III. Объяснение нового материала

I. Организация класса.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

II. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были выписать крылатые фразы из первого действия комедии. Давайте их прочитаем.

Учащиеся читают свои записи.

Также вы дома перечитали второе и третье действие комедии, о них и пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке.

III. Объяснение нового материала.

Мне хотелось бы начать сегодняшний урок с эпиграфа, который записан на доске. (Учитель читает эпиграф). О чем говорит Грибоедов в своем высказывании?

Ответ учащегося: о Москве и его обществе.

Именно этот город и все его представители и станут темой нашего сегодняшнего урока. Запишите тему урока «Фамусовская Москва глазами Чацкого».

Давайте назовем главные события 2,3,4 действий.

Отвечает Зимина Дарья.

Даша нам рассказала, и вы увидели сами, что у Чацкого развивается конфликт с обществом, с тем обществом, которое относится к Фамусову, его друзья, приятели, те, кто вхож в его дом. Это общество критики назвали «фамусовской Москвой». И именно с этим обществом никак не может сладить Чацкий. Давайте разберемся почему?

Какие же черты присущи фамусовскому обществу?  Идеал фамусовского общества - «век минувший», или поколение отцов. Как живет это общество?

Ответы учащихся: Старшее поколение живет воспоминаниями о прошлом. «И награжденья брать и весело пожить» - в этих словах Молчалина выражен весь идеал этого общества.

Старшее поколение искренне не понимает, как, вместо того, чтобы получить очередной чин или награду, человек отправляется в деревню читать книги или увлекаться, например, химией.

Поколение отцов предпочитает, чтобы их дети не имели собственного мнения, слепо доверялись воле родителей. Тот же Фамусов с детства внушает дочери Софье мысль о том, что во всем следует ориентироваться на богатых и именитых людей.

Что является критерием оценки человека по их мнению?

Ответ учащихся: Критерием оценки человека является его материальное положение. Человек в фамусовском обществе ценится по количеству крепостных душ. Так, Фамусов говорит Софье: “У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”.

Докажите, что в обществе Фамусова процветают чинопочитание, протекция, беспринципность, карьеризм.

Ответы учащихся: Молчалин готов ухаживать за Софьей ради того, чтобы сохранить место в доме её отца и продвинуться по карьерной лестнице. Скалозуб, даже не участвуя в военных действиях, получает очередные награды и звания только потому, что при дворе у него есть связи.

Какую роль в таком обществе играет женская половина?

Ответы учащихся: Здесь женская половина играет большую роль. Именно им принадлежит право составлять общественное мнение. С их помощью можно было получить чин или продвижение по службе, они были способны одним словом уничтожить человека, пустив о нем нелепую сплетню, как сделали с Чацким. Молчалин чрезвычайно удивлен пренебрежительным отношением Чацкого к Татьяне Юрьевне, (ведь “чиновные и должностные - все ей друзья и все родные.) Боится мнения женщин и сам Фамусов, восклицающий в конце комедии: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”.

- Как они относятся к своей репутации?

Ответы учащихся: Для всех членов фамусовского общества главное - это репутация. Важно только то, чтобы соблюдались внешние правила приличия, а “грех не беда, молва не хороша”.

- Верно ли утверждение, что это общество боится умных и образованных людей?

Ответы учащихся: да,  они боятся умных и образованных людей, видя в образовании причины распространения вольнодумства:
                   Ученье - вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Учитель: Как вы думаете, против чего выступает Чацкий?

Ответ учащегося: Чацкий выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, невежества.

 

Учитель: у вас на партах лежат карточки с таблицей. Таблица называется верно-неверно, ваша задача напротив каждого высказывания поставить соответствующий знак в соответствующую графу. Если утверждение верно, то в нужную графу мы ставим «+», если неверно, то в нужную графу мы ставим знак «-». На выполнение дается 3 минуты. Работа выполняется в парах. После выполнения работы проводится взаимопроверка.

Таблица «Верно - неверно».

Высказывания Верно Неверно
Фамусовское общество пронизывают строгие иерархические отношения.   +  
Представители фамусовской Москвы относятся к службе как средству чин добыть, «награжденья брать и весело пожить».   +  
Главной человеческой ценностью в московском свете является ум.     _
Молчалины блаженствуют на свете   +  

(Учащиеся заполняют таблицу. Работа с данной таблицей помогает эффективно работать с текстом, получить необходимую информацию)

Давайте вспомним, что говорил Чацкий в ответ на слова Фамусова о службе.

Ответ учащегося: Чацкий говорил: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

После этих слов следует монолог Чацкого. Прочтите его.

Читает ученик:

Со слов: «А судьи кто?- За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима…».

До слов: «Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!»

Учитель: По мнению критиков А.С.Грибоедов, желая воссоздать палитру «фамусовского» общества населяет сцену народом. Вслед за главными героями появляются эпизодические и внесюжетные. Они возникают из реплик, воображении читателя, представляют собой явление жизни. Почему их причисляют к фамусовскому обществу?

Ответы учащихся: Потому что однажды усвоенные предрассудки устраивают Фамусова и людей его круга, и они точно ничего не хотят менять.

Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого и чем это оборачивается?

Ответ учащегося: слух о сумасшествии Чацкого распускает Софья, дабы подшутить над ним. Но все люди, находящиеся в доме Фамусова подхватывают и разносят сплетню. В итоге Чацкий вынужден покинуть дом Фамусова. Он просит карету: «Карету мне, карету!» и уезжает.

О чем говорит Чацкий в своем монологе?

Ответ учащегося: В своей речи «о судьях» Чацкий разоблачает старое поколение, которое не принесло никакой пользы Родине, только грабило государство, богатело за счет друзей и родственников, проводило свои дни раздольно, заботясь лишь о высоких чинах, званных обедах и многочисленных визитах.




IV. Закрепление.

Таким образом, соединяя все выше перечисленное, мы постигаем философию фамусовщины:

Формула:

Фамусовщина = связи (родство/дружба) + богатство + смекалка + обман (ложь) + мотовство.

Может ли Чацкий находится в таком обществе? Какая проблема здесь встает?

Ответы учащихся: Главный герой не может находиться в обществе лгунов, расточителей, обманщиков. Поэтому ему приходится покинуть дом Фамусова. Здесь поднимается проблема «УМА»,заявленная в названии произведения. Чацкий мыслит не так, как они, от того и страдает.

На следующем уроке мы продолжим говорить о главном герое комедии «Горе от ума», а также скажем, почему некоторые исследователи этой комедии называли ее трагикомедией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: