Работа с исполнителями

В создании хоре­ографического номера много времени отводится его отработке. От того, как будет отрепетирован номер, будет зависеть, смогут ли исполнители донести до зрителя замысел постановщика.

Работая над созданием образов, исполнительским мастер­ством исполнителей педагогу-постановшику необходимо принимать во внимание индивидуальные качества исполнителей, уметь выявить лучшие стороны их талантов.

Руководитель хореографического коллектива является и педагогом. Он должен уметь распределить силы исполнителей на репетиции, распланировать физическую нагрузку в про­цессе работы так, чтобы у детей не было перенапряжения мышц во избежание травм. Для этого, технически сложные эпизоды необходимо чередовать с легкими, или работу одной группы исполнителей менять с работой другой группы. Если номер технически сложный, то не следует стараться "прогонять" его с начала до конца. Необходимо отработать сначала отдельные части номера, затем постепенно объединять, увеличивать объем исполнения и только потом репетировать весь номер от начала и до конца на одном дыхании, с тем, чтобы актеры овладели не только техникой танца, но и выразительно, без напряжения смогли бы станцевать весь номер. Обязательно нужно учитывать, чтобы на репетиции были заняты все вызванные исполнители.

На первом этапе целесообразно проводить отдельные репетиции для солистов и для массовки, и только тогда, когда отдельные пар­тии будут отработаны, объединить их вместе в единое целое.

Иногда бывает нецелесообразно отрабатывать движения в том рисунке, в каком их сочинил автор. Тогда исполнителей ставят в ли­нию или по диагонали, так, чтобы репетитор видел каждого, а они видели себя в зеркало и ориентировались друг на друга. После того как будут выучены движения, начинается отработка в заданном рисунке. Руководитель должен создавать творческого атмосферу, чтобы, несмотря на большую затрату физических сил, труд ребёнка был радостным, чтобы он видел цель, к которой нужно прийти в результате репетиции и ко­нечную цель всей работы. Целесообразно в конце репетиции сделать анализ работы, подвести итог, похвалить или сделать замечание.

Таким образом, педагог-постановщик пользуется всеми педагогическими приемами, делая по ходу и в конце репетиции общие и индивидуальные замечания. Исполнители должны уходить с репетиции удовлетворенные тем, что удалось сде­лать.

Репетиция должна планироваться так, чтобы обеспечить максимальную продуктивность работы. В работе с исполнителями должны учитываться и психологические аспекты, отношения с артистами должны быть искренними, дружескими, теплыми, но не панибратскими. Нужно стараться найти в отношении с актерами «золотую» середину, это поможет наиболее продуктивно строить работу. Руководитель должен хорошо знать своих детей, только при глубоком знании характеров, склонностей, возможностей каждого исполнителя можно добиться наилучших результатов в работе.

Необходимо видеть, кого можно и нужно поощрить по ходу репетиции, кому сделать замечание после нее, кого заставить повторить движение несколько раз. Руководитель должен быть человеком эмоциональным, уметь зажечь исполнителей идеей номера, темпераментом исполнения движений. Темп и характер репетиций во многом зависит от его мастерства, в каждую репетицию он должен вносить творческое начало и добиваться того же от всех исполнителей.

МЕТОДИКА СОЧИНЕНИЯ КОМБИНАЦИЙ

 

Комбинации могут быть простыми и сложными, рабочими и танцевальными. Вид комбинации зависит от целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном конкретном уроке. Каждое новое изучаемое упражнение отрабатывается в простой комбинации — «крест». Сложные, простые, танцевальные комбинации должны чередоваться, равномерно распределяя физическую нагрузку на мышечный и скелетный аппарат исполнителей.
Комбинации формируются, исходя из закона — «от простого — к сложному», где основное движение равномерно отрабатывается во всех направлениях, постепенно усложняясь в конце комбинации. Каждая комбинация выстраивается, исходя из поставленной цели. Основные движения могут варьироваться по схемам: крест, половина креста, неправильный крест.

При сочинении комбинации необходимо учитывать:

  • цели и задачи исполнения,
  • музыкальный размер и темп,
  • однородность характера сочетающихся движений,
  • простые и сложные элементы,
  • порядок исполнения движений у станка,
  • логическую последовательность исполнения движений,
  • связующие танцевальные элементы.

     В каждую комбинацию можно включать только те элементы, которые исполнялись до основного движения в экзерсисе у станка. Каждое движение в комбинации должно вытекать из предыдущего и определять последующее. Простые комбинации целесообразно выполнять без перерыва для правой и левой ног, используя полуповорот. В сложных комбинациях, для отдыха, можно использовать паузы, фиксации поз, отдельную работу рук.
    При сочинении комбинации используется квадратность счета, которая переносится на любой музыкальный размер. Длина комбинации определяется педагогом, взависимости от поставленных задач. В каждой комбинации выполняется работа только для одной рабочей ноги. Опорная нога может использоваться только в исключительных случаях. В сложные танцевальные комбинации можно включать отходы от станка, переходы от одного места в другое, работу в паре и другие формы.

       Такое построение комбинаций используется для всех возрастных групп детского хореографического коллектива, при условии, что будет учитываться:

1. Год обучения.

2. Хореографические возможности и способности.

3. Уровень подготовленности.

4. Программные требования для данной возрастной группы.

5. Творческие возможности.

6. Оборудование танцевального зала.

7. Требования к хореографической форме.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: