Понятие образовательной среды
Психологическая культура и психологическая грамотность
Понятие о правилах, нормах
Традиционный и этимологический аспект понятия «образование». Два подхода в образовании.
Образ человека-личности и человека-организма
О собранности, самоконтроле и самообладании
Понятие о жизненном пути
Понятие профессионализма
Понятие компетентности и компетенции
Понятие о способностях
Движущие силы поведения
Реакция организма, поведение, деятельность
Мотив и мотивация
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ
Представление
Отметка посещаемости (раздача бланков)
Проверка готовности к уроку
Цели, задачи и структура урока.
4. Рабочая программа курса ( цели, задачи, структура, объём)
Список литературы. «Примерные»учебники.
Способ выбора учебника, дополнительной литературы
Некоторые особенности систем образования в институтах социализации
|
|
Ясли, детский сад, школа, профтехучилища, институты и т.д.особенности урочной и лекционно-семинарской систем.
Некоторые особенности подготовки по предмету
Вопрос аудитории: Как обычно вы готовитесь к занятиям? Личный опыт.
Мой опыт: Начитывание материала, осмысление и переработка в собственные схемы.
Требования к зачёту. Критерии оценки.
ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических услови й, и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика.
СРЕДА
Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-н.
"Воздух — с., в которой распространяется звук"
Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов.
"Географическая с."
3. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Профессиональная среда — это совокупность предметных (предмет, орудия, средства труда, необходимые действия, организация труда, иерархические отношения) и социальных (человеческие взаимоотношения, микроклимат, восприятие и осознание самими работниками своего труда) условий труда.
С точки зрения синергетики образовательная среда – э то системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса с внешней средой, в результате чего раскрываются индивидуальные черты личности ученика.
|
|
Исследователи выделяют важную
особенность образовательной среды как системы:
субъект образовательного процесса (человек) сам по себе является системой. Таким образом, находясь в поле образовательной среды, он проявляет активный характер ее познания, что в итоге проявляется во взаимном влиянии субъекта и среды.
В широком смысле под образовательной средой можно понимать
«любое социокультурное пространство,
В рамках которого
Стихийно или с различной степенью организованности
осуществляется процесс развития личности».
ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
(системы, процесса, деятельности)
- лица, группы лиц, государственные учреждения и другие организации, занимающиеся вопросами функционирования и развития системы образования, а также участвующие в ней.
Подразделяются на пять категорий:
1) Разработчики образовательной политики (Министерство образования и науки);
2) Субъекты, принимающие решения о ее содержании, направлениях, способах воплощения (Министерство образования и науки);
3) Организаторы образования на национальном, региональном, местном уровнях;
4) Учреждения образования (Образовательный институт);
5) Лица, осуществляющие обучение и иные виды педагогической деятельности.
6) Лица, получающие образование.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Психологическое образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно дает широкую и целостную базу.
Психологическое образование – целенаправленный процесс психологического обучения и психологического воспитания.
Психологическое обучение в сравнении с психологическим образованием может быть более фрагментарным, решающим локальные, узконаправленные жизненные или деловые задачи. Чем более конкретно-заземлено обучение, тем меньше можно говорить об образовании.
Психологическое воспитание (не нашел чёткого определения)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Чем больше живу, тем больше я ценю в людях культуру, особенно культуру внутреннюю. Культура – это созданные многими поколениями людей способы жизни, которые делают жизнь более красивой, доброй и достойной. Особое место здесь принадлежит психологической культуре, а именно умению жить с позитивным взглядом на мир, конструктивно решать проблемы, быть ответственным, мудро относиться к сложным ситуациям, думать о целесообразности своих действий.
Психологическая культура
– это развитость таких качеств и умений, как:
- Позитивность, (видение в мире светлых, лучших, радостных моментов)
- Конструктивность, (конструктив, конструктивный подход - то, что ведет к решению, это действия или реакции, направленные на решение затруднений, нормализацию отношений, улучшение ситуации. Конструктив отвечает на вопрос "Что делать?" (чтобы спасти, улучшить или исправить).
- Ответственность,
- Привычка включать голову, владение Позициями восприятия
- Целесообразность действий
- Педагогический взгляд
Основа (необходимая предпосылка) психологической культуры
- душевное здоровье (внутреннее (психическое) благосостояние).
Конкретные проявления психологической культуры разнообразны. Это умение слушать и слышать, привычка соглашаться с разумным (Тотальное ДА), умение управлять эмоциями, дипломатичность, тактичность и т.д.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Психологическая грамотность - способность, умение и навыки грамотно общаться, строить отношения, влиять и противостоять влиянию.
Психологическая грамотность – это психологические знания и средства, позволяющие человеку сознательно, разумно относиться к себе и окружающим, знать, понимать и учитывать свои индивидуальные возможности и особенности.
|
|