Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапияпсихотерапевтичес­кий метод, разработанный Аароном Беком и основан­ный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания поведенческих стереотипов.

В качестве основы данного метода выступило утвер­ждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые, в свою очередь, определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первона­чально — депрессивных состояний) объяснялось прежде всего за счет неправильно построенного самопознания. Ответы на вопросы «Каким я вижу себя?», «Какое буду­щее меня ожидает?» и «Каков окружающий мир?» па­циентом даются неадекватно.

Например, депрессивный больной видит себя как ни к чему не годное и ничего не стоящее существо, а его будущее предстает перед ним как нескончаемая череда мучений. Такие оценки не со­ответствуют действительности, но пациент старательно избегает всех возможностей их проверить, боясь на­ткнуться на реальное подтверждение своих опасений.

В соответствии с этим в рамках когнитивной психотера­пии перед пациентом ставится цельпонять, что именно используемые им обычно суждения («автоматические мысли») определяют его болезненное состояние, и на­учиться правильным способам познания, отработав их на практике.

Процедура данного метода включает в себя три этапа:

1) Этап логического анализа (получение критериев обнаружения ошибок суждений, возникающих в ситуациях аффекта);

2) Этап эмпирического анализа (отработка приемов соотнесения элементов объективной ситуации с ее субъективным восприятием);

3) Этап прагматического анализа (построение оп­тимального осознания собственных действий).

 

Сущность когнитивной психотерапии раскрывается в следующих положениях:

1. Человексущество, склонное не только рож­дать ошибочные идеи, но и способное отучить­ся от них или исправить их. Только определив и исправив ошибки собственного мышления, че­ловек может создать для себя жизнь с более высо­ким уровнем самоосуществления.

2. Решающим фактором для выживания организ­ма является переработка информации. При раз­личных психопатологических состояниях (тревога, депрессия, мания и др.) на переработку информа­ции оказывает влияние систематическое предубеж­дение. Так, депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения, а у тре­вожного пациента имеется сдвиг в направлении тем опасности.

3. Основные убеждения побуждают людей в опре­деленных жизненных ситуациях тенденциоз­но интерпретировать свой опыт. Например, человек, для которого идея возможности внезап­ной смерти имеет особое значение, может, пере­жив угрожающий его жизни эпизод, начать ин­терпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступающей смерти, и тогда у него разовьются приступы тревоги.

4. Каждое расстройство имеет свою специфическую программу. При тревожных расстройствах, например, активируется «программа выживания»: индивид из потока информации выбирает «сигналы опасности» и блокирует «сигналы безопасности». Результирующее поведение будет состоять в том, что он начнет чрезмерно реагироватьна относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу и станет отвечать их избеганием.

5. Активированная программа ответственна за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа обработки правильно отобранных и проинтерпретированных данных заменяется «тревожной программой», «депрессивной программой», «панической программой» и т.д. Когда это происходит, индивид испытывает симптомы тревоги, депрессии или паники.

6. Личность формируется «схемами», или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения. Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации с другими значимыми людьми. Человек формирует концепции о себе, о других, о том, как функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом научения и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций.

7. Схемы могут быть адаптивными или дисфункциональными. К последним могут относиться, например, такие: «Со мной происходит что-то неладное», «Люди обязаны поддерживать меня и не должны критиковать, не соглашаться со мной или неправильно понимать меня». При наличии таких убеждений у этих людей легко возникают эмоциональные расстройства.

8. В терапевтическом изменении взаимодейству­ют когнитивный, эмоциональный и поведенчес­кий каналы, однако когнитивная терапия подчеркивает ведущую роль когниций в возникновении и поддержании терапевтических изменений.

9. Когнитивные изменения происходят на трех уровнях: в произвольном мышлении, в автомати­ческом мышлении и в предположениях (убежде­ниях). Произвольные мысли наиболее доступны для анализа и наименее стабильны, потому что их можно вызвать по желанию, и они временны. Ав­томатические мысли предшествуют эмоциональ­ным и поведенческим реакциям, это мысли, кото­рые появляются спонтанно и вызываются различ­ными обстоятельствами.

Автоматические мысли, о которых сообщают пациенты, имеют ряд общих характеристик:

Они конкретны и раздельны;

Возникают в стенографическом виде;

Не являются результатом обдумывания, рассуж­дения или рефлексии;

В них отсутствует логическая последователь­ность этапов;

Они относительно автономны, пациент не при­лагает усилий для их вызова;

Их сложно «выключить», особенно в тяжелых случаях;

Они воспринимаются как правдоподобные, бес­спорные;

Многие из этих мыслей реалистичны.

                            

Когнитивные искаженияэто систематическиеошибки в суждениях. Они возникают на основе дисфун­кциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автомати­ческих мыслей.

 

Наиболее распространенными когнитив­ными искажениями являются:

- Антропоморфизм: «Машина не хотела двигаться с места»;

- Апелляция к незнанию: «Не пойму, почему я одна. Наверное, злой рок»;

- Априорное мышление: «Когда люди любезны со мной, то им что-то надо»;

- Аргументация «к человеку»: «Тебе не понять меня, ты же не психолог»;

- Возможности, равные вероятностям: «Если ошиб­ка возможна, она будет»;

- Впечатление большими цифрами: «Тысяча чело­век не может ошибаться!»;

- Долженствование: «Чтобы удачно жениться, я должен быть богатым»;

- Гомоцентрическая ошибка: «Бог создал эту пла­нету для людей»;

- Дихотомическое мышление: «Там я или победи­тель, или проигравший»;

- Испытанное и верное: «Коней на переправе не ме­няют»;

- Игнорирование опровергающих доводов: «Он глупего не примут к нам»;

- Конкуренция: «Я не пианист, так как есть люди, играющие лучше меня»;

- Корреляции, равные причинным связям: «Гром вызывает молнию»;

- Материализация абстрактного: «У меня расшата­лись нервы»;

- Мистицизм: «Жизнь после смерти есть!»;

- Неэкономные рассуждения: «Моя идиосинкразия к нему стала латентной»;

- Поиск виновного: «Во всем виновата моя теща»;

- Патологизирование: «Тот, кто все время трево­жится, болен»;

- Персонализация: «Он болеет, потому что Бог его наказал»;

- Перфекционизм: «Я должен быть во всем лучше всех»;

- Предупрежденное несогласие: «Любой дурак мо­жет понять...»;

- Претензии на титул: «С чего ради я буду стоять в очереди, как все?»;

- Преувеличение силы: «Лишь силой воли можно победить алкоголизм»;

- Преклонение перед авторитетами: «Академик Д.С. Лихачев сказал...»;

- Психологизирование: «Я не женюсь, потому что боюсь женщин»;

- Решенный вопрос: «Я не хожу по темным ули­цам, потому что я трус»;

- Сверхобобщения: «Я глупец, так как пишу с ошиб­ками»;

- Сверхсоциализированное мышление: «Место жен­щиныв доме»;

- Скользкий скат: «Раз меня отвергла Марина, я не достоин ничьей любви»;

- Субъективная ошибка: «Я сожалею, что испортил тебе всю жизнь»;

- У вековечивание: «Меня никто никогда не будет любить»;

- Уверенность в своей праведности: «Но я всего лишь хотел Вам помочь»;

- «Ужастификация»: «Директор косо посмотрел на менязавтра уволит»;

- Чувствительность: «Волноваться очень опасно»;

- Эгоцентрическая ошибка: «Я должен получить от жизни все, что я хочу»;

- Эпизодическое доказательство: «Я знаю одного человека, который...».

 

Еще одно когнитивное искажениеуход в сторону (замена предмета обсуждения на не относящийся к делу с целью маскировки собственной позиции) — осуществляется следующими «отвлекающими маневрами»:

 

- Нечестные вопросы: «Почему ты ругаешься? У те­бя был трудный день?»;

- Указание на чужие недостатки: «Не тот-то это говорит, который...»;

- Раскапывание прошлых грехов: «Я лентяй? А не ты ли недавно...?»;

- Эмоциональный язык: «Ты такая тупица, что ничего не понимаешь!»;

- Подход «дзюдо»: «Ты прав, это моя вина! Как ты только терпишь меня!»;

- Приступ ярости: «Да как ты смеешь со мной так обращаться?»;

- Невинное неведение: «Я вообще никакого звонка не слышал! Я спал!»

Автоматическая мысль может быть малоосознаваемой в связи с ее быстротечностью. С другой стороны, паци­ент переживает ее как собственную, а не чуждую, что делает эту мысль очевидной. Очевидность автоматичес­ких мыслей, и их слабая осознанность делают их трудно­доступными для терапии.

 

Поэтому психотерапия включает ряд этапов:

1. Прояснение неадаптивных мыслей. Техника во­просов состоит в подготовке вопросов таким обра­зом, что пациент продвигается к глубинным, пло­хо осознаваемым убеждениям. Сократический ди­алогпредпочитаемый метод в когнитивной пси­хотерапии.

 

В рамках этого метода терапевт задает такие вопросы, которые позволяют пациенту, во-первых, прояснить или определить собственную проблему и, во-вторых, прояснить собственные не­адаптивные мысли.

 

2. Отдаление неадаптивных мыслей. Пациент дол­жен стать в объективную позицию по отношению к собственным мыслям, т.е. отдалиться от них.

3. Проверка истинности неадаптивной мысли .

Психотерапевт побуждает пациента к проверке обо­снованности неадаптивной мысли. С этой целью используются как когнитивные, так и поведенчес­кие техники. Если проверка пациентом собствен­ных неадаптивных мыслей показывает, что они необоснованны, беспочвенны, не опираются на объективную реальность, то возникает возможность избавиться от этих мыслей. Пациент начинает по­нимать, что указанные мысли связаны с особенно­стями его характера, воспитания, а не с реальны­ми характеристиками среды, ситуации.

4. Замена неадаптивных мыслей адаптивными. В этой замене и состоит суть четвертого этапа.

Когнитивная терапия является подходом, центриро­ванным на настоящем. Она директивна, активна, ориен­тирована на проблему. Когнитивная терапия показана тем пациентам, которые могут фокусироваться на соб­ственных автоматических мыслях, при наличии доста­точной воли к выздоровлению. Первоначально когнитивная терапия использовалась в индивидуальной форме, теперь она используется в се­мейной терапии и терапии супружеских пар, а также в групповой форме. Она может применяться в сочетании с фармакотерапией в амбулаторных и стационарных ус­ловиях

 

 

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Транзактный анализ (ТА) (от лат. transactio — сдел­ка и греч. analysis — разложение, расчленение) — пси­хотерапевтическая методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном и основанная напроцедуре анализа составляющих структуры личности («Родитель» — «Ребенок» -— «Взрослый»):

«Родитель» представляет собой авторитарные тен­денции индивида;

«Ребенок» — подчиненную позицию;

«Взрослый» — умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с други­ми на основе равноправного партнерства.

 

Транзактный анализ предполагает психотерапевтичес­кую работу, направленную на достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, при­нятие ответственности за свои поступки и чувства.

Главной целью терапии транзактного анализа явля­ется ориентировка на изменение личности. Осознание проблемосновной инструмент для изменения лично­сти. Изменение же состоит из принятия решения об из­менении, а затем активного процесса по его реализации.

 

Ключевыми идеями транзактного анализа являются:

1. Модель эго-состояний (модель РВД).

Эго-состояние Родителя проявляется в подража­нии поступкам, мыслям и чувствам одного из ро­дителей или других людей, воспринимаемых как родителей. Контролирующий (Критикующий) Ро­дитель указывает, что нужно делать, а что не нужно. Позитивный Контролирующий Родитель искренне заинтересован в защите и поддержании здоровья Ребенка. Негативный Контролирующий Родитель игнорирует другого человека. Воспиты­вающий (Заботливый) Родитель оберегает и забо­тится о своем Ребенке. Позитивный Воспитываю­щий Родитель заботится и помогает, уважая чело­века, которому оказывает помощь. Негативный Воспитывающий Родитель оказывает помощь с позиции превосходства.

Эго-состояние Ребенка — возврат к поведению, мышлению и чувствам детства. Эго-состояниеАдаптивного Ребенка — это проигрывание спосо­бов поведения, оправдывающих ожидания роди­телей. Эго-состояние Свободного Ребенка — это бунт, поведение вопреки родительским требовани­ям. Последнее состояние может быть либо полез­ным и классифицируется как позитивное, либо не­гативным. Взрослый человек может иногда впа­дать в эти состояния.

Эго-состояние Взрослого проявляется тогда, ког­да поведение, мысли и чувства человека строят­ся по принципу «здесь и теперь», предполагаю­щему реагирование на происходящее вокруг с ис­пользованием всего потенциала личности. «Взрос­лый» обычно не подразделяется на составные части.

2. Транзакции. Когда один человек предлагает другому какой- то вид коммуникации, а другой отвечает ему, на­ступают транзакции. Транзакцияосновное поня­тие транзактного анализа, единица коммуникативного процесса, состоящая из коммуникативного стимула и коммуникативной реакции (например, вопрос—ответ). Начало коммуникации называется стимулом, ответ — реакцией. Таким образом, транзакцию можно опреде­лить как транзакционный стимул плюс транзакционная реакция. Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций.

3. Транзакции бывают четырех видов:

- Параллельные (например, один к другому обраща­ется как «Родитель» к «Ребенку», а другой отве­чает как «Ребенок» «Родителю»);

- Пересекающиеся (например, один обращается к другому как «Взрослый» к «Взрослому», а другой отвечает, как «Родитель» «Ребенку»);

- Скрытые (одновременно передаются два сообщения: одно из них — открытое (например, «Взрослый» и«Взрослый»), или сообщение социального уровня, другое — скрытое, или сообщение психологичес­кого уровня (например, «Ребенок» и «Родитель»);

- Угловые (на социальном уровне стимул направля­ется от «Взрослого» к «Взрослому», но скрытое сообщение исходит от «Взрослого» к «Ребенку» с надеждой на реакцию «Ребенка»).

 

4. Существует три правила коммуникации:

- Первое: пока транзакции остаются параллельны­ми, ничто в процессе коммуникации не прерыва­ет чередования стимулов и реакций;

- Второе; при пересекающейся транзакции проис­ходит разрыв коммуникации, для ее восстановле­ния одному или обоим людям необходимо изме­нить свои эго-состояния;

- Третье: поведенческий результат скрытой тран­закции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.

 

5. Единицей транзакции является «поглажива­ние», которое может быть:

- Вербальным (словесным) или невербальным (по­махивание рукой, кивание головой, пожатие руки, похлопывание друг друга);

- Позитивным (дающим приятные чувства) или не­гативным (воспринимается болезненно);

- Условным (связанным с нашей деятельностью) или безусловным (связанным с тем, что мы из себя представляем).

 

6. Существует шесть различных способов прово­дить время:

- Уход — отсутствие взаимодействия с другими чле­нами группы, которое не исключает физического присутствия в группе;

- Ритуал — обычная форма социального взаимодей­ствия, которое протекает по заранее спланирован­ной программе (приветствия, религиозные «погла­живания» и т.д.);

- Времяпрепровождение — легкое и поверхностное общение, протекающее по знакомому пути, одна­ко его содержание не так жестко запрограммиро­вано по сравнению с ритуалом (чаще всего обсуж­дается то, что произошло вчера, а не то, что про­исходит «здесь и теперь»);

- Деятельность — направление энергии людей на достижение какого-либо конкретного результата в соответствии с имеющимися правилами;

- Игры — проигрывание стратегий ребенка, кото­рые более неприемлемы для взрослого человека (играм всегда присуще игнорирование на психо­логическом уровне, а на социальном уровне игро­ки воспринимают игру как обмен интенсивными «поглаживаниями»);

- Интимность отличается от игры тем, что соци­альный и психологический уровни совпадают друг с другом (кроме того, в интимности выражаемые чувства направлены на завершение ситуации).

7. В раннем детстве каждый из нас пишет свой сценарий жизни, позднее мы лишь добавляем детали к нашему сценарию, к семи годам он в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть.

Сценарные решения обусловлены следующими причи­нами:

• они представляют собой наилучшую стратегию ре­бенка с целью выживания во враждебном, как ему кажется, мире;

• они принимаются в соответствии с эмоциямире­бенка и его способом тестирования реальности.

 

8. По содержанию сценарии делятся на три группы:

сценарий Победителя (того, кто достигает постав­ленной перед собой цели легко и свободно);

сценарий Побежденного (того, кто не достигает по­ставленной цели или достигает ее без должной степени сопутствующего комфорта);

сценарий Непобедителя (того, кто представляет со­бой «золотую середину», день ото дня он терпеливо несет свою ношу, никогда не рискует, не становит­ся начальником, его не увольняют с работы, спо­койно работает до конца и тихо уйдет на пенсию).

 

9. Самое главное — понять, что любой сценарий можно изменить. Осознав свой сценарий, человек мо­жет обнаружить те области, в которых он принял проиг­рышные решения, и переделать их на выигрышные.

 

10. Существует шесть основных паттернов сце­нарного процесса. Каждый из этих паттернов имеет соб­ственную тему, описывающую конкретный способ про­живания человеком своего сценария:

- Сценарий «Пока не» базируется на мысли о том, что нечто хорошее не случится до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится («Я не могу радоваться, пока не закончу работу»);

- Сценарий «После» — обратная сторона процесса в сценарии «Пока не» («Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить»);

- Сценарий «Никогда» («Я никогда не получаю са­мого заветного»);

- Сценарий «Всегда» («Почему это всегда случается со мной?»);

- Сценарий «Почти» («В этот раз я почти достиг своего»);

- Сценарий с открытым концом (человеку с откры­тым сценарием время после этого момента пред­ставляется пустотой, как будто бы часть театраль­ного сценария была утеряна).

 

 

11. Философия транзактного анализа базируется на посылках :

все люди — ОК;

каждый человек обладает способностью думать;

все люди определяют свою судьбу;

решения людей могут быть изменены.

12. Двумя основными практическими принципа­ми транзактного анализа являются: контрактный метод и открытая коммуникация .

Контрактэто четко выраженная двусторонняя приверженность строго определенному плану действий. Поскольку «все люди — ОК», терапевт и клиент равны друг перед другом, они несут одинаковую ответственность за те изменения, которые хочет иметь клиент. Так как любой человек способен самостоятельно думать и в ко­нечном счете несет ответственность за свою жизнь, не те­рапевт, а клиент решает, что он хочет изменить в своей жизни. Роль терапевта заключается в том, чтобы указать на те аспекты, которые способствуют достижению цели. Обеим сторонам необходимо ясно представлять характер желаемого изменения, а также конкретный вклад каж­дой стороны в его осуществление. Четкая постановка цели контракта дает еще одно преимущество — обе стороны знают, когда закончится их совместная работа.

Открытая коммуникация основана на том, что и клиент, и терапевт обладали полной информацией отно­сительно того, что происходит в их совместной работе. Терапевт и клиент договариваются о целях и задачах контракта. Как они представляют конечную цель про­цесса изменения? Как узнают об окончании совместной работы? Эрик Берн считал, что идеал заключается в ав­тономности, которая «характеризуется высвобождени­ем или восстановлением трех человеческих качеств: осо­знания, спонтанности и интимности»:

Осознание — способность видеть, слышать, чув­ствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чув­ственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец;

Спонтанность — способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения;

Интимность — открытое выражение чувств и желаний между мной и другим человеком.

Несмотря на то что Э. Берн нигде не написал об этом прямо, под автономностью он понимал то же самое, что и свободу от сценария. Автономная личность не находится в состоянии пассивности, последовательно решает те проблемы, которые ей преподносит жизнь.

 

 

ПСИХОСИНТЕЗ

Психосинтезнаправление практической психо­логии, основанное Роберто Ассаджиоли (1888-1976). Слово «психосинтез» не случайно звучит как антитеза слову «психоанализ». Сначала Ассаджиоли занимался психоанализом, и в начале XX в. Зигмунд Фрейд счи­тал Роберто Ассаджиоли одним из основных своих последователей в Италии. Но позднее Ассаджиоли разра­ботал собственное направление, назвав его психосин­тезом.

Психосинтез в первую очередь развивает и совершен­ствует личность, а затем гармонизирует ее отношения с Я. По Ассаджиоли, психосинтезэто динамическая, даже драматическая концепция нашей психической жизни, предстающая как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодей­ствующих, сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их меж­ду собой и использовать.

«Карта внутреннего мира», по Ассаджиоли, состоит из следующих структур:

1. Низшее бессознательное — наиболее примитив­ная часть нашей личности, включающая простей­шие формы психической деятельности, управля­ющие жизнью тела (влечения и примитивные по­буждения).

2. Среднее бессознательное (предсознательное) — вместилище психических навыков и состояний, где происходит усвоение полученного опыта, за­рождаются и созревают плоды нашего ума. Сред­нее бессознательное и сознание могут спонтанно переходить друг в друга.

3. Высшеебессознательное (супербессознательное) — область зарождения и сосредоточения высших парапсихических функций и духовной энергии, ис­точник вдохновения, творчества, героизма, альт­руизма и других высших чувств.

4. Поле сознаниянепосредственно осознаваемая нами часть личности (поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и ана­лизу).

5. Сознательное Яцентр нашего сознания, эле­мент личности, который Ассаджиоли называет Эго. Сознатель­ное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гип­ноза и т.д.).

6. Высшее Янаша истинная сущность. Высшее Я не изменяется и не исчеза­ет. Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания».

7. Коллективное бессознательное (по Юнгу, «коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны»). Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Основными задачами психосинтеза являются:

- Постижение своего истинного (высшего) Я;

- Достижение на основании этого внутренней гар­монии;

- Налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

 

Познание личности нужно начинать с низшего бес­сознательного, потом необходимо исследовать среднее ивысшее бессознательное. Все это психоанализ, но в от­личие от Фрейда Ассаджиоли рассматривает его не как окончание, а как начало лечения.

 

После глубокого познания собственной личности дол­жно последовать:

- Установление контроля над различными ее элемен­тами;

- Постижение своего истинного Я — выявление или создание объединяющего центра;

- Собственно психосинтез — формирование или пе­рестройка личности вокруг нового центра.

 

Для того чтобы приобрести контроль над отдель­ными элементами личности, в психосинтезе применя­ют метод работы над субличностями. Субличностями называются полуавтономные части личности, которые, организовавшись вокруг определенной потребности и став достаточно сложными, стремятся к независимому суще­ствованию.

 

Работа с субличностями состоит из следую­щих этапов (Руффлер М., 1998):

 

1. Осознание и распознавание. Распознавание лю­бого объекта в первую очередь требует направле­ния внимания на этот объект. Уже сам факт кон­центрации внимания может повлечь за собой оп­ределенные изменения. Структура, находящаяся в фокусе внимания, проясняется и становится ви­димой.

2. П ринятие. Человеку нелегко осознать нежелатель­ные части своей личности. Требуется немало сил и отваги для того, чтобы взглянуть на них и принять их такими, какие они есть, со всеми их отрица­тельными качествами: злобой, страхом, ненавис­тью, гневом и т.д. Настоящее принятие собствен­ных слабостей, так же, как и сильных сторон на­шей личности, может способствовать решению внут­реннего конфликта. Такое принятие порождает глубинные личностные изменения, благодаря чемучеловек становится способным к состраданию и пониманию. Принятие означает возвращение к соб­ственному Я и лучшее его познание.

3. Координация и трансформация начинаются с интеллектуального переструктурирования старой системы верований. Ритм трансформации определяется возрастом, глубиной и ригидностью психо­динамической структуры. Раньше жизненная энер­гия и воля, держащиеся в структурах субличностей, были направлены на борьбу, избегание и со­противление. Сейчас они могут быть высвобождены и скоординированы с волей к жизни и с творчес­ким выражением личности.

4. Интеграция, подразумевающая единство различ­ных элементов, которые зачастую обладают про­тивоположной природой. При этом интегрирован­ные элементы сохраняют свои индивидуальные качества. Трансформации подвергается поведение элементов, они начинают функционировать соглас­но желанию личности преобразовать свое творчес­кое начало.

5. Синтез, который возникает в том случае, когда две или большее количество субличностей готовы сформировать новое целое. При синтезе индиви­дуальность элементов теряется, но их качества сохраняются в новом целом. Новое целое содержит сумму их качеств и вместе с тем нечто боль­шее, превосходящее простую сумму индивидуаль­ных характеристик. Этот процесс требует глубо­кого преобразования личности.

6. Постижение своего истинного Я — это выявление или создание объединяющего центра Я. Сущность по­стижения истинного Я заключается в расширении узко­го поля личного сознания в основном за счет высшего бессознательного, объединения низшего Я с высшим Я. Истинное Яэто та часть личности, которая способнаотслеживать любой аспект нашей психики, не будучи вовлеченной в ее атмосферу. В этой связи интересна мысль П. Ферруччи о том, что в психосинтезе Я не явля­ется ни пассивным зрителем, ни актером, оно скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качество, сво­евременность и чуткое руководство.

Процесс психосинтеза предполагает формирование или перестройку личности вокруг истинного Я или внеш­него объединяющего центра и условно делится на несколько этапов:

- Выбор новой личности, к которой мы стремимся;

- Использование всех имеющихся в распоряжении энергий;

- Координацию и соподчинение различных элемен­тов психики, осознание гармонической целостной структуры личности.

 

 

               


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: