Вопрос четвёртый. Политическая культура

Вопрос первый. Определение политики.

Политика - одна из важнейших общественных сфер наряду со сферами социальной, духовной и экономической.

Политика – сфера деятельности людей, связанная с государственной властью.  

 


Убедиться в том, что это так, не сложно. Когда мы говорим «политические новости», то имеем в виду информацию о власти и людях власти, когда произносим «политическая партия», понимаем, что речь идёт об организации, стремящейся к власти или находящейся у власти и т.п.

Наука, изучающая политику, называется политологией.


Вопрос второй. Государство и государственная власть.

Основой политической жизни любого общества является государство.

Государство – суверенная территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления.  

 

 


Государство осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Задачами государства во внутренней политике является проведение экономического курса (эмиссия денег, осуществление перераспределения и т.д.), социального курса (взимание налогов, выплата пенсий, поддержание систем здравоохранения и образования), обеспечение правопорядка (принятие законов, судопроизводство и др.) и т.д. Важнейшими функциями внешней политики являются защита суверенитета (содержание армии, защита границ и пр.) и развитие отношений с другими странами (участие в международных конференциях и др.)

Государственной власти свойственен ряд признаков, отличающих её от любой другой власти – власти в семье, в классе, в трудовом коллективе. К ним относятся

- распространённость на всё общество, в отличие от, например, власти учителя, которая распространяется только на его учеников, власти главы семейства, которая распространяется только на членов данной семьи и т.п.

- суверенитет – независимость государства во внутренней и внешней политике,

- публичный характер власти – государство действует от имени всего общества,

- право на легитимное (в рамках закона) насилие – только государство может взимать налоги, сажать в тюрьму и т.п.

Существует ряд теорий происхождения государства.

Теологическая теория гласит, что государственная власть установлена Богом, волей правителя управляет Всевышний.

Патриархальная теория выводит государство из семьи – подобно тому, как отец правит в семье, государство правит в обществе.

Классовая (марксистская) теория рассматривает государство, как силу, созданную господствующими классами собственников для удержания власти над трудящимися.

Теория насилия утверждает, что государства возникли в результате завоевания одними народами других, когда возникла необходимость удержания власти завоевателей над завоёванными.

Теория общественного договора великого французского просветителя Ж.Ж.Руссо утверждает, что возникновение государства является результатом заключения договора между обществом и властью. 

Когда то, считал Руссо, в первобытные времена, люди были сильны и отважны и сами могли отстаивать свои естественные права – право на жизнь, на пищу и т.д. Однако с развитием прогресса и комфорта человек утратил эти качества. Тогда общество и власть заключили между собой договор. Общество подчиняется власти: платит налоги, соблюдает законы и т.д. А власть защищает естественные права людей: организует пограничную службу, борется с преступностью и т.д. Но с течением времени государство, обретя силу, стало превращаться в свою противоположность, и отбирать права у человека. Руссо был уверен, что если современный человек не может обойтись без государственной власти, то он должен вернуть её в первозданное состояние, то есть в состояние защитника естественных прав человека.    

 


Понятие политической власти шире, чем понятие государственной. Политическая власть осуществляется не только государством, но и партиями, профсоюзами и иными общественными организациями.



Вопрос третий. Политическая система общества.

Политическая система общества – совокупность политических институтов и общностей, а также взаимосвязь между ними.  


Институтами политической системы общества являются:

- государство – основное ядро политической системы,

- политические партии – организации, стремящиеся к овладению и удержанию власти,

- другие общественно-политические организации.

Подсистемами политической системы или её структурными компонентами являются:

- институциональная подсистема, состоит из институтов политической системы – государства, партий и других общественно-политических организаций,

- нормативная подсистема, включающая в себя политические законы и традиции, то есть политические нормы,

- коммуникативная подсистема, включающая в себя связи между государством и общественно-политическими организациями, государством и обществом, государством и другими государствами,

- культурно-идеологическая подсистема – совокупность политической психологии, политических идеологий и политических культур.


Вопрос четвёртый. Политическая культура.

Слово «культура» в словосочетании «политическая культура» отнюдь не означает «культурность». Так что речь пойдёт не о степени воспитанности депутатов, министров, президентов или, по крайне мере, не только о ней. В данном случае слово «культура» близко по значению к понятию вида. Так, мы, например, называем виды зерновых растений зерновыми культурами.

Политическая культура – совокупность норм и ценностей, которые определяют взгляды и поведение гражданина или граждан в политической сфере.  

 

 


Можно говорить о политической культуре отдельного человека, региона, страны и группы стран.

Политическая культура мало зависит от уровня развития страны. Например, Англия и Франция – страны, находящиеся на одном уровне развития, а политическая культура у их народов разная.

Понятие политической культуры ввели американские учёные Г.Алмонд и С.Верба. Они же основываясь на результатах сравнительного исследования, которое прово­дилось одновременно в пяти странах: США, Великобритании, ФРГ, Италии и Мексике, выделили три «идеальных» типа политической культуры: патриархальный, подданнический, активистский.

1. Патриархальный тип. У людей этого типа крайне ограничено или вообще от­сутствует осознание политической системы как ясного и целостного. Люди практически ничего не знают о политике. В руках вождя или шамана заключена вся полнота политической, экономической и религиозной власти. Люди не связывают свои ожидания с функционированием по­литической системы. К людям такой политической культуры можно отнести пигмея – жителя Центральной Африки, где до сих распространён племенной строй, единственным начальством является вождь, а единственными законами - традиции племени. Вряд ли он представляет себе, в каком государстве живёт. Но к этой же культуре относится и бабушка-пенсионерка, жительница окраины большого российского города, для которой единственная власть, имеющая отношение к её жизни, это пенсионный фонд и ЖЭК.   

2. Подданнический тип. Такой человек может очень хорошо разбираться в политике и даже иметь своё мнение, отличное от мнения власть имущих. Однако в силу определённых причин - страха, воспитания, представлений о целесообразности- него никогда не будет делать ничего против власти. Если голосовать – то только за нынешнюю власть, если погонят на митинг правящей партии – пойдёт, сопротивляться не станет. Хотя в душе, возможно, разделяет мнение оппозиции. Несмотря на политическую пассивность, такие люди ориентируются на офици­альные, государственные ценности. Они ожидают от полити­ческой системы либо наказания, либо предоставления благ.

3. Активистский тип или политическая культура участия. Эти люди лучше всех разбираются в политике. Они чрезвычайно активны – всегда участвуют в выборах, ходят на митинги, занимаются политической агитацией. Не правильно было бы думать, что они всегда против власти. Они могут как искренне её поддерживать, так и искренне выступать против неё. Но всё что они делают в политике, они делают в соответствии со своими убеждениями. И ещё один важный признак людей этой культуры: они уверены, что от их участия в политике многое зависит.  

В чистом виде данные типы политической культуры не су­ществуют. Смешиваясь, они образуют комбинированные модели политической культуры: англо-американская, континентально-европейская, авторитарно-тоталитарная и доиндустриальная.

Для современной России свойственна крайняя фрагментарность (мозаичность) политической культуры. Это связано с тем, что страна наша огромна и условия жизни в разных регионах резко отличаются. Кроме того, различны политические пристрастия пожилых людей, чья политическая культура сформировалась при советской власти, людей среднего возраста и молодёжи, на которую советский тоталитарный режим уже не оказал никакого воздействия.

 


Вопрос пятый.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: