.

Многопартийная система – более чем 2 партии имеют вес политической системе. Каждая партия набирает не более 30% голосов и надо формировать коалиционное Правительство. Надо формировать уклады.

Уклад партийной раздробленности. Партии должны идти на компромиссы и искать союзников, чтобы сформировать Правительство. Ле Пен говорит, что Франция для французов.

Уклад партийной доминации. У власти долго может быть одна партия, а оппозиция слаба. В Японии с 1955 года почти 40 лет была либерально-демократическая партия, институциональная партия в Мексике, в Швеции доминировала ШСДРП.

Максимальное число зарегистрированных партий – 43.

Сейчас зарегистрировано 17 партий. Некоторые партии находятся на уровне протопартий.

Процесс (лат. processus, продвижение) – 1) это последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо; 2) совокупность действия для достижения какого-либо результата.

Процессы: естественные, природные, биологические, химические.

Политический процесс часто определяют как естественный ход событий, обусловленных различными обстоятельствами. Если один из участников этих событий является субъектом политики, то такой процесс называется политическим.

Политический процесс – 1) это взаимодействие и деятельность всех субъектов политических отношений; 2) это способ функционирования политически организованного общества.

Результатом является формирование политической системы и формирование мнений. Политический процесс – это то, что происходит здесь-и-сейчас, вчера – это уже история.


Структура политического процесса:

1. Субъект (носитель власти):

a. официальный (учреждения, лица, наделенные властными полномочиями: группы интересов, партии, движения отдельные граждане которые и могут играть определяющую роль в политике, но не обладают властными полномочиями);

b. неофициальный.

2. Объект. (то, что должно быть достигнуто как цель процесса);

3. Средства, методы, ресурсы (знание, наука, деньги, настроение масс, идеология), исполнители.

3 уровня политического процесса:

1. Микрополитика (группы, индивиды, их действия, которые направлены на поддержку структур);

2. Подсистемный (частные виды политики: жилищная политика, коммунальное хозяйство, политика в области здравоохранения, образования);

3. Макрополитка (политика высших должностных лиц:Парламент, Правительство).

Среда может как сдерживать политические процессы, так и ускорять их.

· Среда – географическое положение, наличие полезных ископаемых;

· Демография – возраст, национальный состав населения, уровень квалификации населения;

· Экономика – уровень благосостояния, безработица, какие формы собственности;

· Социальные факторы;

· Духовные факторы.

Уровни политического процесса:

Ø Центральные;

Ø Региональные;

Ø Местные.

Функционирование органов:

Ø законодательные

Ø административные и т. д.

По значимости для общества:

Ø базовые (граждане включаются в отношения с государством и их интересы превращаются в политические решения);

Ø перереферийные (касаются отдельных партий, местного самоуправления, то, что не оказывает влияния большого на систему).

Фазы политического процесса:

1. Формулирование или вызревание политической проблемы. Всякий процесс начинается с четкого формулирования проблемы. Формулирование политики связано с формированием политического курса. Вырабатывают партии, СМИ, государственные служащие, советники, исследовательские центры.

2. Выдвижение (включение) проблемы на повестку дня. Если вопрос не включен в повестку дня, то считается, что его нет. Кто пытается выявить: разные социальные группы, группы интересов, партии, СМИ, избирательные кампании.

3. Принятие политического решения. Надо по данной проблеме выработать решение: положительное/отрицательное, решение либо программу, целое направление в государственной политике.

4. Исполнение принятых решений. Надо изыскать ресурсы на то, кто будет выполнять решение.

5. Оценка эффективности исполнения, значимости принятых решений. Получаем результаты и можем сказать, что программа выполнена. Можем оценить результаты. Оцениваем по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Беларусь сейчас на 68 месте (высший уровень – 53). (Программа развития ООН – ПРО
ОН).

Программа по уровню развития страны ПРООН, 3 показателя:

· средняя продолжительность жизни при рождении;

· уровень образования;

· ВВП на душу населения/уровень материального достатка (покупательная способность).

Классификация субъектов политического процесса:

Субъект политики – конкретный носитель политической деятельности, способный участвовать в политическом процессе.

Субъекты политики Субъекты власти
Те силы, личности, которые направлены на завоевание, защиту, использование власти. Они могут и не дойти до власти. Те группы, элиты, индивиды, которые реализуют властные полномочия.

Классификация субъектов:

ü Личность – потенциальный субъект. Чтобы стать реальным, надо участвовать. По Веберу политики;

§ по случаю (когда сходим на выборы);

§ по совместительству;

§ по профессии.

ü Социальные общности – народ, группы, классы, страты, нации, элиты. Представляют совокупный субъект политики. Когда группа осознает свои интересы, то она становится политической группой.

ü Политический институты (Институт – 1. учебное заведение 2) совокупность норм, которые регулируют определенную сферу отношений) – учреждения, системы учреждения (государство, партии, группы интересов, группы давления). Институт парламентаризма, институт исполнительной власти, главы государства, политических партий, избирательного права. Когда возникают институты, это означает, что система развита и закрепила и формализовала правила.

§ формальные

§ неформальные

Марксистская классификация:

ü Народные массы – главный субъект;

ü Первичные институт – классы;

ü Вторичные институты – партии.

Бихевиористские классификация:

ü Первичный субъект – личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow