Выбор рационального типа подвижного состава для перевозки грузов

 

Требуется:

1. Выбрать соответствующие типы вагонов под погрузку конкретных гру­зов, изучить и проанализировать технические нормы загрузки вагонов заданными грузами.

2. Для выбранных типов вагонов рассчитать следующие показа­тели: коэффициент удельной грузоподъемности Кг, погрузочный коэф­фициент тары Кт, коэффициент использования грузоподъемности, производительность вагона Wв, потребность в вагонном парке n для осуществления погрузки.

3. Выбрать рациональный тип вагонов для осуществления перево­зок заданных грузов, обеспечивающий сокращение потребности в ва­гонном парке.

4. Определить экономию приведенных народнохозяйственных рас­ходов за счет сокращения потребного количества вагонов для пере­возок.

5. Привести конкретные мероприятия, позволяющие улучшить использование грузоподъемности и вместимости вагонов при перевозках заданных грузов.

 

Парк грузовых вагонов железных дорог состоит из разных типов вагонов, которые различаются конструкцией, грузоподъем­ностью, числом осей и приспособленностью для перевозки различных грузов. В зависимости от назначения, грузовые вагоны подразделяются на следующие основ­ные группы: крытые, полувагоны, платформы, изотермические и специальные. Основными технико-эксплуатационными характеристиками ва­гонов являются; грузоподъемность, количество осей, вес тары, объем кузова, габаритные размеры кузова, площадь пола платформ, нагруз­ка на ось вагона, нагрузка на рельс от колесной пары, нагрузка на один погонный метр пути и другие.

При выборе наиболее рационального (экономичного) типа вагона необходимо исходить из обеспечения сохранности груза, приспособ­ленности отдельных типов вагонов к перевозке, возможности механи­зированной погрузки и выгрузки конкретных грузов, а также обеспе­чения максимальной загрузки вагона с учетом его удельной грузоподъемности и объемного веса груза. При осуществлении перевозок и выполнении погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена охрана окружающей среды и техника безопасности обслуживающего персонала.

Тип вагона выбирается на основании характера и рода груза, анализа технических норм загрузки вагонов заданным грузом и изу­чения эксплуатационных характеристик вагонов. Перечень грузов, пе­ревозка которых разрешена на открытом подвижном составе, приведе­на в [2]. Технические нормы загрузки различных типов вагонов конкретными грузами приведены в [4]. Повышение загрузки вагонов сокращает пот­ребность в вагонах и является резервом улучшения использования вагонного парка и снижения издержек перевозок.

При выборе типа вагона следует учитывать, что заданный груз может перевозиться только в одном типе вагонов (в крытом, в полу­вагоне, на платформе и т.д.) или в вагонах

разных типов (платфор­ма и полувагон и т.д.). В первом случае при выборе рационального типа вагона сравниваются показатели использования одного типа вагонов, имеющих различные эксплуатационные характеристики (объем кузова, грузоподъемность, число осей и т.д.). Во втором случае сравниваются характеристики различных типов вагонов.

Результаты выбора наиболее рационального подвижного состава рекомендуется свести в табл. 5.

Потребное число вагонов для перевозки заданного груза опре­деляется по формуле:

, ваг.                                                     (8.1)

Производительность вагонов является комплексным показателем для оценки их использования. Производительность вагона по каждому из сравниваемых типов можно определить из выражения:

, т км нетто/сутки,                          (8.2)

где Sв - среднесуточный пробег вагона, км/сутки;

αпор  коэффициент порожнего пробега.

Коэффициент удельной грузоподъемности Кг позволяет сделать вывод о возможности повышения технической нормы загрузки вагонов. Наиболее полно грузоподъемность и вместимость используется, если удельный вес груза d равен Кг. Если d>Кг, грузоподъе­мность вагона использована полностью, а вместимость нет. В том случае, когда d<Кг грузоподъемность вагона будет недоис­пользована, а объем вагона занят грузом полностью.

Данные табл. 4 необходимо проанализировать и обосновать преи­мущества типа вагона, выбранного для перевозки.

Использование под погрузку грузов рационального подвижного состава дает экономию приведенных народнохозяйственных расходов, величина которой определяется:

, руб,                                       (8.3)

где      tок - нормативный срок окупаемости капиталовложений, рав­ный 10 годам;

ΔК - экономия капитальных вложений в результате сокра­щения потребности в вагонах;

ΔСв-ч - годовая экономия эксплуатационных расходов в ре­зультате сокращения вагоно-часов простоя на стан­циях погрузки и выгрузки, руб.;

ΔСв-км - годовая экономия эксплуатационных расходов в резуль­тате сокращения вагоно-км пробега.

Экономия капитальных вложений определяется по формуле:

,                                                                    (8.4)

где αвх - коэффициент, учитывающий долю затрат на развитие вагонного хозяйства, αвх =0,1;

αрем - коэффициент, учитывающий дополнительный парк вагонов, находящихся в ремонте, принимается αрем = 1,05;

n', n'' - годовая потребность в вагонах сравниваемых типов, ваг;

Θ - оборот грузового вагона, сут.;

Св - стоимость постройки одного вагона (руб.), принимает­ся на основании [3] или другой нормативно-справочной литературы.

Годовая экономия эксплуатационных расходов от сокращения вагоно-часов простоя определяется                   

, руб.,                             (8.5)

где t', t' ' – соответственно средний простой вагона на станции погрузки и выгрузки, приходящийся на одну грузо­вую операцию, час;

Св-ч - стоимость одного вагоно-часа, руб.

Экономия в результате сокращения вагоно-км. пробега равна

, руб.,                         (8.6)

где lгр  - средний рейс груженого вагона, км.;

αпор - коэффициент порожнего пробега;

Св-км - стоимость одного вагоно-км, руб.

Величины измерителей Св-ч и Св-км студенты принимают по от­четным данным, имеющимся на местах их работы. В случае отсутствия этих данных можно принять   Св-ч = 8,7 руб., Св-км = 1,97 руб.

Для заданных исходных данных студент определяет технико-эко­номическую эффективность применения рационального подвижного сос­тава и оптимального размещения заданного груза в вагоне.

Далее в работе необходимо кратко изложить основные мероприя­тия, позволяющие улучшить использование грузоподъемности и грузо­вместимости вагонов при перевозках заданного груза.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Железные дороги. Общий курс / под редакцией М.М. Уздина. - СПб.: «Выбор», 2002. – 366 с.

2. Правила перевозок грузов. - М.: Транспорт, 2003.

3. Перевозка грузов по железным дорогам. - Справочник. - М.: Тран­спорт, 1978.

4. Сборник правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте. - М.: Контракт, 2001. – 599 с.

5. Дерибас А.Г., Повороженко В.В., Смехов А.А. Организация грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте. - М.: Транспорт, 1980.

 

 

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: