Экзерсис у станка имеет определенные цели и задачи:
- Развитие природных хореографических данных.
- Развитие хореографических качеств и способностей.
- Разогрев мышц корпуса, ног, рук, укрепление суставов и сухожилий.
- Изучение и освоение методики исполнения основных движений классического танца.
Экзерсис у станка состоит из определенных, постоянно повторяющихся упражнений, которые имеют свои цели и задачи:
1. Demi и grand рliе – развивает и укрепляет коленный и голеностопный суставы, вырабатывает эластичность мышц ног.
2. Вattement tendu - разогревает мышцы ног, развивает подвижность и выворотность стопы.
3. Вattement tendu jete – развивает силу мышц ног.
4. Rond de jambe par terre – укрепляет тазобедренный сустав, развивает его выворотность.
5. Вattement fondu – развивает силу и выворотность ног, эластичность мышц, укрепляет суставы ног.
6. Вattement frappe - отрабатывает быстрое и точное сгибание и разгибание ноги, выворотность колена, силу удара.
7. Adajio - развивает величину шага, хореографические и танцевальные качества, выразительность исполнения движений, входящих в эту группу.
|
|
8. Rond de jambe en l’air – отрабатывает технику исполнения, развивает силу и выворотность коленного сустава.
9. Grand battement jete – развивает силу ног, отрабатывает величину растяжки шага.
Музыка в хореографическом произведении.
Работа балетмейстера с фонограммой.
Танцевальное искусство и музыка связаны многими нитями. Музыка дает пластике ритмическую основу, она определяет ее эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку справедливо говорят, что она душа танца. Музыка и танец дополняют друг друга, создают слышимый и зримый образы. Если эти образы совпадают, значит, постановщик, верно, понял и почувствовал музыкальное произведение, значит, ему удалось пластическими средствами, языком танца раскрыть образы, заложенные в музыке. Постановщик строит сочинение, исходя из замысла, положенного в основу музыкального сочинения, стиля и характера музыки, ее ритмического рисунка и т.д.
В музыкальном материале хореограф находит национальные черты своих героев, интонации эпохи, и в своем хореографическом решении он обязан, отразить все это.
Руководитель детского хореографического коллектива в своей практике использует либо готовое музыкальное произведение, либо сочинение композитора, написанное по замыслу либреттиста. В хореографической работе педагог-постановщик не имеет возможности обратиться к композитору. Чаще всего он использует готовое музыкальное произведение. Он останавливает свой выбор на интересном музыкальном сочинении, в результате прослушивания которого фантазия подсказала ему определенные хореографические решения. В его воображении рождаются образы, характеры, драматургия, сюжет будущего номера. В другом случае у постановщика есть определенная тема, сюжет, тогда он ищет музыкальный материал, подходящий к его замыслу. Найдя его, он будет разрабатывать драматургию номера, уточнять сюжет, развитие образов.
|
|
В любом случае знание музыкальной литературы необходимо балетмейстеру, он должен уметь проанализировать музыкальное произведение с точки зрения формы, стиля, характера. Единство музыки и танца – вот к чему должен прийти балетмейстер в результате своего труда.
Иногда руководитель хореографического коллектива для своего сочинения берет интересную музыку и пытается "подогнать" ее под свой замысел. Появляются неоправданные купюры, ломающие форму и искажающие смысл музыкального произведения. Подобное отношение к музыке нетерпимо и не может привести к положительным результатам. Бесспорно, грамотные купюры или компоновка могут иметь место, если они не нарушают ткани музыкального произведения, но они должны быть сделаны либо самим композитором, либо опытным музыкантом, с его согласия.
Когда хореограф создает музыкальный текст для своего сочинения из отдельных музыкальных отрывков, он должен учесть следующие правила:
1. все отрывки должны соответствовать и принадлежать одному музыкальному жанру,
2. разные отрывки должны исполняться в едином стиле,
3. компонуемые части должны принадлежать одному композитору,
4. разные отрывки могут компоноваться, если они звучат в едином оркестровом или сольном исполнении,
5. при компоновке нельзя ломать или сокращать музыкальную фразу и музыкальную форму.
Таким образом, отдельные отрывки можно компоновать так, чтобы возникло цельное, гармоничное произведение.
Когда определено музыкальное произведение и придуман сюжет, постановщик приступает к сочинению танца. В творческой работе руководитель должен познакомить исполнителей с выбранной музыкой для будущего танца, под которую они будут не только танцевать, но и демонстрировать свои чувства, эмоции, настроения, Исполнители должны много слушать, воспринимать и отражать характер музыкального текста.