Гуманизм в Германии и Нидерландах

Италия

Литература Кватроченто (конец XIV-XV вв,) и Чинквеченто (XVI в.)

I-й этап: развитие гуманистического движения, занятия древностью при преобладании политической и морально-педагогической проблематики. На первом этапе Кватроченто отличается академизмом, ученым латинофильством (даже Данте кажется гуманистам невежественным рядом с Вергилием и Горацием). Центр – Флоренция. Здесь живут гуманисты Марсильи, Салютати. Связь гуманистов с правителями (Салютати – канцлер Флоренции, этот пост будут занимать Бруни, Манетти, Браччолини). Здесь создана первая в Европе публичная библиотека – на деньги купца Н. Николи – библиофил, коллекционер. Продолжается развитие концепции человека как существа внутренне свободного, духовно и физически совершенного. Салютати: человек - между животными и ангелами, способен достичь совершенства. Джаноццо Манетти создает трактат «О достоинстве и великолепии человека», Пико делла Мирандола пишет «Речь о достоинстве человека». Формируется ренессансная теория образования (обучения), в центре которой – «homo universalis». Леонардо Бруни, автор «Истории Флоренции» (гуманистическая историография) трактует идеал свободного человека и свободного государства. Лоренцо Валла принадлежит философское обоснование антиаскетизма (неоэпикуреизм), жизнерадостного свободомыслия; он же обличает политиканствующих церковников. Поджо Браччолини завершает свои «Фацеции» – краткие остроумные рассказы на латыни. Открытое прославление эротики – в сборнике эпиграмм Антонио Беккаделли «Гермафродит».

Распространение гуманизма – Тоскана, Верона, Венеция, Феррара, Мантуя.

Новый толчок гуманизму дает падение Константинополя (Византия), захваченного турками (1453). Италию наводняют бежавшие оттуда ученые греки. Распространение книгопечатания. Крупный деятель XV ст. – Лоренцо Медичи Великолепный (1448-1492), правитель Флоренции. (Знаменитое семейство, банкиры многих правящих домов Европы). Его дед, Козимо Медичи, основал «Платоновскую академию». (Платонизм, эпикуреизм, стоицизм распространены в среде гуманистов). Лоренцо Медичи вновь соединяет ученый гуманизм и народную культуру. Его культурная политика – связь с народными увеселениями, с городским фольклором. Медичи – сам поэт, использует октаву – стихотворный размер кантасториев, народных эпических сказителей. Его придворный литератор поэт Анджело Полициано, воспитатель сына Медичи – Джованни, будущего папы Льва Х. При его дворе жили в разное время художники Боттичелли, да Винчи, Микеланджело, философ Пико делла Мирандола. Демократический характер носило творчество Луиджи Пульчи – трактовка рыцарской темы в народно-карнавальном варианте. Его поэма «Великан Морганте» – переработка рыцарских поэм каролингского цикла, т.е. поэм о дворе Карла Великого. Мощный буффонный (шутовской) элемент, несущественность собственно рыцарской фабулы.

В Ферраре ренессансно-рыцарская поэма получает свое дальнейшее развитие и расцвет: граф Маттео Боярдо разрабатывал не героические, но куртуазные идеалы рыцарского эпоса – знаменита его поэма «Влюбленный Роланд» (история любви Роланда к странствующей китайской принцессе Анжелике). Лодовико Ариосто пишет собственную поэму на этот сюжет про безумие влюбленного героя – «Неистовый Роланд» (эта традиция приведет затем к Вольтеру, Байрону и даже Пушкину с его «Русланом и Людмилой»).

В Ферраре – первые постановки древнеримских комедий Плавта и Теренция на итальянском языке.

Рубеж XV-XVI вв. – затяжной политический и отчасти экономический кризис в Италии. Открытие Америки привело к перемещению торговых путей, и Италия окажется в стороне от них. Негативное значение имеет политическая децентрализация – в то время как Англия, Франция, Испания становятся централизованными государствами, Италия – раздроблена. Николо Макиавелли – поиск путей для создания в Италии единого государства. Музой Макиавелли была политика (он на службе у флорентийского правительства). В его трактате «Государь» - проблема личности, творящей историю. Макиавелли обособил политику от морали, противоречия между ними непримиримы и трагичны. («Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому Князю… необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться этим, смотря по необходимости»). А.Ф.Лосев: «Макиавеллизм для самого Макиавелли был только разновидностью трагизма, в котором цели и средства оказывались в мучительном противоречии».

Макиавелли пытается создать антифеодальную программу, дабы освободить Италию от «ига варваров» (феодалы и церковники). Автор трактатов и комедий (т.ч. «Мандрагора»).

Итальянские войны первой пол. XVI в. – Франция, Испания, Германия воюют на землях Италии. Активизируются феодальные и клерикальные силы. Еще в годы правления Лоренцо Великолепного стал знаменит своими выступлениями неподкупный и фанатичный монах-доминиканец Савонарола, призывавший к «сожжению сует» во имя аскетической идеи. 1534 – появление ордена иезуитов (основатель – испанский монах Игнатий Лойола), укрепивших инквизицию. В 1557 – первый «Индекс запрещенных книг» («Index librorum prohibitorum»). 1598 – пожизненное тюремное заключение для философа-утописта Томазо Кампанеллы (утопический роман-сатира «Город Солнца», 1602 г.) 1600 – сожжение Джордано Бруно, он не только ученый-астроном, но и писатель. Отречение Галилео Галилея. Трагическая судьба поэта кризисных времен – судьба Торквато Тассо, интеллигента заката Ренессанса, истерзанного религиозными сомнениями, отвергнутого двором. Тассо стремится совместить рыцарскую тематику (рыцарский роман) и классическую античную эпопею. Замысел всей его жизни – поэма «Освобожденный Иерусалим». Как в жизни Тассо преследовал разлад между ренессансными и аскетическими настроениями, так и в поэме, христианской по замыслу, звучат чувственные, языческие элементы. Здесь нет иронической тональности ренессансно-рыцарской поэмы Ариосто, скорее влияние «Илиады», «Энеиды». Рыцари не только воюют за взятие Иерусалима, но и влюбляются – торжествует любовь, а не идеология фанатизма и нетерпимости (Танкред и сарацинка Арминия, Ринальдо и волшебница Армида).

Итальянская проза XVI века – новеллистика (Матео Банделло), ей многим обязан Шекспир.

Драматургия в Италии – ученая литературная комедия (соmmedia eruditа – Ариосто, Макиавелли, Аретино) и народная импровизационная комедия масок - commedia dell’arte (Панталоне – глупый старик, Доктор – ученый педант, слуги – Дзанни, Бригелла, Арлекин; служанка Коломбина).

В Средние века и в эпоху Реформации эти земли назывались Священная Римская империя германской нации. Земли были раздроблены, не все участвовали в мировом торговом обмене. Политическая децентрализация. Городское население Германии – бюргеры, их отличала известная узость мышления, провинциализм, сословная замкнутость. Немецкий гуманизм, в отличие от итальянского, не создал большой национальной литературы, имел ученый, кабинетный характер, без подлинной опоры на национальную жизнь. При всем том вклад немцев в политическое и общественное развитие эпохи очень значителен. Здесь в середине XV в. Иоганном Гуттенбергом изобретено книгопечатание. Антиклерикальные настроения – важная составляющая ренессансной идеологии – у немцев превратились в открытую борьбу против обскурантизма. Ренессансное вольномыслие стимулировало обращение к первоистокам вероучения – книгами Ветхого завета занимался гебраист (знаток древнееврейского) Иоганн Рейхлин. Некий ученый еврей Пфефферкорн, принявший христианство, стал требовать уничтожения этих книг, дабы не подрывать авторитет латинского перевода Библии. Спор вылился в полемику гуманистов с обскурантами (в их числе профессора Кёльнского университета во главе с Ортуином Грацием). Литературным памятником поединка стали «Письма знаменитых людей», где Рейхлин поместил отзывы ученых современников. Гуманисты издали также «Письма темных людей» («Epistulae obscurorum virorum») – своего рода мистификацию (якобы от лица обскурантов, но представив их во всем невежестве). Они опубликованы анонимно, на латинском языке – но известно, что в их составлении принимал участие видный деятель эпохи Ульрих фон Гуттен. Здесь целые страницы остроумных описаний схоластических споров и рассуждений (напр., «magister» от «magis terreo» и др.). Пародируется необразованность, «кухонная» латынь монахов-недоучек, их порочность, угодливость и стяжательство. Ульрих фон Гуттен известен также антиримскими памфлетами («Диалоги»; «Против непомерной и нехристианской власти римского папы и недуховного духовенства»: «О Рим, ты громадная зерновая моль, поедающая наше богатство…»), подвергался преследованиям. Перейдя в своих сочинениях с латыни на немецкий, превратил спор с Римом в общенародное дело. Он был равнодушен к религиозной стороне реформационного движения, ставя перед ним национально-политические цели.

Мартин Лютер возглавил Реформацию в Германии. Реформация – раскол в католицизме. Это оппозиция римской католической церкви, стремление ее радикально реформировать, сорвать с нее ореол святости; это призыв вернуться к установлениям раннего христианства, к демократичной и дешевой церкви, без дорогих и вызывающих обрядов. Борьба завершилась созданием протестантских церквей (в Германии – лютеранская). Происхождение слова «протестанты» - изначально так назвали пятерых князей, отказавшихся в 1529 г. на Шпейерском рейхстаге осудить ересь Лютера. Целые страны в ходе Реформации отошли от папского Рима (Германия, Англия, Швейцария, скандинавские страны). NB! Неприязнь к официальной церкви не означала атеизма или обмирщения, напротив – рубеж XV-XVI вв. – всплеск религиозности масс. Но церковь оказалась неспособна удовлетворить религиозные чаяния толпы, хотя и защищалась рьяно, постулируя идею об исконной греховности человека, неспособного спастись собственными силами: якобы только церковь через свои таинства может обеспечить спасение. Мартин Лютер – ученый богослов, совершил паломничество в Рим и перешел к открытому противостоянию папской курии. К двери своей церкви в Виттенберге прибил 95 тезисов протеста, в первую очередь, против индульгенций. Истинную, личную веру каждого Лютер противопоставил формальной, обрядовой стороне религии («Освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека» - К.Маркс). Лютер перевел Библию на немецкий язык, сделав текст Священного писания доступным для верующего. Лютер возглавил бюргерское крыло Реформации. Томас Мюнцер, его современник и соотечественник, конфликт с церковью перевел в русло революционной борьбы против феодализма, став идеологом Крестьянской войны 1524-1525 гг. (не индивидуальная религиозность Лютера, но христианское объединение неимущих определяло его взгляды).

Кроме литературы Реформации, в Германии по-прежнему развивается бюргерская литература, хотя она и не выдвинула своего Боккаччо и даже не освоила жанр ренессансной новеллы. Эпикурейская тенденция, типичная для итальянского гуманизма, в немецком никогда не приобретала решающего значения в обстановке филистерской ограниченности и провинциализма. Бюргерская литература Германии тесно связана с городской культурой Средневековья, преобладают сатирические и поучительные жанры. «Корабль дураков» Себастиана Бранта (профессор Базельского университета) – стихотворная сатира. Шарлатаны, обжоры, прелюбодеи, богохульники – уже не грешники, как у Данте, но представители глупости человеческой – все будут собраны на флотилии, плывущей в страну глупости Наррагонию. В переводе на латынь сатиру читала вся просвещенная Европа. Иллюстрировал молодой Альбрехт Дюрер. Брант – основоположник особой ветви немецкой сатиры – литературы о дураках.

Заметное явление в бюргерской литературе XVI в. – творчество Ганса Сакса, представителя немецкого мейстерзанга – бюргерской, цеховой поэзии, пришедшей на смену рыцарскому миннезангу. Начитанный самоучка, портной и сапожник, он находит поэзию в будничных вещах (стихотворение «Вся домашняя утварь, числом 300 предметов» - поэзия домашнего очага и возвеличение труда ремесленника). Его «Похвальное слово городу Нюрнбергу» отражает демократизм, оптимистичность, пытливое отношение к жизни поэта-бюргера. Ганс Сакс писал также шванки и фастнахтшпили (масленичные сценки-фарсы).

Шванки – стихотворные и прозаические – важнейший жанр бюргерской литературы. Связанные фигурой определенного героя, они могли объединяться в так называемые народные книги. В числе народных немецких книг шванкового характера – книга о Тиле Уленшпигеле, озорном подмастерье, о докторе Фаусте, о жителях города Шильды – «Шильдбюргеры», об Агасфере – иудее, не позволившем идущему на Голгофу Христу отдохнуть у своего дома, и наказанном за то вечной жизнью (Вечный жид).

Во взаимосвязи с немецкой – нидерладская литература (Нидерланды – современная Голландия). Ученые говорят о самобытности нидерландского (шире – северного) Возрождения, его малой зависимости от античных и итальянских образцов, его связи с готикой. Особенно самобытна живопись (братья Ван Эйк, Иероним Босх, Ван дер Вейден). Мировую славу нидерландскому гуманизму принес Эразм Роттердамский, один из лидеров общеевропейского ренессансного движения, глава «республики ученых», как образно называли гуманистов («respublicae litterariae princeps»). Эразму принадлежит филологическое прочтение и комментирование Библии, стремление устранить разрыв между греко-римской античностью и христианством. «Эмблема» нидерландского гуманизма – его сочинение 1509 г. «Похвала глупости» (посвящена Т.Мору, с которым Эразм был в большой дружбе). По жанру сочинение восходит к риторическому парадоксу в духе Лукиана, автора «Похвалы мухе». Это шуточный панегирик, а также сатира на современное общество: в свите богини Глупости, дочери бога богатства Плутоса и нимфы Юности – все человеческие пороки. Но глупость – это и пружина человеческой активности. Глупость у Эразма – всеобща, всемирна, универсальна. Она – образ человечества, театральный его образ. Сама Глупость – фигура карнавальная. Она в каком-то смысле перестает быть глупостью, так как способна взглянуть на себя со стороны, быть проницательной. Смех в сатире направлен в большей степени на спутников Глупости, на ее свиту.

Эразм Роттердамский и Иоганн Рейхлин были названы современниками «двумя очами Германии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: