Задание № 6. Нормы правописания

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 31

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Алфавит, добыча, искони, лососевый, новорожденный.

 

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:  [ ЧН ] или [ ШН ]?

Что, конечно, скучно, друг сердечный, сердечные капли.

 

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Конформизм, ностальгия, ресурсы, рейтинг, стагнация.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 2. По сведениям их осведомленных источников, ожидается приезд делегации.         3. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 

 

3. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

1. Они привыкли работать без надрыва, (методически, методично), четко выполняя все (методичный, методический) рекомендации. 2. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый). 3. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (обговорен, оговорен) в соглашении.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Павел знал всю ее подноготную жизнь. 2. Отец не захотел слушать объяснений и послал Вадика туда, куда Макар не гонял. 3. Он обещал вернуться, когда рак в воде свистнет.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Грубый топтыгин. 2. Синий чулок. 3. Прокрустово ложе.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Дорогой) салями, (новый) авеню, (густой) тушь, (маринованный) иваси, (уютный) фойе.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Оглобли, пустыня, погоны, ботинки, чулки.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) к 743, 2) от 894, 3) с 875, 4) об 1359.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Участвовать (собрание), венчаться (церковь), чокаться (бокалы), оказаться (иллюзия), очарован (пейзаж).

 

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Вокруг фонаря кружились бабочки, которые были привлечены светом. 2. По степи, которая не успела остыть за ночь, уже тянет теплый ветер. 3. Стрелы, которые были пущены в него, упал на землю.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Старый обширный т…нувш…йся позади дома сад выходивш…й за село и потом проп…давш…й в поле заросш…й и заглохш…й казалось один осв…жал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем карти(н, нн)ом запустени…. Зелеными облаками и (не)правильными трепетнолистыми куполами лежали на небесн…м горизонт… со…дине(н, нн)ые вершины разросш…хся на свободе деревьев. Белый к…ло(с, сс)альный ствол березы лише…ый верхушк… отломл…(н, нн)ой бурей или грозою подымался из этой зеленой гущи круглый и св…ркающий как прав…льная мраморная коло(н,нн)а.

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 32

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Холеный, трубопровод, приданое, каталог, петля.

 

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:  [ ЧН ] или [ ШН ]?

Веснушчатый, нарочно, потому что, нечто, скучно.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Катаклизм, юрисдикция, стагнация, имидж, ностальгия.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 2. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 3. Герой целеустремленно стремится к своей намеченной цели.

 

3. С каждым из синонимов составьте словосочетание.

Единый – один, истинный – настоящий – подлинный – заправский, исправить – устранить, обосновать – доказать, осуществить – выполнить.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Пот градом заливал лицо, от усталости в глазах мелькали красные круги. 2. Наша работа серьезной лептой входит в общую борьбу москвичей за благоустройство родного города. 3. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом.

 

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Бумага не краснеет. 2. Белая ворона. 3. Львиная доля.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Настоящий) разиня, (юный) кабальеро, (крошечный) колибри, (молодой) кутюрье, (очередной) бюллетень.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Земля, бакенбарды, полотенце, румын, погоны.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) у 249, 2) об 1257, 3) с 384, 4) к 492.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Обрадоваться (успехи), потребность (деятельность), скучать (вы), стремление (организация), оказаться (иллюзия).

 

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Струйки дыма вились в воздухе, который был полон свежести влаги. 2. Молодой человек вошел в кабинет, который был обставлен недорогой мебелью. 3. Нами получены книги, которые были предназначены для кабинета литературы.  

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Хмель гнувший (в)низу кусты бузины рябины и лесного орешника взбегал наконец и обв…вал (на)половину сломле…ную березу. Достигнув середины ее он (от)туда свеш…вался (в)низ и начинал ц…плять вершины других деревьев или же в…сел на воздухе зав…завши кольцами свои тонк… цепк… крючья легко колебл…мые воздухом. Местами зеленая чаща расходилась оз….ре(н, нн)ая солнц…м и показ…вала (не)освеще…ное углубление зиявш… как темная пасть в черной глубине которой мелькали окинутые тенью узкие дорожки уб…гавш…е (в)даль обруше…ые перила пошатнувш…яся беседка.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: