Раздел 1. Исполнительная власть и управление в системе жизнедеятельности общества. Формы и методы управленческой деятельности

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

РОССИИ

 

УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРОВ

 

 

Рекомендовано УМО по юридическому образованию  …

В качестве учебника для студентов высших учебных заведения, обучающихся по направлению подготовки 030501 (0211100) «Юриспруденция», по специальностям 050402 (032700) «Юриспруденция (учитель права)», 030501 (021100) «Юриспруденция», 030500 (521400) «Юриспруденция (бакалавр)», 030505 (023100) «Правоохранительная деятельность» 

 

 

2012

 

Авторы:

Конин Николай Михайлович – доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой административного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»

Маторина Елена Ильинична – кандидат юридических наук, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент кафедра административного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия.

 

 

Рецензенты:

 

 

Конин Н.М., Маторина Е.И.

Административное право России: учебник для бакалавров / Н.М.Конин, Е.И.Маторина. -

ISBN

   Учебник подготовлен в соответствии с программой курса Административное право» и с учетом требований Министерства образования и науки РФ. Он представляет собой систематическое изложение административно-правовых институтов, а также проблем теории и практики организации и осуществления исполнительной власти в России. В издании отражено современное состояние науки административного права. Материал приводится с учетом последних изменений в законодательстве Российской Федерации.

  Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

  Для студентов вузов, обучающихся по направлениям и специальностям 050402 (032700) «Юриспруденция (учитель права)», 030501 (021100) «Юриспруденция», 030500 (521400) «Юриспруденция (бакалавр)», 030505 (023100) «Правоохранительная деятельность», а также для аспирантов и преподавателей юридических вузов, студентов экономических  специальностей.

Может быть рекомендован работникам органов государственной власти и местного самоуправления в случае возникновения вопросов, связанных с применением норм административного права на практике. 

 

 

Предисловие

Важнейшей отраслью правовой системы любой страны является административное право. Его роль в России, с еe огромной территорией, историческими традициями, многонациональном населением определило значение административной власти, государственной власти в жизни общества. В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими нормами. Российское административное право и административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата – исполнительной власти. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, её полномочия, принципы, методы, формы деятельности. Как одна из фундаментальных отраслей публичного права представляет собой огромную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере реали­зации исполнительной власти.

Основной и определяющей формой реализации государственной ис­полнительной власти в современных условиях является государственное управление, выступающее в качестве важнейшего вида государственной деятельности и сферы действия норм административного права.

В процессе изучения административного права обучающимся предстоит преодолеть трудности, которые  определяют­ся рядом объективных факторов. Во-первых, значительными масшта­бами  нормативно-правового массива, создаваемого на федераль­ном, региональном, муниципальном и внутриорганизационном (локальном) уровнях, который в системе российского права образует от­расль административного права. Множественность правовых источни­ков предопределена для административного права объемностью и ис­ключительно большим разнообразием регулируемых им правоотноше­ний — от государственного управления и регулирования в отраслях и сферах промышленности, энергетики, транспорта, образования, науки, здравоохранения до управления внутренними и иностранными делами. Во-вторых, особенным динамизмом, изменчивостью, высокой степе­нью обновляемости правового регулирования, характерной для админи­стративного права и объективно отражающей как оперативную приро­ду управленческой деятельности и исполнительной власти в целом, так и современные процессы российской административной реформы в частности. В-третьих, в отличие от преобладающего числа других правовых отраслей административное право не имеет в качестве своего базового, исходного источника какой-то один кодифицированный за­конодательный акт. Широта и разнообразие отношений, составляющих предмет административного права, исключает здесь ситуацию единого отраслеобразующего источника, каковым, скажем, в трудовом праве служит Трудовой кодекс, а в гражданском праве — состоящий из не­скольких частей -  Гражданский кодекс. В административном же пра­ве такой, например, крупный кодекс как  Кодекс Россий­ской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), хотя и аналогичен по своей форме одновременно уголовному и уголовно-процессуальному кодексам, но не претендует на роль системообра­зующего акта для отрасли административного права. Наряду с ним здесь действуют иные кодексы (Градостроительный, Воздушный и др.) и федеральные законы, являющиеся «главными» для соответствующих административно-правых институтов - государственного аппарата исполнительной власти, государственной службы, статуса иностран­ных граждан, управления в строительстве на транспорте, в области культуры или обороны страны и т.д.

  Методологической основой формирования административного пра­ва как отрасли российской правовой системы является ее объективная связь с государственным управлением как видом социального управле­ния («administratio» — латинский термин, означающий управление, руководство чем-либо), а точнее  с организацией и практической реализацией исполнительной государственной власти вообще и в кон­кретных отраслях и сферах государственного управления, что  предопределяет структуру и содержание курса админист­ративного права как учебной дисциплины, включающую:

-        Общую часть, дающую характеристику общих правовых институ­тов и положений административного права, являющихся едиными, универсальными для всех (или  для большинства) отраслей, комплексов и сфер государственного управления и регулиро­вания (государственное управление и исполнительная власть; админи­стративно-правовые нормы и административные правоотношения; ор­ганы исполнительной власти; государственная служба; администра­тивное принуждение, административная ответственность и др.)

Особенную часть, отражающую положения законодательства и подзаконных актов, регулирующих отношения в конкретных отраслях, комплексах и сферах экономической, социальной и правоохранитель­ной деятельности государства.

В результате изучения курса «Административное право России» студент должен:

 знать:

- основные положения, современное правовое обеспечение исполнительной власти;

- предмет и методы административно-правового-регулирования; административно-правовые нормы и отношения;

- административно-правовой и административно-процессуальный статус субъектов административного права;

-содержание законов, регулирующих административные правоотношения, направленные на совершенствование политической системы общества, развитие демократических начал в управлении государством;

- главные содержательные характеристики административно-правового регулирования (административные процедуры и административный процесс);

- механизм и способы обеспечения законности в сфере государственного управления;
- организационную структуру государственного управления;

уметь:

- применять полученные знания в практической деятельности юриста по оказанию квалифицированной помощи гражданам в защите их прав и законных интересов в отношениях с органами государственной исполнительной власти;

- анализировать новейшие законодательные акты и научно-правовые исследования проблем административного права;

иметь навыки:

- самостоятельного изучения об­ширного и динамичного административного законодательства;

-  само­стоятельно вырабатывать практические навыки в  применения и тол­кования законодательства, а также умения ориентироваться в его постоянно меняющемся нормативном массиве для задач избранной профессиональной специа­лизации.

В настоящем учебнике представлено систематизированное изложение современного ад­министративного российского права как учебной дисциплины. В нем последовательно рассмотрены  15 важнейших  разделов административного права, такие как: предмет, система и источники российского административного права; субъекты административного права; формы и методы управленческой деятельности (реализация ком­петенции субъектов исполнительной власти); организационно-правовые способы обеспечения законности и дис­циплины в деятельности субъектов административного права; административно-правовое регулирование в области экономики; административно-правовое регулирование в социально-культур­ной сфере; государственное управление в сфере охраны и защиты безопас­ности личности, общества и государства.

Методическое обеспечение преподаванияи изучения курса адми­нистративного права в Саратовской государственной юридической академии  основывается на изданных в последние годы новейших кафедральных учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, учитывающих авторитетные и многолетние традиции преподавания курса саратов­ской научной школой ученых-административистов. К таким изданиям относятся:

Административное право России. Учебник. Саратов. 2006. / под ред. Н.М.Конина, Ю.Н.Старилова. (Учебник имеет гриф Учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов Российской Федерации);

Административное право России: учебник/под. Нред. Н.М.Конина и Ю.Н.Старилова. –2-е изд., пересмотр.- М.:НормаИНФРА-М-М.2010.

Конин Н.М. «Административное право России. Общая и Особенная части». Курс лекций. М., 2004 (учебники имеют гриф Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию РФ);

Конин Н.М. «Административное право России». Учебник. М., Норма, 2006, 2008, 2009;2011;

 Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. «Административное право Российской Федерации». Учебно-методический комплекс. М, 2006;

Манохин В.М., Адушкин Ю.С. «Российское административное пра­во». Учебник. Саратов. 2003;

      Манохин В.М. Административное право России. Учебник/ В.М.Манохин - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, -2009;

   Административное право России. Практикум /Под ред. Конина Н.М., Соболевой Ю.В. – Саратов: АйПиЭр Медиа; М.,СПС Гарант,2009.

    Маторина Е.И. Словарь основных понятий и терминов административного права: справочное пособие/ сост. Е.И.Маторина; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».- Саратов:Изд-во ГОУ ВПО СГАП, 2010, 2011.

      В конце каждого раздела  представлены контрольные вопросы,   что послужит основой для более глубокого уяснения и усвоения  сути и содержания данного учебного курса.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………….  
   
ЧАСТЬ ОБЩАЯ  
РАЗДЕЛ 1. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА. ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…..  
   
Тема 1.1. Исполнительная власть и управление в системе жизнедеятельности общества……………………..  
§1.1.1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления ……………………………………………………  
§1.1.2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)……………………………………  
§1.1.3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти) ………………………………………….  
Контрольные вопросы ………………………………….  
   
Тема 1.2. Формы управленческой деятельности субъектов исполнительной власти…………………………  
§1.2.1. Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти ……………………………….  
§1.2.2. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов ………………………………...…  
§1.2.3. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения ……………………………………  
   
Тема 1.3.Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти………………………….  
§1.3.1. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления ………………………………  
§1.3.2. Содержание и взаимосвязь убеждения, стимулирования, принуждения как всеобщих основных методов управления …………………………………  
Контрольные вопросы ………………………………….  
   
РАЗДЕЛ 2. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА (АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ) ….  
   
Тема 2.1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) ……………. ………..  
Тема 2.2. Разновидности организационных отношений в сферах государственного управления (краткая характеристика видов) ………………………………………  
Контрольные вопросы ………………………………………….  
   
РАЗДЕЛ 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ. СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. АДМИНИСТРАТИВНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО ……..  
   
Тема 3.1. Административно-правовые нормы и отношения.  
§3.1.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм ….  
§3.1.2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений …………………………..  
§3.1.3. Административно-процессуальные нормы и отношения ………….  
§3.1.4. Способы защиты административно-правовых отношений ………  
Тема 3.2.Система и источники административного права. Административно-материальное и административно-процессуальное право  
§3.2.1. Основания и виды систематизации норм административного права ……………………………… …………..  
§3.2.2. Источники административного права и их систематизация ……  
§3.2.3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина ………………………………………….  
§3.2.4.  Место и роль науки административного права в системе наук об управлении (наук управления) … …………………  
§3.2. 5. Административно-процессуальное и административно-материальное право ……………………… …  
Контрольные вопросы..………………………………………..  
   
РАЗДЕЛ 4. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА (АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС) ……………..  
   
Тема 4.1.Граждане как субъекты административного права. Административно-правовой статус гражданина …………  
§4.1.1. Конституционно-правовой статус личности и гражданина как основа всех отраслевых, особенных и специальных правовых статусов граждан ………………………………………  
§4.1.2. Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина ……………………………………………..  
§4.1.3. Обеспечение административно-правовыми нормами прав, свобод, законных интересов граждан и механизма их реализации …………………………………………  
§4.1.4. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства …………………………………………….  
   
Тема 4.2.Общественные объединения граждан как субъекты административного права (административно-правовой статус…………………………  
§4.2.1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан ……………………… …..  
§4.2.2. Правовое положение религиозных объединений ………………..  
§4.2.3. Реализация административно-правового статуса общественных объединений граждан во взаимоотношениях с государством. Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан ………..  
Контрольные вопросы ……………………………………………….  
   
РАЗДЕЛ 5. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И                 ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ) КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, КОМПЕТЕНЦИЯ ……………………….  
   
Тема 5.1. Президент Российской Федерации  и исполнительная власть…………………………...  
§5.1.1. Прерогативы Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти ….  
§5.1.2. Правовой статус и структура Администрации Президента РФ ….  
   
Тема 5.2.Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция…………………………………………..  
§5.2.1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции ……………....  
§5.2.2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры ….  
§5.2.3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления) ………  
§5.2.4. Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации ………………………………...  
§5.2.5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) ………………………….  
   
Тема 5.3. Система и правовой статус муниципальных органов в конституционной модели местного самоуправления. Взаимоотношения муниципальных образований и их органов с государственными органами исполнительной власти ………………………………….  
   
Тема 5.4. Понятие и виды предприятия, социально-культурного учреждения. Административно-правовой статус предприятий и учреждений ……………………………………………………  
§5.4.1. Органы внутреннего управления предприятием (учреждением), порядок их формирования и основы взаимоотношений со своими учредителями и работниками ………………………….  
Контрольные вопросы ………………………………………………  
   
РАЗДЕЛ 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ…………………………… ……  
   
Тема 6.1. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности. Характерные признаки служащего Виды службы и служащих по действующему законодательству. …. ………………………………  
   
  Тема 6.2. Государственная служба как организационно-правовая катего­рия, элемент государственной организации и правовой институт. Понятие государственной и муниципальной службы и служаще­го.    
   
Тема 6.3. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и пол­номочиям. Категории и группы должностей государственной и муници­пальной службы. Должностные лица. ……  
   
Тема 6.4. Правовые основы  организации государственной службы  
§6.4.1. Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе …………………….  
§6.4.2. Прохождение службы и аттестация государственных и муниципальных служащих …………………………………… …..  
§6.4.3 Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы …………….  
§6.4.4 Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих …………………….  
§6.4.5.  Ответственность служащих за служебные проступки. Дисциплинарная ответственность служащих за служебные (должностные) проступки и ее виды ……………………………….  
§6.4.6. Основания и порядок прекращения служебных полномочий (увольнение со службы) ……………………………………… …..  
Контрольные вопросы … …………………………………………….  
   
РАЗДЕЛ 7. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ЕГО ВИДЫ И СООТНОШЕНИЕ С АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ …………  
Тема 7.1. Понятие административного принуждения, его виды и особенность.  
Тема 7.2. Административная ответственность: понятие, структура, субъекты  
§7.2.1. Понятие и структура административной ответственности …..  
§7.2.2.Основания и условия административной ответственности. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.  
§7.2.3.Субъекты административной ответственности.. …………………  
Тема 7.3.Административные наказания (санкции). Производство по делам об административной ответственности (понятие и стадии)  
§ §7.3.1. Административные наказания: понятие, система, виды.    
§ §7.3.2. Производство по делам об административной ответственности (понятие и стадии)    
Контрольные вопросы …………………………………………  
   
РАЗДЕЛ 8. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. ЗАКОННОСТЬ И ДИСЦИПЛИНА В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ………………………  
   
Тема 8.1. Правоохранительная деятельность государства. Законность и дисциплина в сфере административно-правового регулирования…………….  
§8.1.1. Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение …………………….  
§8.1.2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства …..  
   
Тема 8.2.Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)…………………………...…  
§8.2.1. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования …………………..  
§8.2.2. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности) ……………………………………  
§8.2.3. Виды и формы контрольной деятельности государства ………..  
§8.2.4. Виды и формы надзорной деятельности государства …………..  
§8.2.5. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды …..  
Контрольные вопросы ………………………………………………..  
   
ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ  
РАЗДЕЛ 9. ОБЛАСТЬ ЭКОНОМИКИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА). МЕЖОТРАСЛЕВОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ………….  
Тема 9.1.Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика)……………………….  
§9.1.1. Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления ………….  
§9.1.2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики ……………………………………………….  
   
Тема 9.2.Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления……………………….  
§9.2.1. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников (краткий исторический экскурс) ………………………………..  
§9.2.2. Управление государственным имуществом и антикризисное государственное регулирование в негосударственном секторе (участие в процедурах банкротства) ……………………………  
§9.2.3. Антимонопольное государственное регулирование ……………..  
§9.2.4. Государственное банковское и налоговое регулирование ……….  
§9.2.5. Государственное экологическое регулирование в области экономики ……………………………………………..  
§9.2.6. Контрольно-разрешительная деятельность государства в экономической области ………………………………………..  
§9.2.7. Государственное регулирование организации социально-трудовой сферы ……………………………………..  
§9.2.8. Сфера общегосударственного учета и статистики ……………  
§9.2.9. Сфера государственной стандартизации, метрологии и сертификации ………………………………………………….  
§9.2.10. Административная ответственность в системе межотраслевого управления экономикой …………  
Контрольные вопросы ……………………………………………….  
   
РАЗДЕЛ 10. ОТРАСЛЕВОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ ………………………………………………...  
Тема 10.1.Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе…………………………………..  
Тема 10.2. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе………………………………….  
Тема 10.3. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе…………………………..  
Тема 10.4.Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе……………...  
Контрольные вопросы ………………………………………………..  
   
РАЗДЕЛ 11. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОТРАСЛЯХ КУЛЬТУРЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ………………….  
   
Тема 11.1.Государственное регулирование образования и науки в Российской Федерации…………………………………….  
§11.1.1. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления …………………..  
§11.1.2.  Система образовательных программ и государственных образовательных стандартов ………………  
§11.1.3. Правовой статус образовательных учреждений и их система ….  
§11.1.4. Организационно-правовой статус высшего учебного заведения и управление им ………………….  
§11.1.5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция ……………………..  
§11.1.6. Государственное регулирование управления российской наукой ….  
   
Тема 11.2. Государственное регулирование в отраслях культуры…….  
§11.2.1. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры в системе Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ …… ……………………………….  
§11.2.2. Государственное регулирование архивного дела ………………..  
§11.2.3. Государственное регулирование печати, телерадиовещания и средств массовой информации ………………………………...  
§11.2.4. Административная ответственность в социально-культурном комплексе …………………………….  
§11.2.5. Государственное регулирование физической культуры, спорта и туризма ………………………………………………..  
   
Тема 11.3.Государственное регулирование здравоохранения, социального обслуживания и социальной зашиты населения…………………………..….  
§11.3.1. Общая социально-правовая характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления …………………  
§11.3.2. Система органов управления здравоохранением и их компетенция ………………………………………………..  
§11.3.3. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации …………………………………………..  
§11.3.4. Государственное регулирование организации социального обслуживания и социальной защиты населения ….  
Контрольные вопросы ………………………………………………..  
   
РАЗДЕЛ 12. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ БЕЗОПАСНОСТИ, СИЛЫ И СРЕДСТВА ЕЕ                ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ                    ДЕЯТЕЛЬНСТЬЮ РАЗВЕДКИ, КОНТРРАЗВЕДКИ И ДРУГИХ                    СПЕЦСЛУЖБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
   
Тема 12.1. Понятие и виды безопасности, силы и средства ее обеспечения.  
§12.1.1. Система безопасности Российской Федерации, силы и средства ее обеспечения ………………………………..  
§12.1.2. Организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства (система и краткая характеристика) …………………………..  
   
Тема 12.2. Государственное управление деятельностью разведки, контрразведки и других спецслужб  
§12.2.1. Основы правовой организации системы спецслужб Российской Федерации  
§12.2.2. Система и компетенция органов государственного управления специальными службами  
Контрольные вопросы……………………………………………………..  
   
РАЗДЕЛ 13.  ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМИ                      СВЯЗЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С                       ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ. ПРАВОВЫЕ                      ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ                      ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ                      В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.    
   
Тема 13.1. Государственное управление иностранными делами Российской Федерации ………………………………………….  
§13.1.1. Административно-правовое регулирование внешних связей в областях внешнеэкономического, научно-технического и социально-культурного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами …………………………………..  
§13.1.2. Координирующая роль МИД России в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными государствами ………………………………….  
   
Тема 13.3. Правовые основы государственной организации таможенного дела и таможенной службы в Российской Федерации …………………………………….  
§13.3.1. Понятие таможенного дела и правовые основы его организации в Российской Федерации ……………………..  
§13.3.2. Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция ………………………………………………..  
§13.3.3. Таможенный контроль и административная ответственность за нарушение таможенных правил ………  
Контрольные вопросы ……………………………………………….  
   
РАЗДЕЛ 14. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОНОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. …………………………………….  
   
Тема 14.1. Государственное управление обороной Российской Федерации………………………………………  
§14.1.1. Понятие обороны и системы военной организации государства ……………………………...  
§14.1.2. Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями ……………..  
§14.2.3. Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы гражданами Российской Федерации …………………………………………..  
   
Тема 14.2. Правовое регулирование защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации ……………………………………..  
§14.2.1. Понятие и содержание защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации как объекта государственного управления ……………………...  
§14.2.2. Органы управления защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и их компетенция ………………………………………………...  
§14.2.3. Меры административного принуждения и административной ответственности, применяемые пограничными органами и войсками ………………  
Контрольные вопросы ……………………………………………….  
   
РАЗДЕЛ 15. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА, ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ ЗАЩИТЫ В ИНТЕРЕСАХ ОБЩЕСТВА ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВА. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЮСТИЦИИ ……………………………………….  
   
Тема 15.1. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах общества личности государства………………………………………  
§15.1.1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности в общей системе государственного порядка ………………………………………..  
§15.1.2. Министерство внутренних дел РФ: компетенция, система, структура и основные направления деятельности ………………………….  
§15.1.3. Организация полиции в Российской Федерации ………………….  
§15.1.4. Организационно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации ……….  
§15.1.5. Особенности службы в полиции и органах внутренних дел, административные полномочия сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск Российской Федерации ….  
   
Тема 15.2.Организация государственного управления в сфере юстиции в Российской Федерации……………….  
§15.2.1. Общая социально-правовая характеристика сферы юстиции как объекта государственного управления  
§15.2.2. Система Министерства юстиции РФ и компетенция органов и учреждений юстиции …………………………………………  
§15.2.3. Организация службы судебных приставов в системе Министерства юстиции РФ …………………………  
§15.2.4. Организация службы исполнения наказаний в системе Министерства юстиции РФ ………………………….  
Контрольные вопросы ………………………………………………..  
   
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...  

ЧАСТЬ ОБЩАЯ

Раздел  1. Исполнительная власть и управление в системе жизнедеятельности общества. Формы и методы управленческой деятельности

В результате изучения раздела 1 студент должен

понимать сущность и значение государственного управления как вида государственной деятельности и сферы действия норм административного права; сущность и знать особенного методов управленческой деятельности, а также формы в которых эти методы реализуются;

уметь отграничивать государственное управление от других видов управления;выделять признаки сущностной характеристики государственной исполнительной власти;раскрывать взаимосвязь и соотношение государственной исполнительной власти и государственного управления; грамотно ориентироваться в базовых нормативных правовых актах, содержащих нормы административного права, разграничивать формы правовых актов; юридически правильно классифицировать правовые акты управления;

владеть навыками определенияхарактерных особенностей и структуры государственного управ­ления как вида государственной деятельности (исполнительной власти), а также его основных признаков;проведения экспертизы на соответствие правовых актов, установленным правилам; применения методов принуждения и убеждения; проведения юридической консультации граждан по вопросам деятельности органов государственной исполнительной власти и обоснованности применения последними тех или иных методов.

Тема 1.1. Исполнительная власть и управление в системе жизнедеятельности общества.

§1.1. 1.Понятие управления как сферы применения норм администра­тивного права. Виды управления.

Административное право как одна из важнейших базовых отрас­лей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т. е. осуществляемого от имени общества, государства.

Управление, по общепризнанному[1], вошедшему в энциклопеди­ческие словари определению, является: функцией сложных органи­зованных систем любой природы (технических, биологических, эко­логических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему со­держанию — это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления. Поэтому и большинство современных учебников системное изложение учебной дисциплин начинают с освещения понятий и сущности социального управления.[2]

Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (опера­тор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образова­ние — администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.).

Социальное управление — это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в челове­ческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как са­мой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса соци­ального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или иначе связанных с административно-правовым регулированием разновид­ности социального управления: общественное, муниципальное и го­сударственное.

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в обшей систе­ме социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной вла­сти, поскольку обшей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-ли­бо организация, определенное упорядочение общественных отно­шений. В узком, организационно-правовом смысле под государ­ственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполни­тельной государственной власти как одной из ветвей государствен­ной власти, осуществляемой системой специальных государствен­ных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административ­ного права.

§1.1.2. Государственная исполнительная власть и государственное уп­равление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)

Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ[3] осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законода­тельной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В сущностной характеристике исполнительной власти всегда вы­делялись прежде всего два ключевых момента: власть и исполнение. При этом исполнительная власть трактовалась в качестве такого проявления государственной власти, с каким связывают, во-первых, функционирование особых звеньев государственного аппарата — ор­ганов государственного управления и, во-вторых, прямую направ­ленность деятельности этих субъектов на обеспечение практической реализации (исполнения) общих норм, устанавливаемых субъектами представительной, президентской и правительственной власти в це­лях урегулирования различных сторон общественной жизни. Разли­чие междуустанавливающей общие нормы властью и исполнитель­ной властью пролегает в области соотношения решения и исполнения.

Копределяющим элементам сущностной характеристики госу­дарственной исполнительной власти можно отнести следующие: со­циальное предназначение исполнительной государственной власти, состоящее в исполнении общих предписаний, т. е. решений предста­вительной, президентской и правительственной власти; 2) реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов власти, ранее повсеместно именовавшихся органами госу­дарственного управления и сейчас остающимися таковыми посути, иногда и ссохранением прежнегонаименования; 3) волевые импульсы исполнительной власти проявляются в принятии управленчес­ких решений и организации их исполнения в процессе и в результате осуществления управленческой деятельности как особого и специфи­ческого вида государственной деятельности и основной формы реализа­ции исполнительной власти.

Таким образом, управление представляет собой деятельность исполнительной власти, которая осуществляется главным образом в форме управления посредством осуществления многочисленных иразнообразных управленческих действий и процедур. Управле­ние — это исполнительная власть в действии.

 

§1.1.3. Характерные особенности и структура государственного управ­ления как вида государственной деятельности (исполнительной власти)

Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выраже­ния можно разделить на три группы.

Родовые консолидированные формы государственной деятельности, осу­ществляемые государственными органами законодательной, исполни­тельной и судебной власти, принято именовать ветвями государствен­ной власти.

По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодатель­ных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная, хотя Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность и в иных видах, например, импичмент, объявле­ние амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на должность и освобождении от должности некоторых высших должнос­тных лиц государства и т. д. Точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности — управленческая исполнительно-распорядительная деятельность.

Видовые специализированные формы государственной деятельно­сти являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской вла­сти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам че­ловека и его аппарата, органов Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.

Функциональные формы государственной деятельности, содержа­нием которых являются специфические функции различных право­охранительных и иных государственных органов, осуществляющих

следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, а также многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.

Государственное управление как основная определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государственной деятель­ности имеет ряд признаков. Главный из них, отражающий суть и со­циальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Сущностное предназначение государственного управ­ления—в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации до требуемого кон­кретного результата.

Второй признак государственного управления — его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывно­стью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова.

Все другие виды государственной деятельности, связанные с реали­зацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидно­стей государственной власти, носят прерывистый (дискретный) харак­тер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начи­нается, продолжается и завершается другой, и так далее.

Третьим признаком государственного управления является ис­полнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должност­ных лиц по практической реализации общих требований и предписа­ний законов и актов президентской власти.

Органы государственного управления исполняют требования законов и других общих предписаний президентской и правитель­ственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, выражаемых в принимаемых ими админи­стративно-правовых актах и организационно-исполнительских дей­ствиях. Они исполняют законы распоряжаясь.

Субъектами государственного управления являются физиче­ские и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих от­ношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданст­ва-апатриды) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих административно-правовых отношений с государственными орга­нами исполнительной власти, а государственные органы, их струк­турные подразделения и служащие, как управляющие субъекты в административно-правовых отношениях друг с другом в любых со­отношениях, а также в отношениях с общественными объединения­ми и гражданами.

Объектами государственного управления и административно-пра­вового регулирования могут выступать различные стороны админи­стративно-правового статуса граждан и их общественных объедине­ний (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), атакже различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные об­щества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориаль­ные образования и др.).

Едиными очень крупными объектами государственного управле­ния нередко выступают отраслевые и межотраслевые комплексы и ассоциации предприятий, учреждений и организаций; отрасли и сфе­ры государственного управления; комплексы взаимосвязанных от­раслей и целые их области (например, область экономики включает в себя промышленный, строительный, агропромышленный комплек­сы и комплекс обслуживающих отраслей). Отрасль государственного управления представляет собой совокупность предприятий, органи­заций, учреждений однородного социально-экономического или со­циально-культурного профиля, находящихся в ведении центрального федерального или субъекта Федерации органа исполнительной вла­сти. Сфера государственного управления включает в себя деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование (государственная статистика, стандартизация и т. д.) в масштабе всех или, по крайней мере, многих отраслей управления.

Процесс государственного управления как важнейшая составная часть характеристики его структуры включает в себя следующие эле­менты: функции управления, формы и методы их осуществления, а также стиль управленческой деятельности.

Функции государственного управления — специализированные по своей объектной направленности части единого управленческого процесса как деятельности, обеспечивающей решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач.

Формы государственного управления представляют собой опреде­ленным образом документально закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих.

Методы государственного управления характеризуют средства и возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных лиц (методы убеждения, при­нуждения, стимулирования и т. д.).

Стиль государственного управления как составная часть содер­жательной характеристики управленческого процесса выражает его личностные моменты, отражая социально-культурные, интеллектуально-профессиональные, характерологические и иные черты и осо­бенности личности управляющего субъекта.[4]

 

Тема 1.2. Методы административно-правового регулирования (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти

§1.2.1. Понятие метода управления как элемента управленческого про­цесса. Классификация методов управления

 

Метод административно-правового управления — это подход, способ воздействия на общественные отношения, составляющие предмет административного права в целях решения управленческих вопросов, осуществления функций управления в процессе реализа­ции исполнительной власти. Ведущим методом административного права является административно-правовой метод правового регулирования общественных отношений, содержание которого заключается в том, что субъект публичного управления наделен властной компетенцией, а объект обязан выполнять его законные требования, т.н. императивный метод. В условиях демократического правового государства указанный метод постепенно теряет авторитарные признаки, т.к. строгое соблюдение публичной администрацией законности и возможностью объекта публичного управления обжаловать его действия в нескольких независимых инстанциях, уравновешивает правовые позиции сторон правоотношения. Но все же специфика метода административно-правового управления основывается на юридическом неравенстве сторон административно-управленческих отношений, поэтому императивный метод является превалирующим в административном праве.

 Суть понятия метода управления и его содержательной характеристики как элемента управленческого про­цесса отражают два взаимосвязанных момента: во-первых, характер и формы социальных взаимосвязей управляющего субъекта с управляе­мыми объектами и подчиненными лицами; во-вторых, те средства, которые управляющий субъект использует или может использовать в качестве орудия управленческого воздействия на управляемые объек­ты и подчиненных лиц.

Виды методов управления представлены большим количеством и классифициро­вать их на определенные группы можно по нескольким основаниям: по масштабу применения; по характеру и направленности органи­зующего взаимодействия; по применяемым средствам управлен­ческого воздействия и некоторым другим.

По масштабу применения все методы управления можно разделить на всеобщие и частные. Всеобщие методы управления применяются во всех областях, отраслях и сферах государственного управления, на всех его иерархических уровнях для решения любых задач и осущест­вления управленческих функций. К этой группе методов управления относятся убеждение и принуждение. Частные же методы управления применяются лишь в немногих отраслях и сферах государственно­го управления либо хотя и во многих, но эпизодично, для решения лишь отдельных управленческих задач.

По характеру и направленности организующего взаимодействия следует выделить правовые и неправовые методы взаимоотношений управляющих субъектов с управляемыми объектами, а среди тех и других -  еще целый ряд их разновидностей: методы идеологического воздействия, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций и других идеологических средств группового воздействия; методы психоло­гического воздействия, при которых различными организационно-психологическими средствами создаются условия психологической предрасположенности к труду, проявлению социальной активности и выполнению каких-либо гражданских обязанностей (повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологиче­ские побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т. д.); методы экономического воздействия с помощью различных систем материального стимулирования, цено­образования, налоговых льгот и других рычагов организационно-экономического воздействия; методы организационно-властного (адми­нистративного) воздействия, основными видами которых являются запрет, дозволение, действие по усмотрению, а  формами проявления - директива, приказ, указание управляющего субъекта подчиненным лицам и руководимым объектам о целях, характере и способах их деятельности.  

По применяемым средствам воздействия на управляемые объ­екты и подчиненных лиц методы управления делятся на методы убе­ждения, стимулирования и принуждения.Подразделение норм административного правана обязывающие, запрещающие, ограничительные, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные – это проявление их классификации  по способу воздействия на поведение субъектов управления. Возможна классификация методов управления в зависимости от условий действия ( например, экстраординарные методы, действующие в условиях чрезвычайных ситуаций и иных особых положениях ) [5].

 

 

§1.2.2. Содержание и взаимосвязь убеждения, стимулирования, принуж­дения как всеобщих основных методов управления

 

В системе методов управления убеждение и принуждение играют особую роль и являются всеобщими методами осуществления любых управленческих функций во всех отраслях и сферах реализации ис­полнительной власти на всех ее уровнях.

Наряду с убеждением и принуждением[6] весьма распространенным методом управления выступает стимулирование. По своим целям и средствам управленческого воздействия метод стимулирования очень тесно связан с методом убеждения в форме применения к подчинен­ным лицам и руководимым объектам различных мер материального и морального поощрения. Но в применении различных мер материаль­ного и морального поощрения в рамках метода убеждения и метода стимулирования имеются весьма существенные различия, которые и обусловливают своеобразие и самостоятельность стимулирования в системе методов реализации исполнительной власти (методов управ­ления).

Во-первых, метод стимулирования предполагает заранее преду­смотренное правовыми нормами применение определенных видов и мер материального и морального поощрения при достижении кон­кретных также заранее обусловленных количественных и качествен­ных показателей и результатов работы подчиненных лиц и руководи­мых объектов, тогда как применение различных мер материального и морального поощрения в рамках метода убеждения осуществляется по воле и усмотрению начальства без каких-либо заранее оговорен­ных условий и показателей их работы.

Во-вторых, организующее волевое воздействие на деятельность подчиненных лиц и руководимых объектов оказывается здесь ранее достижения определенного результата и действует во время его по­лучения, определяя и направляя их действия и поведение в целом к ими же самими поставленной цели. Достигая определенных зара­нее обусловленных результатов и показателей работы, действующий субъект как бы сам себя поощряет, независимо от произволь­ной воли управляющего субъекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow