РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕМА:
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО И СОМАТИЧЕСКОГО
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
О ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО КРИТЕРИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
Чтобы стать хорошим медиком, надо быть безукоризненным человеком. Нужно не только соблюдать такие нравственные категории, как долг, совесть, справедливость, любовь к человеку, но и понимать людей, обладать знаниями в области психологии.
Д. Самойлович
ДАНИИЛ САМОЙЛОВИЧ САМОЙЛОВИЧ (настоящая фамилия — Сушковский; 22 декабря 1744, село Яновка, Черниговский полк — 20 февраля 1805, Николаев) — российский медик, основатель эпидемиологии в Российской империи и первого на Украине научного медицинского товарищества. Первым доказал возможность противочумной прививки.
|
|
Основные причины конфликтов, возникающих в лечебных учреждениях, — незнание медицинской психологии, неумение понять психологию пациента, его родственников.
Каждый медик, будь то врач, фельдшер, медсестра, должен быть не только профессионалом в своем деле, но и хорошим психологом, чутким, внимательным, добрым, наблюдательным человеком.
Профессия медработника является творческой. Медработнику необходимо изучать и знать психологию своих пациентов, их отношение к своему заболеванию и методам лечения, особенности и черты характера своих пациентов, их настроение, эмоции и многое другое.
Труд медика имеет свои особенности. Прежде всего, он предполагает процесс взаимодействия людей. В труде медработника предметом труда является человек, орудием труда — человек, продуктом — также человек. Здесь лечебно-диагностические методы неразрывно переплетаются с личностными отношениями. Поэтому такую важность приобретают нравственные и психологические аспекты деятельности медицинского работника. Одно из необходимых качеств медика — умение отожествлять себя с пациентом, понимать и чувствовать то, что мучает человека. Этим и определяется истинность медицинского призвания. И. Харди в книге «Врач, сестра, больной» пишет: «Многие смотрят на психологические явления, как на музейную редкость, как на абстрактный продукт духовной жизни. Другие ссылаются на чрезмерную занятость («наэто у нас нет времени...», «сестре некогда заниматься подобными вещами» и т.д.). А ведь с психологическими факторами приходится считаться повсюду, особенно в практике лечебной деятельности. Психология присутствует везде и всегда, даже там, где, кажется, ее нет. Медик встречается с разнообразными жизненными позициями личности пациента, находится с ним в сложных психоэмоциональных взаимоотношениях. Наблюдения, проведенные в ходе психотерапии, — пишет И. Харди, — подобно микроскопу, показывают все тончайшие эмоциональные нити в отношениях между врачом — сестрой — больным, все ловушки на этом пути».
|
|
При общении медработника с пациентом возникает сложная проблема взаимоотношений двух людей, двух личностей, правильное решение которой определяет очень многое. Пациент ждет от медработника помощи, понимания, облегчения страданий, медик изыскивает пути более рационального оказания ее. Чтобы это общение было полезным, продуктивным и оправдало ожидания пациента, медработник должен иметь определенные знания и навыки в области медицинской психологии. При общении с пациентом медсестра должна знать и учитывать, что различные болезни вызывают те или иные отклонения в психике, что проявляется при общении с пациентом. Кроме того, необходимо учитывать личностные особенности пациентов и возможные невротические реакции, принесенные болезнью, что нередко усложняет взаимоотношения между медсестрой и пациентом. Помимо заболевания каких-либо органов и систем медсестра, прежде всего, должна видеть человека с его болью и тревогой за свое здоровье. Надо учитывать и считаться с изменениями психического состояния в зависимости от возраста, пола, характера болезни, от применяемого лечения и коллектива, в котором находился и находится пациент.
Одно из основных положений современной медицины гласит, что «лечить надо не только болезнь, но и больного». В первую очередь, пациента, а потом его болезнь. Древние врачи нас учили: вначале «вылечи душу, а потом приступай к лечению тела». Но такое лечение возможно только тогда, когда учитываются особенности не только физической, но и психической личности пациента (особенности его способностей, потребностей, интересов, темперамента, характера, памяти, мышления и т.д.).
Для организации лечения и ухода за пациентом
надо учитывать особенности его ощущений и восприятий, представлений и воображения, внимания, эмоций.
В психологических особенностях больного нельзя разобраться без знания вопросов общей психопатологии. Характер изменений в психике заболевшего может бытьсамым различным — от слабо выраженных невротических до психических, изменяющих клиническую картину болезни. Нередко эти изменения и их выраженность неразрывно связаны с особенностями личности пациента, и разобраться в них без знания медицинской психологии очень трудно.
В настоящее время резко возросло значение психогенных воздействий и как причин возникновения болезней, и как обстоятельств, влияющих на их течение.
Психические нарушения составляют суть психических заболеваний. В одних случаях они носят глубокий характер, сопровождающийся выраженными расстройствами осознания реальной действительности, патологическим поведением. Такие формы психологических нарушений называются психозами, в отличие от пограничных форм нарушений психической деятельности (неврозы, психопатии и др.).
В ряде случаев психические расстройства не складываются в целостную картину психической болезни, а являются отдельными проявлениями какого-либо иного, например: соматического, неврологического заболевания.
Диагностика психических заболеваний связана, в первую очередь, с распознаванием отдельных ее проявлений, признаков, т.е. симптомов. Определенная совокупность симптомов называется синдромом. По симптому нельзя судить, а только по последовательности смене синдромов можно говорить об этиологии, т.е. причине возникновения тех или иных психических нарушений.
|
|
Знание медицинской психологии помогает медработникам правильно судить о влиянии соматических болезней на психику пациента и психических расстройств на течение соматических болезней, а также помогает правильному и профессиональному общению с пациентом, его родственниками, коллегами.
Общая психология изучает нормальные психологические процессы и психические свойства личности, общие закономерности формирования психической деятельности взрослого нормального человека. Медицинская психология является важным разделом общей психологии.