Основные понятия физической культуры

УТВЕРЖДАЮ

   Заведующий кафедрой

       социально-гуманитарных

         дисциплин,

 

А.В. Долматов

 

     «____» __________ 2017 г.

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Лекция на тему:

«Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей и

Профессиональной подготовки обучающихся в

Образовательных организациях»

 

 

 

Лекция рассмотрена

на заседании кафедры

социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № 8 от 13 марта 2017г.

 

 

Санкт-Петербург

2017

 

 

Содержание

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены................. стр. 3

2. Структура физической культуры личности....................................... стр. 5

Организационно-правовые основы физической культуры

И спорта................................................................................................... стр. 11

4. Физическая культура и спорт в образовательных организациях

 России....................................................................................................... стр. 14

Литература.............................................................................................. стр. 23

Иллюстративный материал.................................................................... стр. 25

 



Физическая культура и спорт как социальные феномены

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры

Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности.

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические качества, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортив­ные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Следовательно, физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его физической активности. 

Спорт – явление культурной жизни

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовки к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. В нем человек стре­мится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемый успехами и неудачами, популярнейшее зрели­ще, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт - это соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Следовательно, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Основные понятия физической культуры

Физическое воспитание характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его основными элементами являются физические упражнения и правила их выполнения, с помощью которых у человека формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и другие игровые виды.

Физическое развитие – это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо, т.к. в его основе действует биологический закон упражнения организма и закон единства его форм и функций.

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, реабилитационные упражнения после работы и др. Содержание и состав средств про­фессионально-прикладной физической культуры, порядок их приме­нения определяются особенностями трудового процесса. В условиях деятельности студентов ОВД она приобретает черты служебно-прикладной физической культуры.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура  связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура. Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а, формами проведения могут быть индивидуальные ceaнсы и процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Физическая подготовка в образовательных организациях – это целенаправленный управляемый процесс физического совершенствования студентов, осуществляемый с учетом особенностей их профессиональной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: