Когнитивная психотерапия — психотерапевтический метод, разработанный Аароном Беком и основанный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания поведенческих стереотипов.
В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые, в свою очередь, определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально — депрессивных состояний) объяснялось прежде всего за счет неправильно построенного самопознания. Ответы на вопросы «Каким я вижу себя?», «Какое будущее меня ожидает?» и «Каков окружающий мир?» пациентом даются неадекватно.
Например, депрессивный больной видит себя как ни к чему не годное и ничего не стоящее существо, а его будущее предстает перед ним как нескончаемая череда мучений. Такие оценки не соответствуют действительности, но пациент старательно избегает всех возможностей их проверить, боясь наткнуться на реальное подтверждение своих опасений.
|
|
В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед пациентом ставится цель — понять, что именно используемые им обычно суждения («автоматические мысли») определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике.
Процедура данного метода включает в себя три этапа:
1) Этап логического анализа (получение критериев обнаружения ошибок суждений, возникающих в ситуациях аффекта);
2) Этап эмпирического анализа (отработка приемов соотнесения элементов объективной ситуации с ее субъективным восприятием);
3) Этап прагматического анализа (построение оптимального осознания собственных действий).
Сущность когнитивной психотерапии раскрывается в следующих положениях:
1. Человек — существо, склонное не только рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или исправить их. Только определив и исправив ошибки собственного мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоосуществления.
2. Решающим фактором для выживания организма является переработка информации. При различных психопатологических состояниях (тревога, депрессия, мания и др.) на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение. Так, депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения, а у тревожного пациента имеется сдвиг в направлении тем опасности.
3. Основные убеждения побуждают людей в определенных жизненных ситуациях тенденциозно интерпретировать свой опыт. Например, человек, для которого идея возможности внезапной смерти имеет особое значение, может, пережив угрожающий его жизни эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступающей смерти, и тогда у него разовьются приступы тревоги.
|
|
4. Каждое расстройство имеет свою специфическую программу. При тревожных расстройствах, например, активируется «программа выживания»: индивид из потока информации выбирает «сигналы опасности» и блокирует «сигналы безопасности». Результирующее поведение будет состоять в том, что он начнет чрезмерно реагироватьна относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу и станет отвечать их избеганием.
5. Активированная программа ответственна за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа обработки правильно отобранных и проинтерпретированных данных заменяется «тревожной программой», «депрессивной программой», «панической программой» и т.д. Когда это происходит, индивид испытывает симптомы тревоги, депрессии или паники.
6. Личность формируется «схемами», или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения. Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации с другими значимыми людьми. Человек формирует концепции о себе, о других, о том, как функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом научения и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций.
7. Схемы могут быть адаптивными или дисфункциональными. К последним могут относиться, например, такие: «Со мной происходит что-то неладное», «Люди обязаны поддерживать меня и не должны критиковать, не соглашаться со мной или неправильно понимать меня». При наличии таких убеждений у этих людей легко возникают эмоциональные расстройства.
8. В терапевтическом изменении взаимодействуют когнитивный, эмоциональный и поведенческий каналы, однако когнитивная терапия подчеркивает ведущую роль когниций в возникновении и поддержании терапевтических изменений.
9. Когнитивные изменения происходят на трех уровнях: в произвольном мышлении, в автоматическом мышлении и в предположениях (убеждениях). Произвольные мысли наиболее доступны для анализа и наименее стабильны, потому что их можно вызвать по желанию, и они временны. Автоматические мысли предшествуют эмоциональным и поведенческим реакциям, это мысли, которые появляются спонтанно и вызываются различными обстоятельствами.
Автоматические мысли, о которых сообщают пациенты, имеют ряд общих характеристик:
• Они конкретны и раздельны;
• Возникают в стенографическом виде;
• Не являются результатом обдумывания, рассуждения или рефлексии;
• В них отсутствует логическая последовательность этапов;
• Они относительно автономны, пациент не прилагает усилий для их вызова;
• Их сложно «выключить», особенно в тяжелых случаях;
• Они воспринимаются как правдоподобные, бесспорные;
• Многие из этих мыслей реалистичны.
Когнитивные искажения — это систематическиеошибки в суждениях. Они возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей.
Наиболее распространенными когнитивными искажениями являются:
- Антропоморфизм: «Машина не хотела двигаться с места»;
- Апелляция к незнанию: «Не пойму, почему я одна. Наверное, злой рок»;
- Априорное мышление: «Когда люди любезны со мной, то им что-то надо»;
- Аргументация «к человеку»: «Тебе не понять меня, ты же не психолог»;
- Возможности, равные вероятностям: «Если ошибка возможна, она будет»;
|
|
- Впечатление большими цифрами: «Тысяча человек не может ошибаться!»;
- Долженствование: «Чтобы удачно жениться, я должен быть богатым»;
- Гомоцентрическая ошибка: «Бог создал эту планету для людей»;
- Дихотомическое мышление: «Там я или победитель, или проигравший»;
- Испытанное и верное: «Коней на переправе не меняют»;
- Игнорирование опровергающих доводов: «Он глуп — его не примут к нам»;
- Конкуренция: «Я не пианист, так как есть люди, играющие лучше меня»;
- Корреляции, равные причинным связям: «Гром вызывает молнию»;
- Материализация абстрактного: «У меня расшатались нервы»;
- Мистицизм: «Жизнь после смерти есть!»;
- Неэкономные рассуждения: «Моя идиосинкразия к нему стала латентной»;
- Поиск виновного: «Во всем виновата моя теща»;
- Патологизирование: «Тот, кто все время тревожится, болен»;
- Персонализация: «Он болеет, потому что Бог его наказал»;
- Перфекционизм: «Я должен быть во всем лучше всех»;
- Предупрежденное несогласие: «Любой дурак может понять...»;
- Претензии на титул: «С чего ради я буду стоять в очереди, как все?»;
- Преувеличение силы: «Лишь силой воли можно победить алкоголизм»;
- Преклонение перед авторитетами: «Академик Д.С. Лихачев сказал...»;
- Психологизирование: «Я не женюсь, потому что боюсь женщин»;
- Решенный вопрос: «Я не хожу по темным улицам, потому что я трус»;
- Сверхобобщения: «Я глупец, так как пишу с ошибками»;
- Сверхсоциализированное мышление: «Место женщины — в доме»;
- Скользкий скат: «Раз меня отвергла Марина, я не достоин ничьей любви»;
- Субъективная ошибка: «Я сожалею, что испортил тебе всю жизнь»;
- У вековечивание: «Меня никто никогда не будет любить»;
- Уверенность в своей праведности: «Но я всего лишь хотел Вам помочь»;
- «Ужастификация»: «Директор косо посмотрел на меня — завтра уволит»;
- Чувствительность: «Волноваться очень опасно»;
- Эгоцентрическая ошибка: «Я должен получить от жизни все, что я хочу»;
- Эпизодическое доказательство: «Я знаю одного человека, который...».
Еще одно когнитивное искажение — уход в сторону (замена предмета обсуждения на не относящийся к делу с целью маскировки собственной позиции) — осуществляется следующими «отвлекающими маневрами»:
|
|
- Нечестные вопросы: «Почему ты ругаешься? У тебя был трудный день?»;
- Указание на чужие недостатки: «Не тот-то это говорит, который...»;
- Раскапывание прошлых грехов: «Я лентяй? А не ты ли недавно...?»;
- Эмоциональный язык: «Ты такая тупица, что ничего не понимаешь!»;
- Подход «дзюдо»: «Ты прав, это моя вина! Как ты только терпишь меня!»;
- Приступ ярости: «Да как ты смеешь со мной так обращаться?»;
- Невинное неведение: «Я вообще никакого звонка не слышал! Я спал!»
Автоматическая мысль может быть малоосознаваемой в связи с ее быстротечностью. С другой стороны, пациент переживает ее как собственную, а не чуждую, что делает эту мысль очевидной. Очевидность автоматических мыслей, и их слабая осознанность делают их труднодоступными для терапии.
Поэтому психотерапия включает ряд этапов:
1. Прояснение неадаптивных мыслей. Техника вопросов состоит в подготовке вопросов таким образом, что пациент продвигается к глубинным, плохо осознаваемым убеждениям. Сократический диалог — предпочитаемый метод в когнитивной психотерапии.
В рамках этого метода терапевт задает такие вопросы, которые позволяют пациенту, во-первых, прояснить или определить собственную проблему и, во-вторых, прояснить собственные неадаптивные мысли.
2. Отдаление неадаптивных мыслей. Пациент должен стать в объективную позицию по отношению к собственным мыслям, т.е. отдалиться от них.
3. Проверка истинности неадаптивной мысли .
Психотерапевт побуждает пациента к проверке обоснованности неадаптивной мысли. С этой целью используются как когнитивные, так и поведенческие техники. Если проверка пациентом собственных неадаптивных мыслей показывает, что они необоснованны, беспочвенны, не опираются на объективную реальность, то возникает возможность избавиться от этих мыслей. Пациент начинает понимать, что указанные мысли связаны с особенностями его характера, воспитания, а не с реальными характеристиками среды, ситуации.
4. Замена неадаптивных мыслей адаптивными. В этой замене и состоит суть четвертого этапа.
Когнитивная терапия является подходом, центрированным на настоящем. Она директивна, активна, ориентирована на проблему. Когнитивная терапия показана тем пациентам, которые могут фокусироваться на собственных автоматических мыслях, при наличии достаточной воли к выздоровлению. Первоначально когнитивная терапия использовалась в индивидуальной форме, теперь она используется в семейной терапии и терапии супружеских пар, а также в групповой форме. Она может применяться в сочетании с фармакотерапией в амбулаторных и стационарных условиях
ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
Транзактный анализ (ТА) (от лат. transactio — сделка и греч. analysis — разложение, расчленение) — психотерапевтическая методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном и основанная напроцедуре анализа составляющих структуры личности («Родитель» — «Ребенок» -— «Взрослый»):
• «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида;
• «Ребенок» — подчиненную позицию;
• «Взрослый» — умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.
Транзактный анализ предполагает психотерапевтическую работу, направленную на достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.
Главной целью терапии транзактного анализа является ориентировка на изменение личности. Осознание проблем — основной инструмент для изменения личности. Изменение же состоит из принятия решения об изменении, а затем активного процесса по его реализации.
Ключевыми идеями транзактного анализа являются:
1. Модель эго-состояний (модель РВД).
• Эго-состояние Родителя проявляется в подражании поступкам, мыслям и чувствам одного из родителей или других людей, воспринимаемых как родителей. Контролирующий (Критикующий) Родитель указывает, что нужно делать, а что не нужно. Позитивный Контролирующий Родитель искренне заинтересован в защите и поддержании здоровья Ребенка. Негативный Контролирующий Родитель игнорирует другого человека. Воспитывающий (Заботливый) Родитель оберегает и заботится о своем Ребенке. Позитивный Воспитывающий Родитель заботится и помогает, уважая человека, которому оказывает помощь. Негативный Воспитывающий Родитель оказывает помощь с позиции превосходства.
• Эго-состояние Ребенка — возврат к поведению, мышлению и чувствам детства. Эго-состояниеАдаптивного Ребенка — это проигрывание способов поведения, оправдывающих ожидания родителей. Эго-состояние Свободного Ребенка — это бунт, поведение вопреки родительским требованиям. Последнее состояние может быть либо полезным и классифицируется как позитивное, либо негативным. Взрослый человек может иногда впадать в эти состояния.
• Эго-состояние Взрослого проявляется тогда, когда поведение, мысли и чувства человека строятся по принципу «здесь и теперь», предполагающему реагирование на происходящее вокруг с использованием всего потенциала личности. «Взрослый» обычно не подразделяется на составные части.
2. Транзакции. Когда один человек предлагает другому какой- то вид коммуникации, а другой отвечает ему, наступают транзакции. Транзакция — основное понятие транзактного анализа, единица коммуникативного процесса, состоящая из коммуникативного стимула и коммуникативной реакции (например, вопрос—ответ). Начало коммуникации называется стимулом, ответ — реакцией. Таким образом, транзакцию можно определить как транзакционный стимул плюс транзакционная реакция. Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций.
3. Транзакции бывают четырех видов:
- Параллельные (например, один к другому обращается как «Родитель» к «Ребенку», а другой отвечает как «Ребенок» «Родителю»);
- Пересекающиеся (например, один обращается к другому как «Взрослый» к «Взрослому», а другой отвечает, как «Родитель» «Ребенку»);
- Скрытые (одновременно передаются два сообщения: одно из них — открытое (например, «Взрослый» и«Взрослый»), или сообщение социального уровня, другое — скрытое, или сообщение психологического уровня (например, «Ребенок» и «Родитель»);
- Угловые (на социальном уровне стимул направляется от «Взрослого» к «Взрослому», но скрытое сообщение исходит от «Взрослого» к «Ребенку» с надеждой на реакцию «Ребенка»).
4. Существует три правила коммуникации:
- Первое: пока транзакции остаются параллельными, ничто в процессе коммуникации не прерывает чередования стимулов и реакций;
- Второе; при пересекающейся транзакции происходит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свои эго-состояния;
- Третье: поведенческий результат скрытой транзакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.
5. Единицей транзакции является «поглаживание», которое может быть:
- Вербальным (словесным) или невербальным (помахивание рукой, кивание головой, пожатие руки, похлопывание друг друга);
- Позитивным (дающим приятные чувства) или негативным (воспринимается болезненно);
- Условным (связанным с нашей деятельностью) или безусловным (связанным с тем, что мы из себя представляем).
6. Существует шесть различных способов проводить время:
- Уход — отсутствие взаимодействия с другими членами группы, которое не исключает физического присутствия в группе;
- Ритуал — обычная форма социального взаимодействия, которое протекает по заранее спланированной программе (приветствия, религиозные «поглаживания» и т.д.);
- Времяпрепровождение — легкое и поверхностное общение, протекающее по знакомому пути, однако его содержание не так жестко запрограммировано по сравнению с ритуалом (чаще всего обсуждается то, что произошло вчера, а не то, что происходит «здесь и теперь»);
- Деятельность — направление энергии людей на достижение какого-либо конкретного результата в соответствии с имеющимися правилами;
- Игры — проигрывание стратегий ребенка, которые более неприемлемы для взрослого человека (играм всегда присуще игнорирование на психологическом уровне, а на социальном уровне игроки воспринимают игру как обмен интенсивными «поглаживаниями»);
- Интимность отличается от игры тем, что социальный и психологический уровни совпадают друг с другом (кроме того, в интимности выражаемые чувства направлены на завершение ситуации).
7. В раннем детстве каждый из нас пишет свой сценарий жизни, позднее мы лишь добавляем детали к нашему сценарию, к семи годам он в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть.
Сценарные решения обусловлены следующими причинами:
• они представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания во враждебном, как ему кажется, мире;
• они принимаются в соответствии с эмоциямиребенка и его способом тестирования реальности.
8. По содержанию сценарии делятся на три группы:
• сценарий Победителя (того, кто достигает поставленной перед собой цели легко и свободно);
• сценарий Побежденного (того, кто не достигает поставленной цели или достигает ее без должной степени сопутствующего комфорта);
• сценарий Непобедителя (того, кто представляет собой «золотую середину», день ото дня он терпеливо несет свою ношу, никогда не рискует, не становится начальником, его не увольняют с работы, спокойно работает до конца и тихо уйдет на пенсию).
9. Самое главное — понять, что любой сценарий можно изменить. Осознав свой сценарий, человек может обнаружить те области, в которых он принял проигрышные решения, и переделать их на выигрышные.
10. Существует шесть основных паттернов сценарного процесса. Каждый из этих паттернов имеет собственную тему, описывающую конкретный способ проживания человеком своего сценария:
- Сценарий «Пока не» базируется на мысли о том, что нечто хорошее не случится до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится («Я не могу радоваться, пока не закончу работу»);
- Сценарий «После» — обратная сторона процесса в сценарии «Пока не» («Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить»);
- Сценарий «Никогда» («Я никогда не получаю самого заветного»);
- Сценарий «Всегда» («Почему это всегда случается со мной?»);
- Сценарий «Почти» («В этот раз я почти достиг своего»);
- Сценарий с открытым концом (человеку с открытым сценарием время после этого момента представляется пустотой, как будто бы часть театрального сценария была утеряна).
11. Философия транзактного анализа базируется на посылках :
• все люди — ОК;
• каждый человек обладает способностью думать;
• все люди определяют свою судьбу;
• решения людей могут быть изменены.
12. Двумя основными практическими принципами транзактного анализа являются: контрактный метод и открытая коммуникация .
Контракт — это четко выраженная двусторонняя приверженность строго определенному плану действий. Поскольку «все люди — ОК», терапевт и клиент равны друг перед другом, они несут одинаковую ответственность за те изменения, которые хочет иметь клиент. Так как любой человек способен самостоятельно думать и в конечном счете несет ответственность за свою жизнь, не терапевт, а клиент решает, что он хочет изменить в своей жизни. Роль терапевта заключается в том, чтобы указать на те аспекты, которые способствуют достижению цели. Обеим сторонам необходимо ясно представлять характер желаемого изменения, а также конкретный вклад каждой стороны в его осуществление. Четкая постановка цели контракта дает еще одно преимущество — обе стороны знают, когда закончится их совместная работа.
Открытая коммуникация основана на том, что и клиент, и терапевт обладали полной информацией относительно того, что происходит в их совместной работе. Терапевт и клиент договариваются о целях и задачах контракта. Как они представляют конечную цель процесса изменения? Как узнают об окончании совместной работы? Эрик Берн считал, что идеал заключается в автономности, которая «характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности»:
• Осознание — способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец;
• Спонтанность — способность выбирать из всего возможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения;
• Интимность — открытое выражение чувств и желаний между мной и другим человеком.
Несмотря на то что Э. Берн нигде не написал об этом прямо, под автономностью он понимал то же самое, что и свободу от сценария. Автономная личность не находится в состоянии пассивности, последовательно решает те проблемы, которые ей преподносит жизнь.
ПСИХОСИНТЕЗ
Психосинтез — направление практической психологии, основанное Роберто Ассаджиоли (1888-1976). Слово «психосинтез» не случайно звучит как антитеза слову «психоанализ». Сначала Ассаджиоли занимался психоанализом, и в начале XX в. Зигмунд Фрейд считал Роберто Ассаджиоли одним из основных своих последователей в Италии. Но позднее Ассаджиоли разработал собственное направление, назвав его психосинтезом.
Психосинтез в первую очередь развивает и совершенствует личность, а затем гармонизирует ее отношения с Я. По Ассаджиоли, психосинтез — это динамическая, даже драматическая концепция нашей психической жизни, предстающая как непрерывное взаимодействие и борьба множества разных, в том числе противодействующих, сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать.
«Карта внутреннего мира», по Ассаджиоли, состоит из следующих структур:
1. Низшее бессознательное — наиболее примитивная часть нашей личности, включающая простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела (влечения и примитивные побуждения).
2. Среднее бессознательное (предсознательное) — вместилище психических навыков и состояний, где происходит усвоение полученного опыта, зарождаются и созревают плоды нашего ума. Среднее бессознательное и сознание могут спонтанно переходить друг в друга.
3. Высшеебессознательное (супербессознательное) — область зарождения и сосредоточения высших парапсихических функций и духовной энергии, источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств.
4. Поле сознания — непосредственно осознаваемая нами часть личности (поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу).
5. Сознательное Я — центр нашего сознания, элемент личности, который Ассаджиоли называет Эго. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза и т.д.).
6. Высшее Я — наша истинная сущность. Высшее Я не изменяется и не исчезает. Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания».
7. Коллективное бессознательное (по Юнгу, «коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны»). Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».
Основными задачами психосинтеза являются:
- Постижение своего истинного (высшего) Я;
- Достижение на основании этого внутренней гармонии;
- Налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.
Познание личности нужно начинать с низшего бессознательного, потом необходимо исследовать среднее ивысшее бессознательное. Все это психоанализ, но в отличие от Фрейда Ассаджиоли рассматривает его не как окончание, а как начало лечения.
После глубокого познания собственной личности должно последовать:
- Установление контроля над различными ее элементами;
- Постижение своего истинного Я — выявление или создание объединяющего центра;
- Собственно психосинтез — формирование или перестройка личности вокруг нового центра.
Для того чтобы приобрести контроль над отдельными элементами личности, в психосинтезе применяют метод работы над субличностями. Субличностями называются полуавтономные части личности, которые, организовавшись вокруг определенной потребности и став достаточно сложными, стремятся к независимому существованию.
Работа с субличностями состоит из следующих этапов (Руффлер М., 1998):
1. Осознание и распознавание. Распознавание любого объекта в первую очередь требует направления внимания на этот объект. Уже сам факт концентрации внимания может повлечь за собой определенные изменения. Структура, находящаяся в фокусе внимания, проясняется и становится видимой.
2. П ринятие. Человеку нелегко осознать нежелательные части своей личности. Требуется немало сил и отваги для того, чтобы взглянуть на них и принять их такими, какие они есть, со всеми их отрицательными качествами: злобой, страхом, ненавистью, гневом и т.д. Настоящее принятие собственных слабостей, так же, как и сильных сторон нашей личности, может способствовать решению внутреннего конфликта. Такое принятие порождает глубинные личностные изменения, благодаря чемучеловек становится способным к состраданию и пониманию. Принятие означает возвращение к собственному Я и лучшее его познание.
3. Координация и трансформация начинаются с интеллектуального переструктурирования старой системы верований. Ритм трансформации определяется возрастом, глубиной и ригидностью психодинамической структуры. Раньше жизненная энергия и воля, держащиеся в структурах субличностей, были направлены на борьбу, избегание и сопротивление. Сейчас они могут быть высвобождены и скоординированы с волей к жизни и с творческим выражением личности.
4. Интеграция, подразумевающая единство различных элементов, которые зачастую обладают противоположной природой. При этом интегрированные элементы сохраняют свои индивидуальные качества. Трансформации подвергается поведение элементов, они начинают функционировать согласно желанию личности преобразовать свое творческое начало.
5. Синтез, который возникает в том случае, когда две или большее количество субличностей готовы сформировать новое целое. При синтезе индивидуальность элементов теряется, но их качества сохраняются в новом целом. Новое целое содержит сумму их качеств и вместе с тем нечто большее, превосходящее простую сумму индивидуальных характеристик. Этот процесс требует глубокого преобразования личности.
6. Постижение своего истинного Я — это выявление или создание объединяющего центра Я. Сущность постижения истинного Я заключается в расширении узкого поля личного сознания в основном за счет высшего бессознательного, объединения низшего Я с высшим Я. Истинное Я — это та часть личности, которая способнаотслеживать любой аспект нашей психики, не будучи вовлеченной в ее атмосферу. В этой связи интересна мысль П. Ферруччи о том, что в психосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером, оно скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качество, своевременность и чуткое руководство.
Процесс психосинтеза предполагает формирование или перестройку личности вокруг истинного Я или внешнего объединяющего центра и условно делится на несколько этапов:
- Выбор новой личности, к которой мы стремимся;
- Использование всех имеющихся в распоряжении энергий;
- Координацию и соподчинение различных элементов психики, осознание гармонической целостной структуры личности.