Задание № 1. Орфоэпические нормы

1. Расставьте ударения в словах. Разделите слова на 3 группы:             с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге и с ударением на третьем слоге.

Угольщик, браковщик, чистильщик, бунтовщик, обувщик, горлица, гусеница, дьяволица, перекупщик, страховщик, кислица, танцовщица, часовщик, баловница.

 

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:  [ ЧН ] или [ ШН ]?

Бесконечный, будничный, кирпичный, копеечный, троечница, сердечный, скучно, яичница

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Иммиграция, конгломерат, лайнер, малахит, прострация.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Мать устроила праздничный ужин – неожиданный приятный сюрприз.               2. Молодежь всегда была на самом переднем фронте борьбы. 3. Совместное сотрудничество принесло неожиданный результат.

  

2. Составьте с данными паронимами словосочетания (или предложения).

Обидный – обидчивый, крестный – крёстный, масленичный – масличный, косный – костный, дружеский – дружественный.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. «Ты у меня будешь кататься как кот в масле», – сказал он невесте.        2. Соловья песнями не кормят. 3. Он всегда играл первую дудку.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Рог изобилия. 2. Со щитом или на щите. 3. Сизифов труд.

  

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Новый) шампунь, (богатый) рантье, (солнечный) Капри, (вкусный) сациви, (крошечный) колибри. 

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Ботинок, георгин, рельс, мочало, щупальце.

 

3. Просклоняйте числительное: 1274.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Перепишите предложения, раскрывая скобки.

1. Благодаря (проведенное преобразование) предприятие перестало быть убыточным. 2. Вопреки (постановление) перфект административного округа не получил необходимых полномочий. 3. Появляется возможность ориентации модели (рыночная экономика). 4. Еще раз повторяю (своя просьба).

 

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Улица, которая вела в город, была свободна. 2. За столом рылся в книгах счетовод, который недавно приехал из станицы. 3. Ржавая осока, которая была все еще зеленой и сочной, склонялась к земле.

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

(С)начала физкультурники стояли (на)вытяжку перед своим руководителем потом пошли (в) ногу (в) след за ним. Мне (не) (с) руки было охватить ствол но все (таки) я п…пыталась (з, с)делать это надеясь так сползти (в) низ где ожидало меня что(то) неизвес…ное. Здесь должна быть брусника и ее во (что) (бы) (то) (ни) стало нужно р…зыскать. (По)моему надо и…ти дальше (в) глубь леса но мои подружки (в)рас…ыпную разбегаются по поляне и уже сыплют в к…рзинки кр…ваво-красные ягоды.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 54

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Августовский, зубчатый, флейтовый, тигровый, гербовый, юродивый, украинский.

 

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:  [ ЧН ] или [ ШН ]?

Беспорядочный, будничный, кирпичный, горничная, нарочно, троечница, молочный.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Катаклизм, легитимный, котироваться, копирайт, лоббизм.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 2. После первого дебюта актриса стала сниматься за границей. 3. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.

 

3. Подберите к данным паронимам подходящие синонимы из скобок.

Длинный – длительный (протяжённый, долговременный); запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный); комический – комичный (смехотворный, комедийный); нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый); удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный).

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

Подберите к каждому предложению подходящие по смыслу устойчивые выражения.

1. Обычно он много болтает.                                А. Правая рука.

2. Он все умеет делать.                                          Б. Язык без костей.

3. Он – главный мой помощник.                 В. Водой не разольешь.

4. Братья очень похожи друг на друга.               Г. Как две капли воды.

5. Они неразлучные друзья.                                 Д. Мастер на все руки.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь, воротила, выскочка, жертва, коллега, лакомка, лиса, марионетка, невежда, стрекоза, тряпка, тупица, ябеда, судья, старшина.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения. 

Жирафы, яблоки, гуси, клавиши, манжеты, босоножки, пожарища, грозди, шампуни, боты.

 

3. Напишите цифры прописью.

1. Частное от деления 6884 на 6 равно 1144. 2. Библиотека института ежемесячно пополняется 300 книгами. 3. Разность между 87 и 58 составит 29. 4. Это небольшой старинный город с 4675 жителями.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобки слова в нужном падеже.

Встретиться (друг), мечта (счастье), преклонение (талант), долг (Родина), уплатить (квартира), восхищаться (друг), вздохнуть (свобода), скучать (родители).

 

  2. Найдите ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. 

1. Как приятно знать, что, придя домой после работы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. 2. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн был сам шахтером. 3. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит. 4. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: