Индивидуально-личностные характеристики в образе коммуникатора

В социально-психологических исследованиях отмечается, что для аудитории очень значимыми являются индивидуально-личностные качества коммуникатора СМК. Это доказывает, что аудитория воспринимает медиакоммуникатора как полноценного партнера по общению, а не просто как информатора. Как полагал П.С. Гуревич, телезрителю интересна личность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, обладающий даром общения.

По мнению А.В. Шарикова, С.Г. Давыдова, О.Г. Ивашкиной [123], образ ведущего в восприятии зрителей включает, по меньшей мере, два уровня:

· имиджевый — внешний, проявляющийся в таких статичных элементах, как одежда, прическа, грим, макияж, и в поведенческих реакциях — эмоциональная включенность, взаимодействие ведущего в кадре; 

· личностно-образный — внутренний, проявляющийся через элементы поведения и речи (создается определенный образ личности ведущего).

Если имиджевый уровень восприятия образа легко корректируется через простую смену элементов внешности и поведения ведущего, то личностно-образный уровень, столь легкой коррекции не поддается. Чтобы заслужить любовь зрителя, ведущему необходимо что-то большее, чем приятная внешность и профессионализм.

Н.Н. Богомолова среди индивидуально-личностных качеств коммуникатора предложила выделить такие наиболее общие категории:

характеристики внешности,

коммуникативные характеристики и внутренние,

личностные характеристики.

Наиболее значимыми, по данным большинства исследований, оказываются внутренние, личностные характеристики, вторыми по значимости — характеристики внешности, и затем — коммуникативные характеристики коммуникатора СМК.

Характеристики внешности (физические данные и «оформление» внешности). Они могут оказывать влияние на оценку привлекательности коммуникатора, которая немаловажна для создания его положительного или, наоборот, отрицательного образа, что особенно ценно для телекоммуникаторов.

Как показывают исследования и отмечают сами телекоммуникаторы, аудитория обращает внимание, прежде всего, на лицо и глаза, в которых отражаются мысли и эмоции человека в кадре. После этого — на оформление внешности коммуникатора, характер одежды, прическу, цвет волос, ношение очков и т. д. Нередко внешний облик и манера одеваться популярных телекоммуникаторов вызывает стремление зрителей подражать им в своей реальной жизни.

В. Шепель выделяет следующие «эталоны смотрибельности», «телегеничности» для телеведущих: здоровый вид; гармония черт лица; красивые волосы; стройная и пропорциональная фигура; белые и ровные зубы; приятно звучащий голос; выразительность жестов; живой ум; доверительность. Внешность коммуникатора для аудитории — это проявление его индивидуальности. Привлекательная внешность — лишь средство, а не самоцель. Оформление внешности телеведущих должно соответствовать содержанию передаваемого ими сообщения. Так, например, ведущей новостных передач Е. Андреевой руководство запрещало появляться в кадре с распущенными волосами, так как ее длинные красивые волосы, отвлекали бы внимание от передаваемых новостей. Столь же ограниченно и использование украшений дикторами информационных передач. Гармоничные при межличностном общении, любые аксессуары могут вносить дисбаланс в телевизионный образ. Специалисты советуют при телесъемке и женщинам, и мужчинам обязательно гримироваться. Лилиан Браун полагает, что макияж на телевидении предназначен для того, чтобы компенсировать воздействие двух факторов — яркого верхнего света и увеличивающих объективов. Их воздействие визуально «состаривает» человека, а лицо и фигура визуально кажутся больше размерами. Из-за софитов, светящих сверху, на лице человека возникают тени. Телевизионная оптика позволяет разглядеть мельчайшие детали на лице, даже намечающуюся «щетину» у мужчин, которую не видно невооруженным глазом. Мелкие морщинки, крохотные капельки пота становятся очень заметными. Телевизионный грим отличается от привычного макияжа.

 Особенности макияжа и одежды медиакоммуникатора зависят также от формата сообщения. Так, К. Гаврилов, раскрывая секреты удачного репортажа, отмечает, что слишком яркий макияж неуместен для репортера в кадре. Среди советов по поводу оформления внешности репортера К. Гаврилова можно выделить следующие:

«Крайне редко телекомпании разрешают репортерам отпускать усы и бороды. Уж очень выразительным и ярким становится лицо. Необходимо выбрать также такой ракурс съемки, который окажется наиболее выигрышным, что может повысить фотогеничность.

 Столь же важно правильно выбрать одежду. В первую очередь одежда репортера должна отвечать определенным требованиям, диктуемым особенностями телевизионной техники. Так, запрещено надевать вещи в узкую поперечную полоску или с рисунком, который вызывает цветовое «биение» в кадре. Этот брак, называемый “интерлесинг”, обусловлен неустранимым несовершенством видео-техники. Выглядит он как дрожащая строчка на одежде. Справиться с ним можно только одним способом — надевать одежду “правильной” расцветки. В кадре нельзя появляться в одежде “фонящих” (вызывающих цветовые всполохи) цветов — ярко-красной или ярко-синей. И чистый белый цвет может спутать цветовой баланс камеры, вызвать дополнительные блики, он вообще нелюбим операторами.

Пиджак черного цвета воспринимается в кадре как провал — визуальная дыра. Его невозможно ни высветить, ни скорректировать, поэтому надевать нельзя. Также под запрет попадает одежда из шелка и любых бликующих синтетических материалов, которые создают веселенькие разноцветные пятнышки. Что же касается шляп, шляпок, беретов, фуражек и прочего, то они могут появляться в кадре только в исключительных случаях. Даже в суровый мороз репортер должен сниматься с обнаженной головой. В этом выражается уважение к зрителю. Однако существуют специальные требования к одежде, прическе коммуникатора для того, чтобы вписаться в различные контексты, органично выглядеть не только в кадре, но и в той ситуации, о которой создается сообщение».

Коммуникативные характеристики (вербальное и невербальное поведение, тембр голоса, дикция, манера говорить, умение держаться, вести диалог). Аудитория обычно обращает большое внимание на голос коммуникатора. При этом предпочтение обычно отдается тем коммуникаторам (и мужчинам, и женщинам), которые обладают тембром голоса средних тонов. Так, например, согласно данным американских исследователей, при оценке мужских голосов работников радио и телевидения предпочтение, в первую очередь, отдается баритону (62% опрошенных), затем тенору (31%) и басу (7%). Эту тенденцию, вероятно, можно объяснить тем, что слух человека более восприимчив к звукам средних частот.

Внутренние, личностные характеристики (знания, интеллект, эмоциональность, профессиональное мастерство, моральные ценности и т. п.). Эта группа характеристик коммуникатора наиболее важна для социально-психологических исследований. Надо отметить, что восприятие этих качеств коммуникатора осуществляется косвенно. Конечно, зрителю невозможно точно «измерить» коэффициент интеллекта или определить имеющиеся у ведущего передачи психологические ценности. Эти качества «достраиваются», домысливаются аудиторией. К ним можно отнести такие оценки, как эрудированный/ая, мыслящий/ая, добросовестный/ая, добрый/ая, компетентный/ая во многих вопросах, интересный собеседник, любит детей. Нередко телезрители домысливают и поведенческие характеристики дикторов и ведущих в повседневной жизни, например: не курит, танцует только медленные танцы, душится духами «Мисс Диор», живет на широкую ногу, любит свою работу и т. п.

Исследователи отмечают, что при положительном отношении к коммуникаторам, у аудитории формируются различные, индивидуализированные образы, в каждом их которых наиболее важными оказываются различные личностные характеристики.

В исследовании популярных и непопулярных телекоммуникаторов были выделены 4 фактора:

· «выразительность, артистизм, талант»;

· «доброта, тактичность, культура общения»;

· «эмоциональность, темперамент, активность»;

· «оптимизм, раскрепощенность, сила эго».

Наиболее значимые различия (высокие оценки у популярных телекоммуникаторов и низкие у непопулярных) обнаружились по первым двум факторам. По двум последним факторам различия незначительны.

Итак, было обнаружено, что структура восприятия образа ведущих новостных программ телезрителями содержит пять факторов:

· «Сила образа», связана с популярностью ведущего;

· «Динамичность образа»;

· «Имидж ведущего»;

· «Дружелюбие/напряженность»

· «От- зывчивость».

При этом наблюдаются различия в оценке коммуникаторов-ведущих авторского типа и коммуникаторов-дикторов экспертами. Идеальный диктор связывается с такими характеристиками, как дружелюбие, обаяние, спокойствие.

Идеальный ведущий-автор должен обладать такими чертами, как самостоятельность, независимость и решительност ь. Идеальный ведущий любого типа не должен производить впечатление человека раздражительного, напряженного и уступчивого, а должен выглядеть добросовестным и уверенным в себе. Таким образом, особенности восприятия коммуникатора аудиторией и экспертами связаны с ролью, которую выполняет медиа-специалист в общей структуре коммуникатора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: