Для организации лечения и ухода за пациентом

РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА:

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО И СОМАТИЧЕСКОГО

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

О ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО КРИТЕРИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ВСТУПЛЕНИЕ

Чтобы стать хорошим медиком, надо быть безукоризненным человеком. Нужно не только соблюдать такие нравственные категории, как долг, со­весть, справедливость, любовь к челове­ку, но и понимать людей, обладать зна­ниями в области психологии.

Д. Самойлович

ДАНИИЛ САМОЙЛОВИЧ САМОЙЛОВИЧ (настоящая фамилия — Сушковский; 22 декабря 1744, село Яновка, Черниговский полк — 20 февраля 1805, Николаев) — российский медик, основатель эпидемиологии в Российской империи и первого на Украине научного медицинского товарищества. Первым доказал возможность противочумной прививки.

Основные причины конфликтов, возникающих в лечебных уч­реждениях, — незнание медицинской психологии, неумение понять психологию пациента, его родственников.

Каждый медик, будь то врач, фельдшер, медсестра, должен быть не только профессионалом в своем деле, но и хорошим психоло­гом, чутким, внимательным, добрым, наблюдательным человеком.

Профессия медработника является творческой. Медработнику необхо­димо изучать и знать психологию своих пациентов, их отношение к своему заболеванию и методам лечения, особенности и черты характера своих пациентов, их настроение, эмоции и многое дру­гое.

Труд медика имеет свои особенности. Прежде всего, он пред­полагает процесс взаимодействия людей. В труде медработника предметом труда является человек, орудием труда — человек, про­дуктом — также человек. Здесь лечебно-диагностические методы неразрывно переплетаются с личностными отношениями. Поэтому такую важность приобретают нравственные и психологические ас­пекты деятельности медицинского работника. Одно из необходи­мых качеств медикаумение отожествлять себя с пациентом, по­нимать и чувствовать то, что мучает человека. Этим и определяет­ся истинность медицинского призвания. И. Харди в книге «Врач, сестра, больной» пишет: «Многие смотрят на психологические яв­ления, как на музейную редкость, как на абстрактный продукт ду­ховной жизни. Другие ссылаются на чрезмерную занятость («наэто у нас нет времени...», «сестре некогда заниматься подобными вещами» и т.д.). А ведь с психологическими факторами приходит­ся считаться повсюду, особенно в практике лечебной деятельнос­ти. Психология присутствует везде и всегда, даже там, где, кажется, ее нет. Медик встречается с разнообразными жизненными позиция­ми личности пациента, находится с ним в сложных психоэмоцио­нальных взаимоотношениях. Наблюдения, проведенные в ходе пси­хотерапии, — пишет И. Харди, — подобно микроскопу, показывают все тончайшие эмоциональные нити в отношениях между врачом — сестрой — больным, все ловушки на этом пути».

При общении медработника с пациентом возникает сложная проблема взаимоотношений двух людей, двух личностей, правиль­ное решение которой определяет очень многое. Пациент ждет от медработника помощи, понимания, облегчения страданий, медик изыскивает пути более рационального оказания ее. Чтобы это общение было полезным, продуктивным и оправдало ожидания пациента, медработник должен иметь определенные знания и на­выки в области медицинской психологии. При общении с пациен­том медсестра должна знать и учитывать, что различные болезни вызывают те или иные отклонения в психике, что проявляется при общении с пациентом. Кроме того, необходимо учитывать личностные особенности пациентов и возможные невротические реак­ции, принесенные болезнью, что нередко усложняет взаимоотно­шения между медсестрой и пациентом. Помимо заболевания ка­ких-либо органов и систем медсестра, прежде всего, должна видеть человека с его болью и тревогой за свое здоровье. Надо учитывать и считаться с изменениями психического состояния в зависи­мости от возраста, пола, характера болезни, от применяемого лече­ния и коллектива, в котором находился и находится пациент.

Одно из основных положений современной медицины гласит, что «лечить надо не только болезнь, но и больного». В первую очередь, пациента, а потом его болезнь. Древние врачи нас учили: вначале «вылечи душу, а потом приступай к лечению тела». Но такое лечение возможно только тогда, когда учитываются особен­ности не только физической, но и психической личности пациен­та (особенности его способностей, потребностей, интересов, темпе­рамента, характера, памяти, мышления и т.д.).

Для организации лечения и ухода за пациентом

надо учиты­вать особенности его ощущений и восприятий, представлений и воображения, внимания, эмоций.

 

В психологических особенностях больного нельзя разобраться без знания вопросов общей психо­патологии. Характер изменений в психике заболевшего может бытьсамым различным — от слабо выраженных невротических до пси­хических, изменяющих клиническую картину болезни. Нередко эти изменения и их выраженность неразрывно связаны с особеннос­тями личности пациента, и разобраться в них без знания медицин­ской психологии очень трудно.

В настоящее время резко возросло значение психогенных воз­действий и как причин возникновения болезней, и как обстоя­тельств, влияющих на их течение.

Психические нарушения состав­ляют суть психических заболеваний. В одних случаях они носят глубокий характер, сопровождающийся выраженными расстройствами осознания реальной действительности, патологическим поведением. Такие формы психологических нарушений называются психозами, в отличие от пограничных форм нарушений психической деятель­ности (неврозы, психопатии и др.).

В ряде случаев психические расстройства не складываются в целостную картину психической болезни, а являются отдельными проявлениями какого-либо иного, например: соматического, невро­логического заболевания.

Диагностика психических заболеваний связана, в первую оче­редь, с распознаванием отдельных ее проявлений, признаков, т.е. симптомов. Определенная совокупность симптомов называется синдромом. По симптому нельзя судить, а только по последова­тельности смене синдромов можно говорить об этиологии, т.е. при­чине возникновения тех или иных психических нарушений.

Знание медицинской психологии помогает медработникам правильно су­дить о влиянии соматических болезней на психику пациента и психических расстройств на течение соматических болезней, а так­же помогает правильному и профессиональному общению с паци­ентом, его родственниками, коллегами.

Общая психология изучает нормальные психологические процессы и психические свойства личности, общие закономерности форми­рования психической деятельности взрослого нормального чело­века. Медицинская психология является важным разделом общей психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: