Задание № 1. Орфоэпические нормы

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Начать, гнала, кухонный, спала, обеспечение.

 

2. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё.

Никч…мный, ж…лчный, недоум…ный, ж…ноненавистник, ж…лоб.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Ностальгия, катаклизм, верификация, афера, инцидент.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла.                2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, машину.

 

 

3. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Технический – техничный, опасный – опасливый, понятный – понятливый, скрытый – скрытный, явный – явственный.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Чтобы скорее решить вопрос, документы были положены под сукно.        2. Новая работа пришлась ему по душе: наконец-то он попал в переплет.    3. Он никогда не держал камня под мышкой, всегда говорил правду.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Гора родила мышь. 2. Менторский тон. 3. Из мухи делать слона.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Ресторанный) меню, (непроницаемый) жалюзи, (черный) кофе, (овощной) рагу, (красивый) какаду.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Дупло, блюдце, дрязги, чулок, турок.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

Перед 9, над 77, около 985, с 2794.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Жажда, потребность, стремление (деятельность), убежденность, верящий (правота дел).

2. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами.

1. После того как дети быстро разделись, они бросились в воду. 2. После того как кучер остановил лошадей, он соскочил на землю. 3. Как только баржа поднимется вверх по Волге, она будет выгружена на причалах Ярославля.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Изба лесника состояла из одной комнаты закоптелой ни…кой и пустой без полатей и перегородок. Изорва(н, нн) тулуп в…сел на стене. На лавк… л…жало одноствольное руж(?)ё в углу в…лялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печ(?)ки. Лучина г…рела на столе п…чально в…пыхивая и пог…сая. На самой середине избы в…села люлька, пр…вязанная к концу дли(н, нн)ого шеста. Девочка пог…сила фонарь пр…села на скамейку и начала правой рукой к…чать люльку левой попр…влять лучину. Я смотрел кругом – сер…це (во)мне заныло (не)весело войти ноч…ю в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал т…жело и скоро.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 42

 

 

  Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Каталог, заиндеветь, донельзя, наголо, мастерски.

 

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:  [ ЧН ] или [ ШН ]?

Нечто, скучно, скворечня, булочник, подсвечник.

 

  Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Афера, бартер, верификация, имидж, инцидент.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу. 2. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. 3. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.

 

3. Составьте словосочетания с данными паронимами.

Освоить – усвоить, осудить – обсудить, тактичный – тактический, представить – предоставить, хозяйский – хозяйственный.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Хоть был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.      2. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 3. Не за горой тот день, когда спад производства прекратится.

 

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Тришкин кафтан. 2. Прокрустово ложе. 3. Гордиев узел.

 

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Новый) шампунь, (заказной) бандероль, (красивый) тюль, (черный) лебедь, (широкий) авеню.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Цапля, туркмен, колени, ясли, апельсин.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) у 374, 2) о 1345, 3) к 683, 4) с 794.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Добраться (берег), уважение (подвиг), сетовать (разлука), тосковать (вы), не пропущенный (цензура).

 

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. События, которые были описаны в этой повести, которая была опубликована в журнала «Юность», произошли в действительности. 2. С самолета уже виден был город, который был окутан серой дымкой.           3. Поездка на море, которая была организована профкомом, отменена из-за непогоды.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Слишком я зан…т собой в лесу. Он об…стря…т чу…ства и я быстро уст…ю от их интенсивности. И от ко(л, лл)ичества мыслей м…лькающих без системы и плана. Это даже не мысли а обрывки мыслей м…чтаний вообр…жений восп…м…наний. И (не)ожида(н, нн)ые точные д…гадки даже оз…рения связа(н, нн)ые с работой. Все это бесп…рядочно и густо замеша(н, нн)о.

 

Весь мир увид…л как выр…с русский человек увид…л его б….гатство его душевную силу. Р…стем от года к году мы. Р…внодушия усп…к…ения уд…вл…тв…ре(н, нн)ости у писателя не должно быть – вечная тр…вога.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 43

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: