Субъективный смысл болезни для пациента

Данная модель включает в себя четыре компонента:

1. Сенсорный (чувственный) — ощущения и состояния в связи с болезнью.

2. Эмоциональныйэмоциональная реакция на болезньи её последствия.

3. Рациональный, (интеллектуальный)совокупность информации о болезни у больного, выраженная в представлениях и знаниях о болезни, собственном опыте болезни и ожидаемых результатах лечения.

4. Мотивационный (волевой) - связан с определенным отношением больного к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья. Включает в себя личностный смысл, встраивание болезни в смысловую структуру личности.

 

В целом ряде случаев внутренняя картина искажена личностными установками больного. Каждый человек защищается и, если диагноз болезни травматичен или требует изменения образа жизни, человек теряет способность распознать собственное заболевание. В науке это называется анозогнозией, т.е. неспособность человека понимать и осознавать, что он болен.

Какие основные чувства испытывает человек в связи с заболеванием? Тревога, особенно выражена у тревожных людей. Кроме этого характерно чувствонеполноценности. Для некоторых больных это переживание является ведущим. Иногда заболевшие люди, кроме неполноценности своего существования, начинают ощущать бессмысленностью существования.

Эти особенности заболевшего, всегда должен учитывать врач, видя в человеке его беспомощность и страдания.

Также существуют некоторые выгоды от заболевания, которые называются вторичными выгодами. Это снятие ответственности с себя в связи с заболеванием.

 

Возрастные особенности внутренней картины болезни

У детей нет психологической внутренней картины переживания болезни, т.к. дети не подозревают опасности заболевания. У детей складывается только внешняя картинка переживания: нельзя бегать, прыгать, скакать. Ребенок боится уколов, горчичников и других способов лечения.

Этот период выделяется в связи с тем, что высшие психические функции недостаточно сформированы, как следствие, не хватает средств для того, чтобы обозначить телесный опыт. Внутренняя картина болезни начинает строиться без опоры на собственный телесный опыт, но через осознание ограничений поведения, с которыми сталкивается ребенок. Следовательно, в данный период большую роль в становлении внутренней картины болезни играет ближайший значимый взрослый или врач, которые с позиции своего опыта и представлений формируют и структурируют внутреннюю картину болезни

В подростковом возрасте уже начинает формироваться внутренняя картина заболевания, усиливается тревожность, дети начинают осознавать ценность жизни и здоровья.

В зрелом возрасте происходит адекватная реакция на болезнь, но все зависит от типа личности.

Пожилые люди зачастую неадекватно реагируют на заболевание, т.к. протестуют против старости, идет разрушение жизненного стереотипа, боязнь одиночества.

В пожилом возрасте эмоциональный компонент внутренней картины болезни выходит на первый план, дезорганизуя остальные уровни. Внутренняя картина болезни может продолжаться с окончанием болезни как инструмент привлечения внимания и заботы, но возможен вариант анозогнозии — многое также зависит от преморбидных характеристик личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: