Виды органов государства

Органы государства классифицируются по различным основаниям.

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). К первичным органам можно отнести Президента РФ, Государственную Думу РФ, Законодательное Собрание Красноярского края. Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д. К производным органам можно отнести, например, Правительство РФ.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

По форме реализации государственной деятельности органы государства делятся на законодательные (Федеральное Собрание РФ), исполнительно-распорядительные (Правительство РФ), судебные (Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ), контрольно-надзорные (Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата РФ).

По порядку осуществления компетенции (способу решения вопросов) органы государства могут быть коллегиальные Правительство, Центральная избирательная комиссия) единоначальными (Президент, Уполномоченный по правам человека).

По действию в пространстве государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

В соответствии с принципом разделения властей выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы.

В литературе можно встретить и иные классификации государственных органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: