Понятие общества. Основные идеи формационного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории

 

Общество — это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество это то, что объединяет людей в систему определенных взаимоотношений.

Однако общество объединяет в себе не просто отдельные человеческие индивиды в чистом виде, оно объединяет эти индивиды в составе таких устойчивых объединений, как «народ», «нация» и «государство».

Народ — это всё население, как таковое, вовлеченное в совместную жизнь в системе какого-либо общества.

Нация — это общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, похожим психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом.

Нация входит в состав народа, а народ входит в состав государства.

Государство — это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

Таким образом, общество, как устойчивая форма взаимодействия людей, включает в себя нацию, народ и государство.

Общество понимается шире понятий нации, народа и государства, потому что включает в себя не только эти три социальных объекта, но и вообще содержит в себе все бесчисленные отношения, которые существуют, как между ними, так и между различными объектами в их составе и между всеми этими объектами во всех их возможных пересечениях.

Следовательно, общество — это единая система взаимодействия множества различных подсистем: социальных, производственных, политических, духовных, этнических, экономических, юридических, имущественных и других.

Особая специфика и особая сложность общества состоит в том, что его главным смысловым элементом является человек, в результате чего общество, в отличие от природных систем взаимодействия, обладает высокой степенью непредсказуемости своего развития.

Благодаря этому, общественное развитие — это процесс настолько сложный, что его исследовательский анализ и теоретическое описание вызывают огромные трудности и сопровождаются безостановочными концептуальными дискуссиями, в результате которых возникали и возникают самые различные подходы к разработке гипотез, объясняющих, так или иначе, историю возникновения и развития общества.

Наиболее основательно разработаны два подхода к развитию общества:

1. Формационный подход.

Формационный подход разработан в рамках марксизма (исторический материализм) и характеризуется идеей о том, что общество в своём развитии проходит через определённые, закономерно сменяющие друг друга исторические этапы — общественно-экономические формации.

Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, который является базисом, основой данного типа общества, то есть определяет его основные черты.

Сам способ производства представляет собой единство двух элементов — производительных сил и производственных отношений.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ включают в себя:

1. Средства производства, состоящие из:

— предметов труда (то, на что направлен труд — земля, сырье, материалы),

— средств труда (то, чем обрабатываются предметы труда инструменты, техника, оборудование, здания).

2. Людей.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯэто отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

Согласно историческому материализму, существует закономерность:

производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения, потому что средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве, совершенствуются, а производственные отношения отстают от их нового уровня.

Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил.

Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация меняется по определённым историческим ступеням, следующим друг за другом в закономерной последовательности:

— первобытнообщинный строй,

— рабовладельческий строй,

— феодализм,

— капитализм,

— коммунизм.

Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей в силу того, что смена формаций связана с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

2. Цивилизационный подход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: