Движущие силы психического развития личности

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоян­но отслеживать и фиксировать, в с другой - в процессе обучения и вос­питания человека можно активно влиять на этот процесс.

Движущие силы психического развития - это противоречия:

- между потребностями личности и внешними обстоятельствами,

- между ее воз­росшими физическими способностями, духовными запросами и стары­ми формами деятельности;

- между новыми требованиями деятельности и сформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития личности - это то объективно су­ществующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические осо­бенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития личности - это то, что оказы­вает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психичес­кого развития.

Они бывают внешними и внутренними. Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека. Внутренними предпосылками развития личнос­ти выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.

Уровни психического развития - степень и показатели психическо­го развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах фор­мирования его личности.

Уровень актуального развития личности - показатель, характери­зующий способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения лич­ности, какие ее качества и как развиты. Современное состояние разви­тия психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры их важнейшие характеристики.

Уровень ближайшего развития личности - показатель того, что человек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью других.

Схема. Движущие силы психического развития личности

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Разный уровень развития личности - реальность. Человека высокой культуры никто не спутает с человеком, у кого культуры нет или явно недостаточно. Любой руководитель знает, что такое человек ответственный, и печалится, когда видит, что сотрудник до нужной планки не дотягивает. Человек, живущий только как организм, всегда отличается от человека, живущего на уровне личности.

Уровень развития личности определяется двумя основными характеристиками: направленностью личности и ресурсами личностной базычеловека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: