Кошелев С.Н. «Биомеханика спортивного танца»

Москва Издательство «АРТИС» 2003

Позиция противодвизкения корпуса (СВМР)

Расположение работающей стопы на шаге вперед или назад на линии или с пересечением линии траектории опорной ноги, что производит внешнее впечатление противодвижения корпуса (СВМ), но без поворота корпуса.


СВМР используется на всех шагах сбоку партнера (СП) (кроме шага 3 ФИШТЭЙЛА) в целях сохранения правильной линии корпуса и контакта. На некоторых шагах СП одновременно используется и СВМ.

СВМР используется и на некоторых шагах в линию с партнером, например, на шаге 3 СМЕНЫ НАПРАВЛЕНИЯ в фокстроте и на всех обычных шагах ЛН вперед в танго.

«Вперед и накрест в СВМР» означает, что работающая стопа больше обычного пересекает линию опорной. Это имеет место только на шагах в ПП.

ПРОТИВОДВИЖЕНИЕ КОРПУСА (СВМ, произносится «СИ-БИ-ЭМ»)

Движение корпуса, используемое для начала поворота. Оно представляет собой подачу противоположной стороны корпуса вперед или назад в направлении ноги, выполняющей шаг. Наиболее сильно оно выражено на правых и левых ПИВОТАХ.

На шаге вперед с СВМ носок слегка разворачивается наружу. На шаге назад носок поворачивается внутрь. [5]

Выше приведены описания СВМ и СВМР в том виде, как они изложены в авторских изданиях. К сожалению, подобное описание эффекта, возникающего во время исполнения поворотов и шагов с внешней стороны, позволяет по-разному интерпретировать суть этих двигательных действий. Я сам долго мучился, осваивая СВМ и СВМР в виде, изложенном выше, но давно от него отказался, найдя для себя другую версию этого двигательного действия, базирующуюся на теории биомеханики спортивного танца.

Исходя из теоретических предпосылок биомеханики спортивного танца, СВМ возникает тогда, когда масса тела переходит на ПН, и начинаются процессы торможения и амортизации. В этот момент, движущаяся масса свободной левой стороны, двигаясь по инерции, начинает выполнять Rotation Swing поворачиваясь на опорной ПН. Эту ситуацию можно сформулировать так:

> СВМ - это движение свободной стороны относительно опорной ноги (шаги «1», «2» фигуры Natural Turn танца Waltz).

Учитывая то, что в теории биомеханики последовательность начала шага определена, следует также иначе определить зависимости шага и движения сторон в исполнении СВМР. Выше приведены цитаты из учебников по стандартным танцам, в которых предлагается формулировка - «Этопозиция ступни в случае, когда ступня одной ноги ставится вперед или назад на линию или, пересекая линию другой, опорной ноги для того, чтобы поддержать линию корпуса». В этой формулировке указывается на активную позицию ноги, которая должна «.поддержать линию корпуса», и, предполагается, она же определяет направление движения. Подобное толкование этого понятия противоречит законам естественного движения, законам биомеханики простого шага и конечно танцевального шага. Тогда можно определить СВМР как движение свободной (маховой) ноги относительно ведущей стороны (шаг «3» фигуры Feather Step танца Foxtrot). При этом тянущее действие ведущей (левой или правой) стороны определяет направление любого шага с внешней стороны и диктует ноге направление шага (управляет движением ноги), так как тянущее действие ведущей стороны является вектором движения, то в этом случае нога не должна «поддерживать движение ведущей стороны», а следовать за ней.

Представленные здесь определения СВМ и СВМР прямо коррелируют с другими аспектами биомеханики спортивного танца. Так, хорошо поставленное тянущее действие ведущей стороны партнёра даёт возможность даме построить свои двигательные действия в соответствии с намерениями партнёра.

©Кошелев С.Н. «Биомеханика спортивного танца».



5.3. 6-я позиция ног и её влияние на технику танца.

В хореографии известны шесть позиций ног. В пяти позициях ног носки развёрнуты и лишь в шестой позиции носки ног направлены в одну сторону. Выворотная позиция ног является основной для классического, народного и историко-бытового танцев. В Европейской программе применяется 6-я позиция. Эту позицию иногда называют параллельной. Параллельность стопы можно показать, применив для её описания положения раздела «Оси и плоскости человеческого тела». Мысленно разделим левую и правую ногу сагиттальной плоскостью. Если эти плоскости параллельны, то и ступни ног будут также параллельны.

6-я позиция ног в Европейской программе один из основных технических аспектов, влияющий на основные параметры техники танца:

> на курсовую устойчивость движения ОЦМ тела;

> минимизирует боковое перемещение ОЦМ тела;

> на накопление энергии;

> на взаимодействие в паре и другие параметры техники.

К сожалению, танцоры не всегда с должным вниманием отрабатывают и контролируют 6-ю позицию. Небрежное отношение к работе стопы, ко всему прочему, делает танец неряшливым. Почему ещё так важна 6-я позиция для танцоров при исполнении Европейской программы спортивных танцев? На какие параметры движения

она влияет? Эти и другие аспекты рассматривает теория биомеханики спортивного танца. Как влияют ошибки в этой области техники танца на дуэтное исполнение? Разберёмся с одной проблемой и проведём эксперимент.

<="Phc. Правильное положение в паре. Фронтальные и сагиттальные плоскости и оси приведены в соответствие.


Партнёры встают лицом друг к другу лицом диагонально к стене (ДС) (дама -спиной ДС) на небольшом расстоянии и вытягивают руки в стороны так, чтобы их линии рук и, соответственно, их фронтальные плоскости были параллельны. (См. раздел 3.1. «Оси и плоскости человеческого тела»). Позиция ног - шестая. Ступни ног у партнёров параллельны и, в свою очередь, сагиттальные плоскости перпендикулярны фронтальным плоскостям. Такая соосность партнёров необходима для успешного исполнения Европейской программы спортивных танцев.

<эРис. Неправильное положение в паре. Нарушена соосность в nape ~ фронтальные и сагиттальные плоскости партнёров не параллельны.

Партнёр поворачивает носок левой ноги влево — в это время происходит поворот линии рук и корпуса влево. Дама при этом, не меняя своего исходного положения, остаётся спиной ДС. Из этого эксперимента видно, что таким образом нарушилась параллельность рук и соосность партнёров -фронтальная плоскость партнёра повернулась влево.

Дама осталась спиной ДС, а партнёр повернулся лицом по линии танца. Если из этой позиции партнёры начнут движение: партнер вперёд, а дама назад, то двигаться они будут

СКошелев С.Н. «Биомеханика спортивного танца».



в разных направлениях - дама назад ДС, партнёр вперёд по линии танца. Верните носок в исходную позицию, и вы восстановите соосность в паре.

Из эксперимента видно, насколько важно контролировать позицию ног. Нарушение позиции ног влечёт за собой множество проблем, связанных: с курсовой устойчивостью пары, взаимодействием партнёров друг с другом и другими параметрами совместного танца. При небрежном исполнении шага, если во время переноса ОЦМ тела на ногу будет разворачиваться стопа, то линия рук и корпус будут стремиться к нарушению соосности в паре, и партнёры будут мешать друг другу танцевать.

5.4. Работа стопы.

Филигранная работа стопы, наряду с другими компонентами техники, создает условия для достижения максимального совершенства исполнительского мастерства. При описании работы стопы в Европейских танцах используется система последовательных действий - «Каблук—>Носок», «Носок—>Каблук», «Плоско» и др. Работу стопы сопровождают следующие события:

> когда стопа прокатывается по паркету вдоль сагиттальной оси от каблука до
подушечки (Каблук—>Носок), обеспечивается движение тела вперёд и курсовая
устойчивость;

> происходит накопление энергии рекуперации. Энергия начинает накапливаться в
момент касания пола каблуком и продолжает нарастать вплоть до перехода массы тела
на подушечку стопы. ОЦМ тела, обладая потенциальной энергией, продолжает
двигаться вперёд, воздействует своей массой на сегменты ноги, что в результате
приводит к увеличению давления на подушечку стопы и, в свою очередь, приводит к
максимальному накоплению энергии рекуперации;

> при опускании (Носок—>Каблук) также накапливается энергия.

От того, какие части стопы взаимодействуют с опорой, зависит не только курсовая устойчивость и накопление энергии, но и то, в каком направлении эта энергия будет действовать. Так, если сагиттальная плоскость стопы не будет параллельна вектору движения и, следовательно, 6-й позиции, то некоторая часть продольной силы, возникающей в стопе, для выполнения движения будет потеряна. Кроме этого если 6-я позиция будет нарушена и стопа будет развёрнута, то во время переката стопы давление

Вертикальная сила
Сила реакции опоры
Момент инапраалвнив его действия'

будет оказываться на внутреннюю часть подушечки и тогда импульс энергии будет направлен в сторону от вектора движения. Курсовая устойчивость будет нарушена. Если это правило будет нарушено одним из партнёров, а тем более, если оба партнёра небрежно отнесутся к работе стопы, тогда векторы движения партнёров не будут совпадать. В этом случае они будут двигаться в разных направлениях, и противодействовать друг другу.

<=Рис. Реактивные силы и момент сил, действующие на правую стопу человека. Направление действия, соотношение между силами и положением точки их приложения соответствуют середине шага на следующем рисунке.

Продольная сила

.




<=Рис. Изменение опорной реакции во время одиночного шага при ходьбе (по H.D. Eberhart, V. Inman, 1951; H.D. Eberhartetal, 1954)


5.4.1. Форма ног Человека.

В процессе развития человека ОДА приспосабливается к особенностям строения его тела. При передвижении ось нижних конечностей влияет на ходьбу, что выражается в специфической походке, присущей индивидууму. На воспроизводство простой ходьбы оказывает влияние расположение рычагов нижних конечностей относительно осей тела (см. рис.). Свой отпечаток накладывает и расположение условной оси голеностопного сустава.

В разделе «4. Ходьба - основной способ передвижения» приводились данные исследований, в которых отмечалось, что ОЦМ тела человека при ходьбе перемещается на 4 см в вертикальном положении и на 2 см в боковом. В вертикальном положении перемещение в среднем остаётся одинаковым, а на амплитуду бокового перемещения оказывает влияние расположение условной оси голеностопного сустава и форма ног.

В разделе «Работа стопы» подробно рассматривались процессы, возникающие в ОДА человека. Как правило, техника двигательных действий в том или ином виде спорта предполагает нормальное телосложение и при расчёте параметров движения не учитывается всё многообразие отклонений от нормы в опорно-двигательном аппарате.

На практике выдающиеся спортсмены не всегда обладают идеальными данными. Им приходится приспосабливать особенности своего ОДА к техническим требованиям,

соответствовать им и \ добиваться выдающихся

результатов.

ФРис. Прохождение оси нижней конечности: 1 - нормальная ось; 2 - ось конечности проходит кнутри от надколенника; 3 - ось конечности проходит кнаружи от надколенника.

СКошелев С.Н. «Биомеханика спортивного тати».



На рисунке представлены сравнительные характеристики особенностей нижних конечностей человека. Есть патологические отклонения, свидетельствующие о профнепригодности для занятий данным видом спорта. Если такой спортсмен всё же начал свои тренировки, то патология, скорее всего не позволит ему добиться высоких результатов в избранном виде спорта. Наступит время, когда придётся делать выбор — продолжать занятия спортивным танцем по различным показаниям, в том числе и медицинским, или нет. Если у танцоров имеются незначительные, поддающиеся корректировке, отклонения в ОДА, то при подготовке эти особенности необходимо учитывать.

Рассмотрим, как могут проявляться некоторые типичные отклонения в ОДА. Простое движение - подтянуть свободную ногу к опорной ноге - шаг «3» фигуры Natural Turn танца Waltz. Человек с нормальной осью нижней конечности (на рисунке позиция «1») выполнит это движение без проблем. Человек, у которого ось проходит кнугри от надколенника (на рисунке позиция «2») также свободно подтянет свободную ногу, но не сможет соединить колени. Человек, у которого ось проходит кнаружи от надколенника соединит колени (на рисунке позиция «3»), но не сможет соединить ступни ног. В этом случае требовать, во что бы то ни стало соединить ступни ног не стоит. Это требование физически невыполнимо. Как быть? В некоторых ранних изданиях «Техники Европейских танцев», А. Мур в комментариях указывал на допустимое отклонение от норм техники. В них говорилось о том, что допускается при подтягивании свободной стопы ставить её с небольшим смещением вперёд или назад. Необходимо свести к минимуму отрицательный фактор и найти способ, немного отклонившись от идеальных технических требований, добиться красивого и удобного движения.

Форма стопы также оказывает влияние на ходьбу и также формирует походку индивидуума. Стопа очень важный инструмент танцора. Она тонко воспринимает

реакцию опоры и распределение ОЦМ тела в процессе шага. Можно сказать, что стопа в танце это всё! Голеностоп испытывает большие напряжения, накапливая и реализуя энергию — находится в постоянной работе. От формы стопы зависит её работоспособность и качественные показатели техники. *=Рнс.

(а) Расположение условной оси голеностопного сустава:

1 — нормальное положение стопы;

2 — отклонение стопы кнаружи;

3 — отклонение стопы кнутри.

(б) Нормальные и патофизиологические изменения стопы
(черным помечены зоны контакта стопы с поверхностью):

1 — нормальное;

2 — плоскостопие;

3 — косолапость.

Ранее рассматривались процессы, связанные с ходьбой и функцией голеностопного

сустава. Стопа, также как колено, гасит ударные нагрузки во время движения. Нормальная стопа (на рисунке позиция «1») справляется с этим без проблем. Во всех остальных случаях (на рисунке позиции «2», «3») амортизация и, вместе с этим, накопление энергии проходят с затруднениями и, как правило, сопровождается быстрой утомляемостью голеностопа, и, также, влияют на курсовую устойчивость движения. Необходимо учитывать эти особенности, чтобы свести к минимуму диссипативные потери.

©Кошелев С.Н. «Биомеханика спортивного танца».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: