double arrow

Вопросы к экзамену по русской литературе рубежа ХIХ - ХХ вв


Проза символистов. Д.С.Мережковский (один из романов циклов «Христос и Антихрист» или «Царство Зверя» по выбору). Ф.Сологуб. Мелкий бес. В.Брюсов. Огненный ангел. А.Белый. Петербург.

Акмеисты и поэты круга акмеистов. А.Ахматова, Н.Гумилев, Г.Иванов, М.Кузмин, О. Мандельштам. (Анализ минимум 3 стихотворений каждого автора).

Футуристы и поэты круга футуристов. В.Каменский, Б.Пастернак, И.Северянин, В.Хлебников. (Анализ 1стихотворения каждого автора).

В.В. Маяковский. Я сам (автобиография). А вы могли бы? Адище города. Нате! Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Скрипка и немножко нервно. Вам! Гимн судье. Гимн ученому. Гимн критику. Гимн обеду. Лиличка! (вместо письма). Поэмы: Облако в штанах. Флейта-позвоночник. Война и мир. Человек. (Минимум 3 стихотворения наизусть).

Поэты, не связанные с литературными группами.

М.Волошин, В.Ходасевич, М.Цветаева, С.Черный

Новокрестьянские и пролетарские поэты.

С.Есенин, С.Клычков, Н.Клюев, А.Ширяевец.

А.Коц, Г.Кржижановский, Л.Радин, Ф.Шкулев. (Анализ одного из стихотворений каждого автора обязателен). Наизусть 3 стихотворения.

Демьян Бедный. “Полна страданий наша чаша...”, Лапоть и сапог. Приказано, да правды не сказано. Мой стих. (2 стихотворения разных жанров проанализировать, 1 - выучить наизусть).




Знание минимум одного стихотворения каждого поэта наизусть обязательно. В отдельных случаях этот минимум оговорен специально.

* * *

1.Социально-политический и культурный фон развития русской литературы рубежа ХIХ-ХХ вв. Черты стиля эпохи.

2. Пролетарская поэзия на рубеже ХIХ-ХХ вв. Тенденции развития. Образный строй. Жанровые доминанты. Творчество Демьяна Бедного.

3. Мировоззрение и стиль Бунина-поэта. (Прочитать стихи, проанализировать).

4. Поэтическое в прозе И.А.Бунина. (От “Антоновских яблок” до “Жизни Арсеньева”).

5. Бунинская концепция русской жизни, судьбы русского человека в дореволюционном творчестве и в “Темных аллеях”. Приемы ее воплощения. (“Последнее свидание”, “Веселый двор” и др. - “Чистый Понедельник”).

6. Художественное воплощение нравственно-философских исканий И.А.Бунина в рассказах “Сны Чанга”, “Господин из Сан-Франциско”, “Братья”. Герой. Деталь. Роль символического.

7. И.А.Бунин - новеллист. Деталь и сюжет в содержании произведения.

8. А.И. Куприн - мастер сюжетосложения. Проблема протеизма Куприна и “свой голос”.

9.Сюжет, композиция и художественное содержание “Гранатового браслета”.

10. Повесть Куприна “Поединок”. Конфликт социальный, нравственный, духовный и пути его разрешения в произведении.

11. Образ Ромашова в контексте произведений А.И.Куприна, посвященных социально-нравственной проблематике (“Гамбринус”, “Молох” и др.)



12. Особенности воплощения темы любви в творчестве Куприна (“Олеся”, “Суламифь”, “Гранатовый браслет”).

13. Рассказы и повести А.С.Серафимовича. Деталь и сюжет. Социальный конфликт. Художественное время.

14. А.С.Серафимович. “Город в степи” в контексте прозы начала века.

15. Идейно-нравственные искания В.В. Вересаева и способы их воплощения.

16. Традиции русской классики в произведениях А.Н.Толстого (романы, повести “Мишука Налымов”, “Приключения Растегина”). Своеобразие сатирического взгляда на русскую жизнь. Быт. Деталь. Гротеск.

17. Романтические произведения А.М.Горького. Черты стиля эпохи в раннем творчестве писателя. Герой. Конфликт. Композиция. Деталь и символ.

18. Горький - повествователь в цикле рассказов “По Руси”. Герой. Конфликт. Пейзаж. Сюжет и композиция отдельных произведений и цикла. Составляющие цикла.

19. Горький - романист. Христианская образность в формировании внутренней формы повестей и романов.

20. Один из романов Горького по выбору студента. Проблема веры в романе. Социально-нравственный конфликт и его художественное решение.

21. Герои и конфликт в пьесах Горького.

22. Новаторство Горького-драматурга в пьесе “На дне”. Роль ремарок. Реалистическое и символическое в диалогах. Конфликт истинный и мнимый.

23. Новаторство Л.Андреева в жанре драмы. Особенности синтеза в драме. Роль ремарок. Символичность мизансцен. Повтор как прием символизации.

24.Экспрессионизм Л.Андреева в повести “Жизнь Василия Фивейского”.



25. Способы формирования внутренней формы в повести “Красный смех” Л. Андреева.

26. Сюжет и деталь в прозе Л.Андреева.

27.А. М.Ремизов. Творческая эволюция писателя. “Посолонь”: фольклор и литературная интерпретация.

28.А.М.Ремизов. “Крестовые сестры”: деталь, повтор, лирический сюжет, смысл заглавия.

29.И.Шмелев. Функция бытовой детали в содержании произведения.

30. Икона и портрет в формировании содержании “Неупиваемой чаши” И.Шмелева.

31.Б.Зайцев. Мировоззрение и стиль. Сюжет. Деталь. Композиция.

33. И.Бунин и Б.Зайцев. Роль поэтических приемов в их художественном творчестве.

33. Символизм как мировоззрение и стиль. Декадентство и символизм.

34. Символизм как литературная школа. “Старшие” и “младшие” символисты. (Прочитать стихи наизусть, проанализировать)

35. Своеобразие прозы символистов.

36.А. Блок и его “роман в стихах”. (Прочитать стихи, проанализировать).

37. А. Блок. Мировоззрение и стиль. (Продемонстрировать на примере 2-3 стихотворений).

38. А.Блок - автор поэм. Герой. Сюжет. Лирическое и эпическое. Своеобразие символики.

39. Лирическое стихотворение А.Блока. Жанры метрика. Лирический герой.

40. Акмеизм, его рождение и развитие. Манифесты и творческая практика. Слово у символистов и акмеистов. Прочитать стихи, проанализировать.

41.Н. Гумилев - теоретик акмеизма и поэт. Романтическое в творчестве Н. Гумилева.

42. Творчество А.Ахматовой до Октября. Жанр стихотворной новеллы. (Прочитать стихи наизусть, проанализировать).

43.О.Мандельштам. Художественный мир и творческое кредо.

44. Футуризм. Теория и художественная практика футуристов. Стиль эпохи в художественном творчестве футуристов.

45. В.Маяковский до Октября. Слово в стихе. (Прочитать наизусть, проанализировать).

46.Сатирическое в творчестве Маяковского до Октября. Прочитать наизусть, проанализировать.

47.В.Маяковский - автор поэм и драм. Герой. Синтаксис. Ритм. Образный строй.

48. В.Маяковский - преобразователь поэтической речи.

49. М.Цветаева - “дитя” начала ХХ века .

50. В.В.Розанов - преобразователь русской прозы.

51. Портрет литературной эпохи будет ущербным, если забыть о... ( назвать имя из круга поэтов не связанных с определенным литературным направлением, прочитать стихи наизусть, дать аргументированную литературоведческую характеристику).

52. Выдающийся прозаик начала века (дать аргументированную литературоведческую характеристику писателя).







Сейчас читают про: