III. Объяснение нового материала

I. Организация класса.

Здравствуйте, садитесь.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, на прошлом уроке я вам рассказала историю жизни А.С.Грибоедова, дома вы должны были подготовить рассказ о жизни писателя, пользуясь материалами учебника. Давайте послушаем рассказ Малюты Данила. (выслушивается ответ учащегося).

Дополнит ответ Данила Гасанова Рафига.

Молодцы, ребята, хорошо подготовились. Но по мимо биографии писателя вы дома читали историю создания комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Что же примечательного в истории создания комедии расскажет нам Вокуев Иван (выслушивается ответ учащегося).

Дополнит ответ Фадеев Сергей (учащийся дополняет рассказ одноклассника).

Итак, ребята, мы с вами теперь знаем как создавалось это произведение. Знаем кто был первым слушателем этой комедии (Кюхельбекер), знаем, что комедия была задумана еще в Тефлисе, знаем, что акты создавались не одномоментно, а с некоторыми перерывами. Также знаем, что постановки пьесы писатель в 1825 году не добился. Но тем не менее она дошла да наших дней. И мы с вами приступаем к ее изучению. Нужно сказать, что в произведении мы встретимся с героями, которые стали прототипами реально существующих людей. А кто были эти люди, мы узнаем в ходе изучения произведения.

III. Объяснение нового материала.

Для начала давайте вспомним особенности драмы как вида литературы. Проведем обратный диктант – я читаю определения терминов, связанных с драмой, а вы записываете сами термины в тетради.

1. Форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами – диалог

2. Один из основных видов драмы, в котором коллизия, действие и характеры трактованы в формах смешного и проникнуты комическим – комедия.

3. Пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе – ремарка.

4. Высказывания действующих лиц, из которых складывается диалог в драматическом или повествовательном произведении – реплика.

5. Один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся часто гибелью героя – трагедия.

6. В литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или другим, независимая от реплик других персонажей – монолог.

7. Одна из законченных частей, на которые делится пьеса или спектакль – акт \ действие.

Проверка: ученики сравнивают написанное с правильными ответами на доске.

Итак, а сейчас давайте вспомним определение драмы.

Драма – один из основных видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, предназначенный для постановки на сцене.

Нам необходимо понять, в какой исторический период происходит действие комедии. Это нетрудно определить, проанализировав исторические события, обсуждаемые персонажами пьесы. Итак, война с Наполеоном уже закончена, но еще свежа в памяти героев. Прусский король Фридрих-Вильгельм побывал в Москве. Известно, что этот визит состоялся в 1816 г. Герои обсуждают обвинение трех профессоров Педагогического института в «призвании к покушению на законную власть», их изгнание из вуза произошло в 1821г. Закончена комедия в 1824. Следовательно, время действия – первая половина 20-х гг. 19 века.

Обратим свое внимание на действующих лиц комедии.

Открываем афишу. Вы видите, что персонажей много, но Грибоедов мастерски поработал над каждым из них. Поэтому некоторые черты характера можно прочесть уже в именах и фамилиях героев. Как называются такие имена и фамилии?

Ответ учащихся: говорящие.

Итак, идем по порядку.

  Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте – лат. fama – «молва» или англ. Famous – «знаменитый». Государственный служащий, занимающий довольно высокое положение.

Софья Павловна, его дочь – Софиями часто называют положительных героинь, мудрость. («Недоросль» Фонвизина)

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме – молчалив, «враг дерзости», «на цыпочках и небогат словами», «дойдет до степеней известных – ведь нынче любят бессловесных».

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич – часто неадекватно реагирует на слова героев, «скалозубит».

Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее, - Горичи - не первом месте женщина (!), ПМ – друг и единомышленник Чацкого, но невольник, находится под давлением жены и общества – «горе».

Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты.

Хрюмины – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями.

Репетилов – латинское,повторяет за собеседниками.

Александр Андреевич Чацкий – изначально Чадский (в чаду, Чаадаев); неоднозначная многогранная личность, чей характер не выразишь в одном слове; существует мнение, что имя Александр Грибоедов дал, чтобы подчеркнуть некоторую схожесть с собой. Сам Грибоедов говорил, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека», коим он считал Чацкого. Возможно, поэтому Грибоедов и поместил Чацкого в самый конец афиши, как намек на его «непохожесть» на других персонажей.

Переходим к 1 действию. Мы прочтем его частично, обращая внимание на моменты, которые помогут нам ближе познакомиться с основными героями комедии, выяснить, какие конфликты и мотивы пьесы намечаются в 1 действии. Вы должны помнить, что в большинстве пьес 1 действие играет роль экспозиции. Что это такое?

Ответ ученика: Экспозиция – вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Итак, 1 действие комедии начинается с ремарки:

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова
слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брежжится).

Уже здесь присутствует комизм. В чем?

Ответ учащегося: в несоответствии звуков классической музыки со спящей, развалившись в кресле, служанкой.

На какой предмет интерьера обращает наше внимание автор?

Ответ учащегося: часы.

Как вы думаете, почему гостиная не описана более подробно?

Ответ учащегося: Очевидно, интерьер уточнит постановщик пьесы.

Я прочитаю для вас 1 явление пьесы, а вы обращайте внимание на крылатые выражения, которые встретятся в тексте.

Какое место в композиции пьесы занимает 1 явление?

Ответ учащегося:знакомит нас обстановкой в доме Ф и некоторыми происходящими в нем событиями, предваряет первую конфликтную ситуацию.

В чем важность экспозиции в пьесе?

Ответ учащегося:позволяет ввести читателя\зрителя в атмосферу, в которой происходит действие.

Учитель: Вот так начинается действие комедии. Уже здесь в действиях Лизы есть намек на мотив, который станет одним из главных в 1 действии. Что же такого сделала Лиза?

Ответ учащегося: перевела часы - обманула - мотив лжи

Что мы узнаем о взаимоотношениях некоторых героев?

Ответ учащегося: У Софьи роман с Молчалиным, который она скрывает от отца

Определено ли точное время начала действия?

Ответ учащегося: нет, Лиза отвечает неопределенно: «Седьмой, осьмой, девятый…».

Во 2 явлении появляется хозяин дома – Фамусов. Расскажите, что проиходит во втором явлении.

Ответ учащегося: Фамусов открытозаигрывает с Лизой, на что та отвечает довольно смело для служанки: «Вы баловник, к лицу ль вам эти лица» и «Опомнитесь, вы старики». Про Софью Лиза лжет, что та «ночь целую читала» и только «сейчас започивала». Лиза старается говорить громко, чтобы предупредить Софью о появлении Фамусова, но тот не задерживается.

Учитель: Когда барин выходит, Лиза произносит фразу, ставшую крылатой: «Минуй нас пуще всех печалей \ И барский гнев, и барская любовь».

Расскажите, что происходит в 3 явлении.

Ответ учащегося: В 3 явлении мы впервые видим Софью и Молчалина, которые появляются из дверей комнаты Софьи, Лиза упрекает барышню в безрассудстве, и здесь появляется еще одно выражение, которое ушло в народ: «Счастливые часов не наблюдают» - говорит Софья.

Фамусов застает Софью, Молчалина и Лизу в гостиной. Он подозревает, что все трое, особенно Софья и Молчалин неслучайно оказались в одной комнате в столь ранний час, и отчитывает своего секретаря и дочь.

Учитель: Фамусов   Друг. Нельзя ли для прогулок /Подальше выбрать закоулок?

Как вы думаете, почему Фамусов говорит такое Молчалину?

Ответ учащегося: он заботится о благочестии дочери, поэтому и просит Молчалина в такое раннее время держаться подальше от Софьи.

Прочитайте слова Фамусова, обращенные к дочери.

Ученик читает:

А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! - Занятье для девицы!
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!


А все Кузнецкий мост, * и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!..

Учитель: Кузнецкий мост - улица в центре Москвы. Во времена Грибоедова на Кузнецком мосту было множество различных магазинов, принадлежавшим
преимущественно французским купцам: книжных, кондитерских ("бисквитных
лавок"), модных нарядов и т.д.

Фамусов  старается казаться хорошим отцом, поставить себя в пример Софье и указать Молчалину его место. Прочитайте слова Фамусова, обращенные к дочери.

Читает ученик.

Фамусов
со слов: «Вот попрекать мне станут,
до слов: Монашеским известен поведеньем!..»

Какие стороны личности Фаусова раскрываются в этом монологе?

 Ответ учащегося: Фамусов – хороший отец, заботится о воспитании дочери, старается сам стать для нее примером.

Лиза
Осмелюсь я, сударь...  Прочитайте, что говорит Фамусов Лизе.

Читает ученик.

Фамусов
Со слов: «Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
До слов: И будь не я, коптел бы ты в Твери».

"Берем же побродяг" - имеются в виду учителя и гувернеры.
"И в дом, и по билетам" - учителя, не живущие "в доме", а "приходящие", в конце каждого урока получали "билеты" (особые квитанции) от родителей своих учеников. По этим билетам начислялась плата за ученье.

Асессор (коллежский асессор) - гражданский чин. Получение этого чина
давало право на личное дворянство.

Как отзывается Фамусов о нравах современного ему общества?

Ответ учащегося: он настроен против лишнего ученья – языков и необходимых в свете мелочей.

Почему он называет век «ужасным»?

Ответ учащегося: для него, может быть, слишком много суеты и забот, особенно в ученье.

Что мы узнаем о судьбе Молчалина и роли Фамусова в ней в ней?

Ответ учащегося: Молчалин не из богатой влиятельной семьи, даже не из Москвы, а Фамусов посодействовал его продвижению по службе, причем значительно - Фамусов имеет влияние и может позволить себе покровительство над кем-либо.

Дальше Софья пытаясь отвлечь отца, на ходу придумывает странный сон, который якобы ее и напугал и заставил прибежать в комнату, откуда она слышала голос отца. Сон, кстати, хоть и выдуман, однако предсказывает появление в доме гостя:

Прочитайте, что рассказывает Софья о своем сне.

Читает ученик:

София
Со слов: «Позвольте... видите ль... сначала
До слов: Но робок... Знаете, кто в бедности рожден...».

Софья, конечно же, хочет намекнуть на Молчалина, но Фамусов этого не замечает, ему важнее другое:

Фамусов
Ах! матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара.
Это первое, что говорит Фамусов во время рассказа Софьи, он даже перебивает ее.

Что же не понравилось Фамусову в речи дочери и почему?

Ответ учащегося: Фамусову не понравилось, что герой сна С «в бедности рожден», а он не желает отдавать ее за бедного, пусть даже и любимого человека.

В итоге Софье удается без особого труда убедить отца, что она здесь случайно, Молчалин тоже, не особо раздумывая, избавляет себя от подозрений, сказав, что шел к Фамусову с бумагами. Фамусов отвлекается легко, не настаивая на правде. Обратите внимание, его заключительные слова:

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

О какой черте характера Ф говорит эта фраза?

Ответ учащегося: это говорит о нежелании всерьез заниматься какими бы то ни было делами: он подпишет, наверное, любую бумагу, лишь бы она не доставила ему хлопот, и дальнейшая судьба дела его не интересует.
Так почему же Фамусов позволяет себя обмануть, ведь ситуация была довольно прозрачной?
Вспомните его заключительные слова.

Ответ учащегося: он и не хочет ничего видеть, ему просто лень заниматься этими проблемами, он боится хлопот, ведь если принять все всерьез, придется идти на скандал с Софьей, гнать Молчалина поэтому он принимает любую хоть сколько-нибудь правдоподобную версию, и «с плеч долой» проблему. К тому же уж слишком увлечен он собой, говорит больше всех, никому не давая сказать. Такая болтливость и неспособность остновиться на одном предмете рассуждения, возможно, сами побуждают собеседников ко лжи.

В 5 явлении Лиза и Софья наедине обсуждают возможных кандидатов на руку Софьи. Прочитайте их диалог.

Читают 2 ученика:

Лиза

Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, и метит в генералы.
София
Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте * и рядах;
Он слова умного не выговорил сроду, -
Мне все равно, что за него, что в воду.

Как относится С к Скалозубу?

Ответ ученика: считает его недалеким, поэтому не сможет с ним жить: «Что за него, что в воду».

Здесь вспоминают и о Чацком, с которым Софья была дружна в детстве. Лиза отзывается о нем как о веселом, остроумном и, главное, влюбленном в Софью  человеке.  Но Софья не воспринимает всерьез детскую дружбу, и мы понимаем, что она действительно по-настоящему влюблена в Молчалина.

Читаем дальше диалог Софьи и Лизы.

Читают 2 ученика.

София

Кого люблю я, не таков:
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!
Сидим, а на дворе давно уж побелело,
Как думаешь? чем заняты?
Лиза
Бог весть,
Сударыня, мое ли это дело?
София
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет,
Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,
Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Обратите внимание, Софья очень откровенна с Лизой, а ведь та всего лишь служанка. Как вы думаете, почему?

Ответ ученика: они ровесницы и, вероятно, Лиза уже давно в доме Фамусовых, поэтому девушки нашли общий язык, несмотря на разные социальные положения.

Учитель: 6 явление состоит из одной только реплики: входит слуга и объявляет: «К вам Александр Андреич Чацкий».

Слова Чацкого читает учитель, реплики Софьи и Лизы – ученик.

Какими чувствами переполнен Чацкий?

Ответ ученика: восторг от встречи с Софьей, он в приподнятом, даже в возбужденном настроении, поэтому многословен.

Исходя из слов Чацкого, как его встречает Софья?

Ответ учащегося: довольно холодно, прикрываясь шаблонными светскими любезностями.

Что заставляет Софью перейти на почти враждебный тон?

 Ответ учащегося: замечание Чацкого о Молчалине.

Почему Чацкий пытается не придавать значения иронии и холодности Софьи?

Ответ учащегося: он восхищен ею, пытается вернуть прежний тон отношений.

Как Чацкий отзывается о Москве и ее нравах?

Ответ учащегося словами из текста: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два».

Почему же тогда он вернулся?

Ответ учащегося:из этого явления можно сделать вывод, что любовь к Софье  – причина приезда.

Какие крылатые выражения нам встретились в данном явлении?

Ответы учащихся: «Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног», «Помилуйте, не вам, чему же удивляться?», «Гоненье на Москву!», «И дым отечества нам сладок и приятен!».

Далее, в 9 явлении Чацкий встречается с Фамусовым, они беседуют, Чацкий не перестает восхищаться Софьей.

На этом заканчивается 1 действие комедии.














































IV. Закрепление.

Подведем итоги.

Со всеми ли действующими лицами комедии мы познакомились?

Ответ учащегося: нет, только с несколькими.

Почему автор знакомит нас в первую очередь именно с этими персонажами?

Ответ учащегося: потому что дальнейшее действие будет развиваться вокруг них, остальные герои – второстепенные.

Какие мотивы уже наметились в 1 действии?

Ответ учащегося: мотив лжи и мотив глухоты как нежелания слышать правду. Ответ учащихся: Лиза обманывает Софью, Софья врет отцу, а тот легко поддается обману, не желая видеть правды.

Как вы думаете, какие наметившиеся конфликты станут ведущими в пьесе?

Ответ учащегося: конфликт Чацкого с московским обществом, его образом жизни, их порядками, и любовный конфликт, ведь Чацкий влюблен в Софью, а она – в Молчалина.

Теперь мы можем ответить на вопрос: все ли три единства классицизма соблюдены в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»?

Предполагаемый ответ учащихся: Соблюдены только два: единство места – действие развивается в доме Фамусова, единство времени – действие происходит в течение суток, а вот единство действия не соблюдено, так как прослеживаются две сюжетные линии: первая – конфликт Чацкого с обществом, вторая линия – любовный конфликт.

Учитель: Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке, на следующем уроке мы продолжим разговор о комедии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: