Системные семейные расстановки

Своим появлением метод расстановки обязан Берту Хеллингеру, немецкому психотерапевту. Расстановки являются системными, то есть работа проводится с проблемами системного характера (семейными, родовыми, коллективными, организационными). Как правило, практикуется малое количество встреч с психологом и большие интервалы между ними. Это метод краткосрочной терапии.

Так случается, что ситуацию исправить другими методами не представляется возможным, например, не помогает поведенческая терапия. Приходят клиенты и говорят: «Я ходил к психологам много раз, ничего не помогает» - при этом тема остается нерешенной. И возможна причина темы и проблемы где - то глубоко. Именно тогда и предлагается метод системных расстановок по Б. Хеллингеру.

Метод расстановки полезен тогда, когда есть чувство или ощущение, что ничего уже не может помочь (и нужно чудо), когда невозможно осознать, почему возникает одна и та же тема или проблема, и почему не удаётся её решить (бег по кругу, повторение сценариев жизни, судеб предков). Системная структурная расстановка помогает понять непонятное, осознать, что невозможное возможно, выявить скрытые причины проблем или скрытых тем и найти оптимальное решение и ресурсы для клиента.

 

В группу участников могут входить все желающие решить свою проблему и те. кто хочет познакомиться с методом. Клиент говорит свой запрос (чего бы он хотел получить в результате расстановки), далее выбираются заместители на роли элементов проблемной ситуации. Находясь в поле расстановки заместители перемещаются в пространстве и озвучивают свои ощущения в теле и чувства. В процессе расстановки клиент получает образ процесса, происходящего в системе: семейной, организационной. Задача расстановщика, выявить нарушенные порядки и с помощью расстановок найти способ оздоровления системы и восстановления гармонии.


Расстановка (констелляция) – феноменологический эмпирический процесс, направленный на освобождение и разрешение глубинных внутренних и внешних противоречий и переплетений клиента. Системная семейная психотерапия — одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Автор этого направлениягерманский психотерапевт Берт Хеллингер.

 


Биогафия

Хеллингер родился в католической семье в Германии в 1925 году. «Особая форма католицизма родителей Хеллингера дала всей семье иммунитет против веры в искаженные понятия Национал-социализма». В возрасте десяти лет он перешел в католический интернат при монастыре. Местная организация Гитлерюгенд безуспешно пыталась завербовать Хеллингера, когда он был подростком. В результате его классифицировали как «подозреваемого врага народа». В 1942 году Хеллингер был призван в Вермахт и участвовал в боях на Западном фронте. В 1945 году попал в плен и был заключен в лагерь Союзников. После побега из лагеря он вернулся в Германию. Его старший брат Роберт Хеллингер был убит на фронте. Хеллингер вступил в Католический орден и изучал философию и теологию в Университете Вюрцбурга. В 1952 г. Хеллингер принял сан священника и был отправлен в Южную Африку в качестве миссионера у зулусов. Там он продолжал свое обучение в Университете Питермарицбурга и Университете Южной Африки, где стал бакалавром гуманитарных наук и получил диплом, дающий право на преподавание в школе.

В течение 16 лет жизни в Южной Африке он был приходским священником, учителем, и директором школы для африканских учеников. Он также нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Он стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир. Его участие в программах межрасового экуменического обучения, проводимых англиканским духовенством в Южной Африке в начале 1960 гг., привело к выходу из Ордена. Инструкторы работали с направлением феноменологии. Они занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, без страха, без предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Он был глубоко впечатлен тем, как их методы показывали возможность примирения противоположностей через взаимное уважение.

Начало его интереса к феноменологии привело к сложению сана. Хеллингер рассказывает, как один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для него это была не просто философская загадка. Он остро чувствовал то, как нацистский режим жертвовал человеческой жизнью ради идеалов. Он говорит: «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей».

После того, как он оставил свою работу священника, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. В начале 1970-х годов он переехал в Вену, пройдя классический курс в Венской Ассоциации психоанализа. Он завершил свое обучение в Мюнхенской Ассоциации психоанализа и был принят в качестве практикующего члена. В 1973 Хеллингер покинул Германию во второй раз и переехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Одним из наиболее значительных влияний было влияние Эрика Берна и трансакционногоанализа.

В семидесятилетнем возрасте по просьбе немецкого психиатра Гунтхарда Вебера он согласился записать и отредактировать серию записанных семинаров. Вебер опубликовал книгу в 1993 году под названием ZweierleiGluck ["Два рода счастья"]. Он надеялся продать две тысячи копий среди немецких психотерапевтов, заинтересованных в альтернативных подходах. На удивление, книгу приняли с энтузиазмом, и она стала национальным бестселлером. Было продано двести тысяч экземпляров. В течение последующих 15 лет он стал автором 64 книг, некоторые переведены и изданы на русском языке.

Хеллингер много путешествует, читая лекции, проводя семинары и обучающие курсы по всей Европе, в Соединенных Штатах, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.

Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера (HellingerSchule), где проводит обучение «новым» семейным расстановкам.

 

Считается, что истоки метода системных расстановок можно обнаружить в: психодрамма (Якоб Морено); семейная скульптура (Вирджиния Сатир); семейная терапия (Иван Бузормени-Надь); экзистенциальной феноменологии (Франц Брентано, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер); ритуалы почитания предков (увиденные БертомХеллингером у племен Зулусов).

 

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход – следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций.

2) Системный подход – рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

 

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники – заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием сдержанных выразительных средств – только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы.

Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы, и какая-либо информация о них отсутствует.

Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информацияполем (знающим полем или морфическим полем – термин Руперта Шелдрейка. Научнаянедоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название – Порядки Любви.

      

Законов Порядков любви три(Связь, Порядок, баланс):

1. Закон принадлежности. Каждый член семейной системы имеет право на принадлежность к ней. Нарушение этого Порядка, то есть исключение кого-либо из семейной системы приводит к тому, что другой член системы занимает его место, вынужденный повторять в некоторых деталях его судьбу и/или испытывая неясные ощущения «я не на своем месте». Под исключением понимается нежелание членов системы признавать полную принадлежность к ней других участников, например,: «твой отец тебя знать не хочет, мы найдем тебе нового папу», «твой дедушка был летчик и погиб на задании» (дедушка сидел в тюрьме и там погиб), «был курортный роман, я даже не помню сейчас, как её звали, она сказала что беременна и я дал денег на аборт».

 

2. Закон иерархии. Новая семейная система имеет приоритет перед старой. Например, вступление в брак создает новую семейную систему для ребёнка, и эта система имеет приоритет перед его родительской системой. Нарушение этого Порядка (когда ребёнок остаётся в более сильной связи с родителями, чем с супругом и своими детьми) приводит к ослаблению и возможному распаду новой системы.


3. Закон баланса между брать и давать
. Если один член системы что-то даёт другому члену системы (либо что-то отнимает), это должно быть адекватно уравновешено. Дисбаланс приводит к ослаблению или распаду взаимосвязей в этой части системы. Берт Хеллингер говорит о «положительном уравновешивании», когда в ответ на пользу другой человек делает тоже пользу «и ещё чуть-чуть», и взаимоотношения укрепляются и расширяются. В «отрицательном уравновешивании» в ответ на ущерб «виновником» принимаются последствия этого ущерба «но чуть меньше», и тогда для отношений сохраняется возможность восстановления через исчерпание последствий ущерба.

 

Действие Порядков любви также не является жёстким и однозначным. Семейная система не анализируется на выполнение/невыполнение в ней этих порядков и логический поиск исключенных. Семейная система исследуется феноменологически, то есть через расстановку и наблюдение того, что в ней проявляется.

 

Законы данного метода четко и конкретно описывают причины, по которым могут возникать такие ситуации как:

• Нарушение отношений с родителями;

• Проблемы поведения детей;

• Сложности с приемными детьми;

• Не возможности родить ребенка;

• Отношения в любовном треугольнике;

• Не возможность создать семью;

• Нарушения отношений с мужем/женой.

 

Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в несемейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия – такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу).

Все чаще метод семейной расстановки применяется для принятия решений в бизнесе и организационных решений («организационные расстановки» или «бизнес-расстановки»).

 

К настоящему времени в развитии расстановок непосредственно БертомХеллингером можно выделить 5 этапов, на каждом из которых появлялся принципиально новый подход к ведению расстановок.

 

1 этап (примерно до 1998 года) — классические порядковыерасстановки. Заместители представляли участников семейной системы клиента, они располагались в пространстве статически, затем опрашивались и перемещались терапевтом до достижения «хорошего решения» — наиболее гармоничного состояния для большинства заместителей.

 

2 этап (примерно до 2001 года) — «движения души». Берт Хеллингер заметил, что если некоторым заместителям предоставить возможность самим передвигаться в пространстве расстановки, то они сами находят наиболее гармоничное положение, приводящее к «хорошему решению». Хеллингер трактовал это как движение души представляемого заместителем человека, которая чувствует направление гармоничного движения.

 

3 этап (с 2001 года) — «движения Духа». В одной из расстановок Берт Хеллингер позволил свободно двигаться всем заместителям, и общее движение заместителей показало развитие клиентской ситуации на уровне нескольких системсемейной и больших (системы стран и национальных конфликтов). Некоторое время Берт Хеллингер называл общий источник системного движения, проявленного в расстановках Большой Душой. Позднее появился термин SpiritMind, который не принято переводить на иностранные языки, и который обозначает источник движения «всего как оно есть», безотносительно к «морали» или «справедливости», «добру и злу» и иным оценочным понятиям. С этого момента можно считать, что появились духовные расстановки. Это расстановки, признающие дух как движущую силу развития, и рассматривающие терапевта и группу лишь как пространство и инструмент для проявления духа. Духовные расстановки находятся в определённом противоречии с терапевтическими расстановками, в которых значительная роль отводится интервенциям терапевта, ставящим своей целью найти хорошее решение для клиента, решить его проблему. В духовных расстановках не используются такие понятия как «проблема» и «решение» — рассматривается клиентская ситуация и с помощью расстановки открывается пространство для её развития через свободноедвижение.

 

Новая «философия» расстановок отражается и на методологии: как правило, Хеллингер не спрашивает у клиента подробный запрос, а иногда и вовсе не спрашивает, какова должна быть тема работы. Работа идет в наиболее энергетически насыщенную на данный момент тему, которая ощущается ведущим в процессе особой сонастройки с клиентом.

 

Хеллингер описывает это особое состояние расстановщика как «пустую середину», куда может извне прийти понимание правильного на данный момент действия. В начале развития духовных расстановок Хеллингер ставил всего одну или две ключевые фигуры и из их сильного концентрированного взаимодействия развивалось движение наиболее насыщенной клиентской темы. В дальнейшем количество фигур увеличивалось, и со временем они уже не всегда представляли конкретных членов семьи — фигуры добавлялись из ощущений энергетической целостности расстановочного поля, и часто они не назывались. В процессе работы клиент мог узнавать в этих фигурах конкретных людей или чувствовать их как знакомые, известные в его опыте понятия/явления.

4 этап (с апреля 2008 года) — многоуровневые расстановки (первая многоуровневая расстановка была сделана БертомХеллингером на Втором международном расстановочном лагере в г. Пихль, Австрия).

 

В многоуровневых расстановках большая группа заместителей (10-20 и более человек) вводятся в поле расстановки без назначения ролей и отдаются свободному движению. Они не расставляются клиентом или ведущим в начальную позицию (могут быть выстроены в прямую или полукруг в зависимости от свободного места в зале), ведущий не применяет разрешающих интервенций. В таких расстановках заместители представляют собой несколько ролей одновременно, а также эти роли могут меняться последовательно, перетекая из одной в другую спонтанно. Некоторые роли могут оставаться «одноуровневыми» и узнаются клиентом как конкретные фигуры. В многоуровневой расстановке одновременно развиваются несколько системных динамик нескольких систем. Часто многоуровневая расстановка выходит на большие системы (страны, духовные движения, национальные конфликты), представляя их участников из нескольких конфликтующих сторон. Многоуровневые расстановки представляют собой не методологическое нововведение (расстановка большого количества заместителей без назначения ролей), а принципиальное изменение уровня рассмотрения темы — в нескольких системах одновременно. При недостаточной готовности ведущего, клиента, группы не происходит многоуровневой расстановки несмотря на методологически «правильное» начало.

 

5 этап (с ноября 2009 года) — т. н. «мертвые» расстановки (первая «мертвая» расстановка была сделана БертомХеллингером на Четвёртом международном расстановочном лагере в г. Пихль, Австрия).

 

Если в предыдущих видах расстановок мертвые члены системы участвовали «как живые», то есть находились во взаимодействии с живыми, к ним можно было обратиться и достичь разрешения в этом взаимодействии, то в «мертвых» расстановках мертвые люди остаются закрытыми от эмоционально насыщенного взаимодействия. Хеллингер говорит о достижении такого свойства уважения к мертвым, которое позволяет оставить их, не находиться с ними в «сцепке» и открыть тем самым для себя свободу в дальнейшей жизни. Это принципиальным образом меняет предыдущую расстановочную «философию», основанную на том, чтобы взаимодействовать с мертвыми, получив в этом взаимодействии «разрешение» проблемной ситуации. Методически «мертвые» расстановки также представляют собою введение в расстановочное поле нескольких заместителей без называния ролей — «это все мертвые, которые с тобой связаны». Иногда Берт Хеллингер использует предмет для обозначения линии между миром живых и миром мертвых. В «мертвых» расстановках очень «густая» энергия, мало движения и не происходит спонтанных «разрешений». Хеллингер работает в этих расстановках через опыт клиента от пребывания в «мертвом царстве», где распадаются эмоционально насыщенные контакты с мертвыми. Затем Хеллингер выводит клиента за пределы этого царства, и клиенту может быть открыт опыт продолжения жизни с памятью о мертвых, но без «сцепления».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: