Задачи:
1) экологическое обоснование производительных сил;
2) экологическое безопасное развитие отраслей хозяйства;
3) рациональное использование природных условий;
4) предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах между развитием производительных сил и сокращением экологического равновесия;
5) предупреждение и ликвидация ЧС;
6) обеспечение естественного развития экологических систем, сохранение и восстановление природных комплексов;
7) совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
Реальная политика в области повышения уровня жизни населения (УЖН)
Задачи:
1) создание прочной основы для повышения УЖН;
2) государственные гарантии населению и государственная поддержка; малообеспеченным слоям населения.
Чтобы обеспечить эти программы необходимо:
· создать благоприятные условия для роста пособий, пенсий
· стабилизация УЖН.
Региональная политика в сфере занятности населения
|
|
Задачи:
1) перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей;
2) организация профессиональной подготовки кадров для новых перспективных производств;
3) защита трудовых прав предприятий банкротов;
4) поддержка граждан потерявших работу.
Национальная этническая политика
Задачи:
1) совершенствование существующей модели федеративного устройства страны, направленная на создание территориальной целостности государства;
2) выработка правовой и нормативной базы для регулирования РП;
3) государственная поддержка самобытной культуры малочисленных народов, содействие в сохранении языка, традиций;
4) учет религиозных условий различных народов, соблюдение равного статуса вероисповедования;
5) сохранение исторического наследия русской культуры.
Тема 2: Федерально-целевые программы
Программа – специально разработанный перечень заданий, мер, действий, ориентированных на полное или частичное решение конкретной проблемы регионального характера.
1) легитимность (законность) – разработка программ в соответствие с единым законодательством не противоречащие конституции РФ;
2) нормативность – предполагает утверждение соответствующим органам и обязанность для исполнения всеми сторонами;
3) реальность - достижимость поставленной цели и задач;
4) вариантность – наличие нескольких вариантов решения проблем;
5) комплексность – такие цели, которые могут быть доказаны;
6) контролируемость – наличие условий;
7) ответственность.
Региональные программы:
· по уровню значимости
|
|
- межгосударственные;
- государственные;
- региональные.
· по территориальной принадлежности
- внутрирегиональный;
- межрегиональный.
· по функциональной ориентации
-научно-технические;
- социально-экономические;
- производственно-технические;
- инвестиционные;
- организационно-хозяйственные;
- экологические.
Виды программ:
· по территориальной принадлежности;
· функциональная ориентация;
· содержание решаемых проблем;
· масштабность решаемых задач;
· отраслевая локализация;
· характер проблем.
Эффективность региональной программы – прямая экономическая эффективность за счет решения поставленных задач на основе реализации включенных в программу заданий.
Результативность:
1. меры соответствия результатов с целями;
2. степень приближения к этой цели;
3. прямые позитивные воздействия на социальные, демографические и экологические проблемы региона.
Финансовые механизмы государственного механизма территориального развития
Финансовый механизм объединяет хозяйственные и социальные комплексы в единое экономическое пространство, обеспечивает его эффективное функционирование при помощи:
- кредитов;
- бюджетно-налоговых отношений;
- субвенции;
- субсидий;
- взаимопомощи регионов.
Финансовые ресурсы регионов включают:
· региональный бюджет;
· перераспределение средств из федерального бюджета;
· средства предприятий;
· средства региональных внебюджетных фондов, госинвестиции и средства на государственные целевые программы.
Региональная бюджетно-налоговая система
Региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.
Региональный бюджет участвует:
1) в формировании денежных фондов, необходимых для обеспечения хозяйственной деятельности региональных органов власти, при помощи которых эти фонды распространяются и используются отраслями хозяйства и социальными сферами;
2) контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, подчиненная органам местного самоуправления;
3) финансирования мероприятий, участвующих в осуществлении рыночных реформ.
Доходы региональных бюджетов - регулирующие доходы, используемые для балансирования доходов и расходов бюджетов, и представляют собой:
1) процентные отчисления от налогов;
2) дотации;
3) субвенции;
4) средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе его использования.
Фонды поддержки
1) ФФПР – фонд финансовой поддержки региона (1994г.) – предназначен для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ, общий объем средств определяется на срок не менее 3 лет, по утвержденному законодательству, нормативу отчисления. (14%)
Условия для выделения средств:
- перевод использования бюджетов регионов на казначейское исполнение через территориальные органы федеральной казны
- наличие субъектов федераций программы увеличения собственных доходов, и последующего сокращения полученных трансфертов
- наличие в регионе задолженности по ЗП в бюджетной сфере исполнения трансфертов контролируется федеральным казначейством
2) ФКРФ – фонд компенсации РФ (2001г.) – за счет централизации в федеральном бюджете стопроцентного НДС. Используется для целевой финансовой помощи для осуществления социальных выплат; средства распространяются в зависимости от численности населения регионов.
3) ФССР – фонд софинансирования социальных расходов (2002г.) – в целях финансирования приоритетных социально-значимых расходов, в частности представления населению субсидий на оплату жилья и коммунальные услуги.
|
|
4) ФРР – фонд регионального развития – совокупность объединенных средств федеральных, региональных, отраслевых программ и проектов отраслевого финансирования капиталовложения; средства используются на создание на территории страны социальной инфраструктуры, на помощь высокодотационных регионов.
5) ФРРФ – фонд реформирования региональных фондов – создан для активизации процессов финансового оздоровления субъектов РФ, содействие реформированию бюджетной сферы. Субсидии предоставляются на возвратной основе по конкурсу не более чем 5-6 субъектам РФ.
6) Резервный фонд
7) Фонд национального благосостояния