Правило лежачего камня

 

Когда кто‑то говорит, что вам надо заняться «руководством вверх», на самом деле он имеет в виду, что вам надо делать больше, чем вы делаете сейчас. Вам надо выйти за рамки вашей повседневной рутины и посмотреть, как вы можете облегчить работу вашего начальника.

Розанна Бадовски

 

 

 

Давайте начнем разбор этого правила управления отношениями с начальством с небольшого кейса. Подумайте, как бы вы поступили, оказавшись на месте Ольги.

 

 

...

Кейс «Логист Ольга»

Ольга – менеджер по логистике в крупной компании, импортирующей продукцию из‑за рубежа. Вчера на вечеринке один знакомый сказал ей, что скоро введут новые требования по «растаможке» их товара, и некий документ, который в настоящий момент импортеры получают по желанию, станет обязательным.

Ольга знает, что получение этого документа требует много времени. Ольга не занимается таможней, она отвечает только за перевозку товара. Но если из‑за несоответствия документов будут задержки на таможне, у нее возникнут проблемы с транспортной компанией, с которой она работает. Проблемы с таможней могут привести к падению продаж, задержке выплаты зарплаты.

С другой стороны, болтовня пьяного друга – это совсем не достоверная информация. Ольга поделилась услышанным с коллегой Максимом, который занимается таможней в ее компании, но он отмахнулся и перепроверять ничего не стал. Ольга может сама перепроверить эту информацию, но это потребует усилий и времени. При этом существует риск, что начальство подумает, будто она лезет не в свое дело вместо того, чтобы выполнять должностные обязанности, да и Максим, возможно, обидится. Как поступить Ольге?

 

Пожалуйста, продумайте свое решение кейса прежде, чем читать дальше.

В общем‑то, основная дилемма, которую Ольге предстоит разрешить – это идти или не идти к своему начальнику с имеющейся информацией. Возможен следующий ход мыслей: к начальству идти не стоит, потому что можно испортить свои отношения с сослуживцем, занимающимся таможней.

Но давайте посмотрим, что случится, если новые правила все‑таки введут, и отдел будет к этому не готов, а компания понесет убытки. Отношения с Максимом будут в любом случае испорчены. Ольга станет представлять для него угрозу, ведь она может рассказать начальству, что она его предупреждала, а он не среагировал. Знаете, что этот сослуживец может сделать? Например, оправдываясь, он подставит Ольгу, сказав: «Да вот Ольга тоже слышала эти сплетни про новые правила и тоже им не поверила. Никто не верил до последней минуты». Как будет относиться к Ольге ее начальник, зная, что она владела важной информацией и не сказала ему о своих подозрениях? Возможно, начальник не станет высказывать претензии, но доверять ей после этого случая уже не будет.

Следовательно, Ольге надо поделиться полученной информацией с начальством. Другой вопрос – как это сделать. Я бы предложила следующий вариант:

 

 

...

– Иван Иванович, у вас есть минута свободного времени? Я получила от знакомого важную информацию и не знаю, что с ней делать.

– Да, Оля. Я слушаю.

– Один мой знакомый считает, что на наш товар в ближайшее время введут новую справку на таможне, которую довольно трудно и долго получать. Максим, который занимается таможней, сейчас очень загружен работой и не может перепроверить эту информацию. Может, мне потратить на это свое рабочее время? За пару дней я все проясню.

 

Начальник может ответить или «да», или «нет» – это уже непринципиально. Принципиально то, что Ольга поделилась с ним информацией, которую считала важной. Ее начальник оценит это вне зависимости от того, насколько достоверна полученная информация. Ведь в случае потери денег по причине задержек на таможне в первую очередь пострадает начальник Ольги, а не его подчиненный Максим. Именно начальник отвечает перед владельцами компании за бесперебойную поставку товара. Начальник Ольги отметит для себя, что у него в команде есть инициативный, неравнодушный человек, которому можно доверять.

И теперь мы можем сформулировать первое правило управления отношениями с нашим начальником: под лежачий камень вода не течет. Проявляйте инициативу, демонстрируйте свое желание делать больше, чем предполагают ваши должностные обязанности. Но при этом не превышайте своих полномочий, согласовывайте действия с руководством.

Ниже я приведу пример из личного опыта, иллюстрирующий важность этого правила для карьерного роста.

 

 

...

Вы знаете, много‑много лет тому назад я была начальником одного из двух отделов продаж в компании, производившей и продававшей продукты питания. Второй отдел возглавлял молодой человек по имени Олег. Наш директор по продажам собирался оставить свой пост, и один из нас двоих должен был занять его место. Для того чтобы выбрали меня, я посвятила все свои силы продажам и это давало очень хорошие результаты.

Продажи Олега были значительно хуже, но он много времени уделял решению административных вопросов, не входивших в его должностные обязанности. Он проявлял инициативу и брал на себя разрешение проблем с «растаможкой» образцов продукции и рекламных материалов, решал вопрос с их хранением, взял на себя общение с госчиновниками, которым что‑то было надо от нашей компании. В итоге на должность директора по продажам назначили его, а не меня.

Если поставить себя на место генерального директора компании, можно понять, почему был сделан такой выбор. Олег облегчал жизнь нашего начальника, решая проблемы компании.

Он руководил отношениями с генеральным директором. Я же мыслила не как руководитель, а как торговый агент. И, следовательно, не была готова к повышению. Я добросовестно выполняла свои должностные обязанности в то время, когда Олег проявлял инициативу и показывал, что он в состоянии выполнять задачи любого уровня, что он может быть очень полезен начальнику.

 

Данное правило пригодится вам не только в борьбе за более высокую должность. Выполнение этого правила способствует формированию доверия к вам со стороны вашего начальника. А доверие – это основа позитивных взаимоотношений. Поэтому проявляйте инициативу, показывайте свою заинтересованность, и ваш начальник это, безусловно, заметит и оценит, даже если забудет вас похвалить.

При этом я не предлагаю взваливать на себя огромные объемы дополнительной работы. Просто приучите себя обращать внимание на открывающиеся возможности. Например, в комнате, которую занимает ваш отдел, включая начальника, треснуло стекло, и от окна ужасно дует. Страдают все, но никому не приходит в голову заняться этим вопросом. Подчиненные ждут каких‑то действий руководителя, но близится конец года, и ему сейчас совсем не до решения хозяйственных вопросов. Потратьте полчаса обеденного времени, найдите в здании человека, который может решить эту проблему. Поговорите с ним и принесите начальнику на подпись заявку на ремонт окна. Вы удивитесь, как может изменить вашу жизнь это небольшое усилие.

Возможные области проявления инициативы:

□ делитесь с начальником информацией, которую считаете важной;

□ предлагайте помощь в решении вопросов, не входящих в ваши должностные обязанности;

□ участвуйте в решении административно‑хозяйственных вопросов;

□ предлагайте пути оптимизации производственного процесса;

□ участвуйте в организации тим‑билдинговых мероприятий.

Однако проявление инициативы не такое уж простое дело. Неумелое проявление инициативы может принести вашим с боссом отношениям больше вреда, чем пользы. Поэтому обратите серьезное внимание на рекомендацию, приведенную ниже.

 

...

Проявляя инициативу, не забывайте постоянно уточнять рамки вашей самостоятельности!  

Не всегда легко понять методом умозаключений, какие полномочия делегированы тому или иному лицу. В разных компаниях существуют разные правила наделения полномочиями. Правило субсидирования гласит: «Вы можете делать все, кроме следующего…» Правило делегирования предполагает: «Вы не можете делать ничего, кроме следующего…»

Какое бы правило ни использовалось в вашей компании, определенные сомнения в том, входит ли что‑то в круг ваших полномочий, могут возникать в любом случае. У вас есть два варианта разрешения этих сомнений.

Первый вариант: вы перестраховываетесь и все время переспрашиваете своего начальника. Это может привести к замедлению и даже остановке работы и создать у вашего начальника мнение о вас как о человеке, не способном брать на себя ответственность.

Второй вариант: вы делаете самостоятельное предположение о круге своих полномочий, принимаете решение и впоследствии узнаете, что не имели права принимать такое решение. Это может создать вам имидж неконтролируемого бунтаря.

Между этими двумя крайностями располагается стратегия «пробы воды». Что это значит? Вместо того чтобы искать кого‑нибудь, кто знает температуру воды, или, наоборот, бросаться в воду с разбега, потрогайте воду, постарайтесь определить, насколько ее температура пригодна для купания.

 

Как вы помните, мы поставили перед собой задачу изучать правила «руководства вверх» не абстрактно, а применительно к вашему руководителю. Прежде чем переходить к чтению следующего раздела, задумайтесь, какие потенциальные возможности для проявления инициативы имеются у вас на работе. Но, пожалуйста, не предпринимайте никаких действий, пока не изучите приведенные далее правила «руководства вверх».

 

 

...

Упражнение №2  

Вы – молоды, красивы и умны. Вы учитесь на вечернем факультете, а в дневное время недавно устроились работать продавцом в один из самых престижных бутиков одежды в Москве. В этом бутике всем посетителям предлагают кофе или чай. Кофе действительно очень вкусный и качественный, а вот чай имеется в наличии только самый дешевый черный в пакетиках. Вы заметили, как некоторые дамы передергиваются, отпив из чашки. Вы сами пьете только травяной чай, который приносите из дома. Вы не знаете, почему в бутике сложилась такая ситуация с чаем, вызвано ли это экономией или просто никто до вас не обратил на это внимание. Как вам следует поступить? С кем стоит поговорить? Со своим начальником, управляющим магазина или с другими продавцами? В какой форме? Стоит ли вообще поднимать этот вопрос?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: