Задание № 2. Лексические нормы

1. Выберите существительные, образующие сочетания с глаголами НЕСТИ (ПОНЕСТИ), НОСИТЬ.

Жертвы, звание, нагрузка, имя, наказание, обязанности, название, урок, отпечаток, ответ, ответственность, печать, следы, поражение, потери, расходы, убыток, угроза, характер, утрата, ущерб.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 2. По сведениям из осведомленных источников ожидается приезд делегации. 3. Намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

 

3. Подберите к данным паронимам подходящие синонимы из скобок.

Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный), опасный – опасливый (рискованный, осторожный), скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный), явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).  

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Я привык отдавать себе отчеты во всех вопросах. 2. Он ругал всех на чем свет стоял. 3. У нас было несколько медовых месяцев.

 

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Рог изобилия. 2. Прометеев огонь. 3. Со щитом или на щите.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.

Колибри, картофель, меню, Чили, цеце.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бланки, гектары, носки, оладьи, ясли.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

178, 250, 275, 1100.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Страдать (разлука), касаться (стол), тормозить (движение), ругать (беспечность), сочувствовать (пострадавший).

 

2. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1. Читая эту повесть, создается впечатление, что писатель сам был участником этих давних событий. 2. Благодаря удачному освещению актриса выглядела еще более моложе, чем в жизни. 3. Она долго рассуждала, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти жизнь детей. 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

В белом уже изрядн(о, а) поноше(н, нн)ом (полу)фраке с княжеского плеча но тщательно отутюже(н, нн)ом с (не)вероятным каким (то) шарфом на шее круглолиц…й и кривоногий с ореховой тростью в руке Афанасий медле(н, нн)о кружил в (н…)котором отд…лении от в…ранды с точ(?)ностью определяя име(н, нн) такое ра(с, сс)тояние которое позв…ляло ему (не)быть св…дет…лем госпо…ской беседы и одновреме(н, нн)о в нужный м…мент улавл…вать любые желания князя.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 48

 

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Донельзя, втридорога, асимметрия, наотмашь, феномен.

 

2. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё.

Никч…мный, ж…лоб, ж…ноненавистник, иноплем…нный, побас…нка.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Адекватный, гипертрофированный, лояльный, позитивный, спонтанный.

 

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Это свойство свойственно всем писателям. 2. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 3. Автобиография жизни.

 

3. Составьте словосочетания.

Масленичный – масличный, обидный – обидчивый, пастырский – пасторской.

 

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Эти вопросы имеют большую роль в развитии науки. 2. Пора тебе взяться за свой ум. 3. Ну хоть разбейся головой об стенку!

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Лебединая песня. 2. На седьмом небе. 3. Пиррова победа.

 

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.

Капри, толь, Дели, шимпанзе, кафе.

 

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Бананы, грузины, килограммы, простыни, сапоги.

 

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

119, 96, 735, 1454.

 

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.

Потребность (деятельность), верить (правота), интересоваться (искусство), вопреки (угроза), полон (бодрость).

2. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

 1. У нас невольно возникают воспоминания о нашем медовом месяце, глядя на молодоженов. 2. Часть книг раскуплены сразу после издания. 3. Наконец пришло письмо, сообщавшее о приезде давнего друга и которого я так ждала.  

 

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

С…реневый штиль окружал судно и зап…лнял к…юту. Из(за) вершин гор пр…чудл…вый с…луэт которых мог бы прийти в голову только в…ликому а…стракц…онисту подн…малось со…нце. Оно раск…лило до алого цвета тр…угольник неба вернее туч… между двумя вершинами. А остальное небо было в л…ловой тума(н, нн)ой мгле. Вода возле ж…лтого песка ни…кого берега была бледной едва голубой.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 49

 

  Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Истекший, небо, компас, мизерный, феномен.

 

2. Как произносится (твердо или мягко) согласный звук перед буквой Е?

Сессия, стена, фанера, шинель, экстерн.

 

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Декада, протекция, стагнация, эксперт, интервал.

 

2. Устраните речевую недостаточность.

1. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 2. Чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. 3. За ошибки и недостатки председатель артели заслуживает взыскания.

 

3. Составьте словосочетания со следующими паронимами.

Бережный – бережливый, тяготится – тяготеет, обидный – обидчивый, хозяйский – хозяйственный, соседский – соседний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: