Вопрос 2. Административное правонарушение: понятие и состав

Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст.2.1 КоАП РФ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Признаки административного правонарушения:

1. Антиобщественность – административное правонарушение причиняет вред законным интересам граждан, общества и государства.

2. Противоправность – заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т.д.), которые охраняются мерами административной ответственности.

3. Виновность – противоправное деяние, совершенное лицом, только в том случае рассматривается в качестве административного правонарушения, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности.

4. Наказуемость – административным правонарушением признается только то деяние, за которое предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со ст.2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Состав административного правонарушения – совокупность признаков (элементов), характеризующих данное противоправное деяние, как конкретное административное правонарушение.

Элементы состава административного правонарушения:

1. Объект – общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности (например, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок, безопасность дорожного движения и т.д.).

2.  Объективная сторона – система признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения, заключается в деянии (действии, бездействии), которое выражается в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил. Признаки объективной стороны: деяние, наступившие вредные последствия, причинная связь, время, место, способ, орудия и средства совершения административного правонарушения. Описание объективной стороны административного правонарушения содержится в конкретной статье КоАП РФ или закона субъекта РФ.  

 Составы административных правонарушений, не предусматривающие наступления в результате какого-либо материального вредного последствия, называются формальными ( например, ст.20.21 КоАП РФ – появление в общественных местах в состоянии опьянения). В отличие от уголовных преступлений административные правонарушения в основном имеют формальные составы. Но могут быть и материальные составы, включающие обязательное наступление вредных материальных последствий (например, ст.7.27 КоАП РФ – мелкое хищение считается оконченным административным правонарушением, когда у лица, завладевшего чужим имуществом, имеется реальная возможность распорядиться похищенным по своему усмотрению).

3. Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Признаки субъекта – физического лица:

а) общие - вменяемость, достижение возраста административной ответственности – 16 лет.

В соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной Федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. От 30.12.2012 г.): предупреждение, выговор, строгий выговор, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого или закрытого типа;

 б) специальные признаки субъекта (физического лица) - отражают особенности труда, служебного положения (должностное лицо, водитель, работник предприятия торговли), иные особенности правового статуса (иностранные граждане, военнослужащие).

 Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

4. Субъективная сторона – психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Признаки субъективной стороны:

4.1. Вина - может быть выражена в двух формах: умысла или неосторожности (ст.2.2. КоАП РФ).

 Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1 статьи).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2 статьи).

4.2. Мотив - побуждение, которое толкает лицо на совершение административного правонарушения.

4.3. Цель – результат, к которому стремится лицо, совершая правонарушение.

Вывод: отсутствие одного из элементов состава административного правонарушения свидетельствует об отсутствии самого состава административного правонарушения. А так как в деянии лица не имеется состава административного правонарушения, то соответственно оно не должно нести ответственности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: