Общественной палаты Российской Федерации

Рекомендации

по результатам общественных слушаний на тему:

«Проблемы и перспективы государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни населения»

г. Москва                                                                                  25 января 2018 года

В Общественной палате Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий проведены общественные слушания на тему: «Проблемы и перспективы государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни населения» (далее – общественные слушания, мероприятие).

В общественных слушаниях приняли участие члены Общественной палаты, представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации,Российского союза промышленников и предпринимателей, общественной организации «Деловая Россия», а также других общественных и научных организаций и экспертного сообщества. Следует отметить, что представители Министерства здравоохранения Российской Федерации проигнорировал приглашение на общественные слушания.

В ходе мероприятия участники обсудили проект «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» (далее – проект Стратегии ЗОЖ), разработанныйМинистерством здравоохранения Российской Федерации и направленный на реализацию государственной политики в Российской Федерации в сфере формирования здорового образа жизни.

По мнению представителей научного сообщества, в том числе ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» и ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН, предложенное Министерством здравоохранения Российской Федерации регулирование процесса формирования профилактической среды, здорового образа жизни населения и ответственного отношения граждан к своему здоровью и здоровью детей на основе комплексного межсекторального подхода требует серьезной научной оценки и осмысления с точки зрения обоснованности и технологической реализуемости, а также адекватности предлагаемых мер для решения обозначенных целей.

Участники общественных слушаний полагают, что разработка таких значимых документов, как проект Стратегии ЗОЖ, требует проведения серьезных научных исследований с привлечением специалистов научного и экспертного сообществ.

Заявленные в проекте Стратегии ЗОЖ целевые показатели требуют, по мнению участников мероприятия, переоценки с учетом их соотнесенности между собой и достижимости, в том числе за отведенный на реализацию Стратегии ЗОЖ период времени.

Отраслевые эксперты, представляющие пищевую и перерабатывающую промышленность,единогласно дали отрицательную оценку проекту Стратегии ЗОЖ. По их мнению, несмотря на то, что документы стратегического характера должны отражать системный подход, включающий целостное видение направлений работы, а также комплекс стратегических целей и задач, в проектеСтратегии ЗОЖ предлагаются меры, которые не только не позволят достичьзаявленных целей, но и будут иметь серьезные негативные социально-экономические последствия, в том числе для продовольственной безопасности страны.

В последние годы для создания условий обеспечения продовольственной безопасности, развития производства пищевой продукции и повышения ее качества, развития сырьевой базы пищевой и перерабатывающей промышленности был принят ряд важнейших нормативных правовых актов и иных документов, таких как:

- Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;

- Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 1873-р «Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р «О Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1215-р «Об утверждении Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации»;

- Приоритетный проект «Экспорт продукции АПК», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 года № 11);

- Приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни», утвержденныйПрезидиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам(протокол от 26 июля 2017 года № 8).

Стоит отметить, что утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 1364-р Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, также как и Стратегия ЗОЖ, ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения.При этом среди прочих задач в проектеСтратегииЗОЖ предусматривается также создание механизмов стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества и принципам здорового питания, продвижение принципов здорового питания.

Принимая во внимание  схожие цели и круг исполнителей обеих стратегий,предлагаемые в нихмеры и целевые показатели требуют соотнесения друг с другом.

Участники общественных слушаний отметили также, что основными аспектами, на которых важно сконцентрировать усилия при формировании и реализации государственной политики в сфере здорового образа жизни, являются:

- повышение доступности продуктов, составляющих сбалансированный рацион питания;

- популяризация здорового образа жизни;

- снижение потребления табачной и алкогольной продукции;

- повышениефизической активности граждан;

- постепенное формирование у потребителей сбалансированного и рационального потребления продуктов питания.

Представители отраслевого сообщества считают, что формирование здорового образа жизни в части здорового питания со стороны государства должно сопровождаться популяризацией сбалансированного питания, развитием условий и стимулов выпуска пищевых продуктов, способствующих достижению этой цели.

По мнению участников общественных слушаний, недопустимо в рамкахформирования у потребителя культуры рационального питания принимать меры дискриминационного характера в отношении отдельных пищевых продуктов. Однако проект Стратегии ЗОЖ содержит положения, согласно которым отдельные пищевые продукты признаются способствующими развитию неинфекционных заболеваний. По мнению отраслевого сообщества,соответствующие положения Стратегии ЗОЖ требуют пересмотра. 

Отдельно участники мероприятия отметили, что в случае принятия проекта Стратегии ЗОЖ в рассматриваемой редакции Российская Федерация утратит репутацию страны-производителя качественной и безопасной пищевой продукции, что нанесет серьезный удар по экспорту российских пищевых продуктов. Таким образом, нельзя недооценивать негативные последствия принятия проекта Стратегии ЗОЖ с точки зрения репутации страны в мировом сообществе и развития экспортного потенциала.

Принятие Стратегии ЗОЖ в текущей редакции негативным образом отразится на конкурентоспособности пищевой продукции, произведенной в Российской Федерации, по сравнению с аналогичной продукцией, производимой на территории стран-участниц Евразийского экономического союза (учитывая свободное обращение товаров).

В ходе общественных слушаний были рассмотрены разные подходы к реализации политики формирования здорового образа жизни, получившие поддержку и распространение в мировой практике. Отмечено, что саморегулирование является более действенной альтернативойадминистративным запретам и ограничениям. Кроме того, в России уже существуют успешные проекты по продвижению здорового образа жизни, реализуемые в добровольном формате компаниями-производителями пищевых продуктов.

Компании-производители добровольно внедряют новые стандарты для продуктов. Такие стандарты основаны на официальных рекомендованных нормах потребления пищевых веществ (ВОЗ, Европейским агентством по безопасности продуктов питания и пр.), современных научных рекомендациях о полезных пищевых привычках и т.д. На практике это означает, например, что за последние два года уже происходит снижение содержания сахара, жиров и соли в рецептуре продуктов и этот процесс будет продолжен.

Помимо этого, участники рынка сознательно следуют принципам социально-ответственного маркетинга, в частности, в отношении рекламы для детей. Это означает, что реклама не размещается на детских каналах, если это не реклама продуктов, предназначенных для питания детей, несмотря на отсутствие законодательного запрета.

Также компаниями проводятся просветительские и образовательные программы, направленные на продвижение принципов правильного питания и здорового образа жизни среди детей и взрослых.

В ходе мероприятия представитель Федеральной антимонопольной службы отметил, что проект Стратегии ЗОЖ в представленной редакции не был согласован ведомством ввиду наличия ряда принципиальных замечаний к документу (позиция службы размещена на официальном сайте).

Учитывая изложенное, участники общественных слушаний полагают важным переформулировать подход, применяемый в проекте Стратегии ЗОЖ, в частности:

а) предусмотреть поддержку и стимулирующие меры при отказе от прямых запретов, мер фискального характера и ограничений;

б) описать стимулирующие меры, способствующие дальнейшему развитию саморегулирования на рынке производства и продвижения продуктов питания и напитков, а также вовлечения в процесс саморегулирования широкого числа участников экономической деятельности.

Участниками мероприятиябыло особо подчеркнуто, что государственное ограничение рекламы и маркетинга продовольственных товаров как мера, направленная на снижение потребления отдельных видов продукции, не имеет под собой научных обоснований и является дискриминационной. Практика, в т.ч. международная, показала, что такие ограничения не приводят к ожидаемым результатам по снижению потребления тех или иных продовольственных товаров, так как не влияют на поведение потребителей при выборе категории товаров.

В Российской Федерации уже существует федеральное законодательство в области рекламы, однако требуется усиление государственного контроля за его исполнением. Кроме того, любые ограничения, особенно фискального характера, применяемые к фактически безопасным товарам, приводят к увеличению потребления суррогатной и небезопасной продукции.

Представители общества потребителей и потребительского рынка выразили обеспокоенность снижением экономической доступности продовольственных товаров и недостаточной физической доступностью ассортимента товаров во всех регионах страны, затрудняющими потребителю выбор продуктов для обеспечения сбалансированного, рационального питания.

В этой связи было отмечено, что важнейшим условием для изменения рациона потребления в сторону более сбалансированного и здорового питания является увеличение доходов населения. Без выполнения этого условия введение предлагаемых проектом Стратегии ЗОЖ мер сведётся к маргинализации и порицанию модели потребления значительной части населения, при недоступности альтернатив.

Участники мероприятия в целом поддерживают целесообразность формирования политики по продвижению здорового образа жизни в Российской Федерации при условии вовлечения в ее обсуждение бизнес-сообщества и заинтересованных органов исполнительной власти. Вместе с тем участники общественных слушаний отмечают, что отдельные меры проекта Стратегии ЗОЖ, рассмотренного в ходе мероприятия, могут оказать существенное негативное влияние на развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, а также на смежные отрасли, такие как переработка сельскохозяйственного сырья и машиностроение, нанести репутационный и экономический ущерб Российской Федерации, существенно ограничить экспортный потенциал страны на продовольственном рынке.

 

Учитывая вышеизложенное, по итогам прошедшего мероприятия Общественная палата Российской Федерации рекомендует:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: