Время земной жизни принадлежит тем, кто от Адама сынам Божиим, на этом отрезке Св. Истории – сынам и преемникам Сима

Первое условие спасения – до веры

 

В

 Книге Бытия после рассказа о древнем библейском Вавилоне (Быт. 11:1-9) и родословии (толдот’е) Сима (Быт. 11:10-26) начинается новый раздел Книги. В нем происходит резкая перемена стиля изложения и предмета повествования: от мировых событий – к событиям частной жизни патриарха Авраама. Писание почему-то начнет излагать семейную хронику… Однако пред нами, конечно, не «частная» жизнь и не «хроника», потому что религия не есть «частная жизнь», а Священное Писание не есть «хроника». Мы должны сразу отметить этот резкий переход в стиле богословия Книги – от мироздания к личности. Отчего произошел этот резкий переход?

Проблемы спасения – это проблемы личности в условиях смертельных опасностей для всего человечества.

Таким образом, жизнеописание патриарха Авраама становится Учением о спасении. Именно об Аврааме и о том, кто есть чада Авраама, шел самый непримиримый спор в Евангелиях и апостольской проповеди. И это понятно: спасению каждый верующий уделяет первое место. И в истории Церкви вопросы спасения играли особую роль: когда в Церкви возникали серьезные догматические споры, последние основания для истинного вероучения находили именно в Сотериологии.

Сотериология Книги Бытия построена как последовательное изложение условий спасения души человеческой в рамках одного жития.

Тема спасения звучала в Книге Бытия, когда речь шла о грехопадении, затем о ковчеге Ноя. Спасение – это в Св. Писании нить неисчезающая, но теперь Учение о спасении «выдвигается» как особый раздел в богословской композиции Книги. Как самостоятельная дисциплина Сотериология имеет свои начала: исходные, первые понятия, если мы усвоим эти понятия, то поймем, в чем состоит первое условие спасения человека.

От чего человек спасается, мы видим через Бытие и Апокалипсис [1]: зло вдохновляется «от лукавого» и стремится стать глобальным. Но каково состояние человека, откуда возможно для человека спасение, откуда оно, в этом смысле, начинается?

Патриарх Авраам родился, как бы мы сейчас сказали, в неверующей семье, он родился в обществе, где истинное богопочитание было утрачено.

Первым условием спасения является не вера. Но не от веры начинается Учение о спасении.

Учение о спасении в Книге Бытия начинается – от глубины, ниже которой смерть. Это предшествующее вере состояние можно назвать «человек спасаемый». Его мы и разыскиваем. Кто он «человек спасаемый»? Какова главная особенность его духовного устроения? Что как условие спасения предшествует вере?

 

В

 родословии (толдот’е) Сима названы 10 потомков Сима. Аврам – десятое поколение от Сима.

Сим – Шем («имя»)

1. Арфаксад – Арпахшад («сопредельный с касдим», халдеями)

2. Каинан [2] – то же, что Каин

3. Сала – Шéлах («поселенец, выселенец»)

4. Е вер – «перешедший через», «потусторонний».

5. Фалек – Пéлег («разделение»)

-------------------------------------------- распад Вавилонской цивилизации

6. Рагав – Реу – «друг».

7. Серух – Серуг – «ветвь, сплетенный» (?)

8. Нахор – значение неясно

9. Фарра – Тéрах – значение неясно.

10. Аврам с братьями.

Аврам ~rba – «отец высоты», «отец высокий», «отец возвышения». От Ноя Аврам – 11-ый, вместе с Ноем Аврам – 12-ый.

Через Сима и прочерченную здесь линию его потомков течет и измеряется время мировой истории: это линия преемства церковной жизни. Если посмотреть перечень имен всего толдот’а: Вавилон оказывается посредине.

Аврам – это одиннадцатый век после Потопа [3]. Более тысячи лет... Огромный исторический период, в центре которого «Вавилон».

Названные семиты видели созидание и распад Вавилонской цивилизации. Как Церковь пережила «Вавилон»?

Прямого ответа нет. Священное Писание нас настораживает: ответ нужно искать. Как сыны Божии пережили крушение первой всемирной каинской цивилизации (гибборим’ов и нефилим’ов), мы знаем, – в Потопе. Как сыны Божии пережили распад второй всемирной каинской по духу цивилизации Вавилон, мы не знаем, прямого ответа Писание не дает.  

А ведь как интересно было бы, и наверняка полезно, узнать, скажем, о Евере. Уж он-то был свидетель столпотворения, и жил недалеко, как он это воспринял? Евер оставил памятник «распада» Вавилонской идеи в имени своего сына – Фáлек, «Разделение». Было это имя пророческое? Или Евер дал его сыну постфактум? Неизвестно.

А может быть... не все потомки Сима были «сынами Божьими»? Поэтому Св. История и умалчивает о свидетелях столпотворения, что ничего «учительного» и полезного в их жизни не было, а только один соблазн? Может быть, потому и остался от них один перечень имен по неизменной формуле: «пожил – родил – пожил», и все.

Возразим. Если о человеке сказано «пожил», то это, на языке Писания, сильно сказано. Если сравнить толдот Сима с первым толдот’ом сынов Божиих от Адама, сéфер толдот (Быт. 5:1 сл.), то родословная допотопных патриархов строится по тому же принципу: «пожил – родил – пожил». Отметим и различие. О патриархах до Потопа говорится: «и были все дни (такого-то столько-то) лет». Жизнь сынов Божиих до Потопа была целостной. А об Адаме и Мафусале даже сказано: «и были все дниАдама (Мафусала), которые он пожил».

Формула «пожил – родил – пожил» обозначает некоторую полноту жизни. Полнота жизни будет достижима и после Потопа, первым ее стяжает Авраам, однако это будет уже исключительное явление (Быт. 25:8).

Во-вторых, если патриарх «родил» ™gšnnhsen, то, как бы то ни было, он сохранял отцовство. Названные потомки Сима были люди семейные. Вавилонская идея: «сотворим себе (новое) имя» – их не увлекла. «Жил» до сына, «пожил» после сына… Эти люди сохраняли отцовство и сыновство, держали патриархальный строй. Об их праведности мы знаем немало: они соблюдали свое происхождение от Адама.

Решительный аргумент в пользу праведности потомков Сима состоит в том, что через Сима и прочерченной здесь линии его потомков течет и измеряется время мировой истории.

Время земной жизни принадлежит тем, кто от Адама сынам Божиим, на этом отрезке Св. Истории – сынам и преемникам Сима.

И последнее подтверждение праведности названных семитов находим в следующем стихе Св. Писания. Толдот Сима закончился –

Это родословная (толдот) Фарры…

Быт. 11:27

«Родословия» идут только от Бога.

Например, небо и земля сотворены Богом – имеют толдот (Быт. 2:4). Человеки имеют толдот – только через Адама: сначала непосредственно, как первые «сыны Божии» (Быт. 5:1), затем через Ноя, который переплыл провал в историческом времени и открывает новый толдот (Быт. 6:9). Сыны Ноя – Иафет, Хам, Сим имеют общий толдот, это человечество, спасенное Богом из Потопа (Быт. 10:1). Линия преемства в жизни Церкви пошла через Сима (Быт. 11:10) и, наконец, через Фарру, отца Авраама (Быт. 11:27).

Если Фарра имеет толдот, это значит, что он сохраняет свое сыновство от Адама и Бога. Кто не от Адама, – как Каин того захотел, как Вавилон захотел, – тот не от Бога. У каинитян и строителей Вавилона нет толдот’а.

 

О

твет на вопрос, как древняя Церковь пережила «Вавилон», содержится в той части Книги Бытия, которая называется толдот Фарры. О том, кем был Фарра, отец Аврама, нам из Св. Писания известны два обстоятельства, и одно решительно противоречит другому.

Во-первых, если Фарра имеет толдот, это значит, что он сохраняет свое сыновство от Адама и Бога.

Во-вторых, Фарра и отцы евреев до него «служили иным богам». В Св. Писании есть сведение, что Фарра не знал Единого Бога. В книге Иисуса Навина читаем о деяниях этого вождя, который привел народ в землю обетованную. Иисус Навин так начинает свою последнюю речь:

И сказал Иисус (Навин) всему народу, говоря: Так говорит Господь Бог Израилев: по ту сторону реки жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Аврама и отец Нахора, и служили иным богам. И Я взял Авраама от той стороны реки и путеводил его по всей земле (Ханаанской)».

И. Нав. 24:2, 3

Как древняя Церковь пережила Вавилон? – Было утрачено истинное богопочитание… Люди забыли истинного Бога, а линия преемства в Церковной жизни не прервалась.

С этой тайной Церковной жизни нам предстоит встреча… А пока излагаются семейные отношения детей Фарры. У него было три сына.

Авраам                     Нахор                     Аран (Харан) 

жена Сара                    жена Милкá        сын Лот и две дочери: Милка стала     

(Сарай – «госпожа») («царица») женой Нахора, имя другой – Искá  

Жило семейство в Уре Халдейском (южная Месопотамия) [4]. Главное событие в жизни Фарры – его отселение из Междуречья, из города Ура.

И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, сына сына своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего…

Быт. 11:31

Сколько раз одно слово повторяется на таком коротком отрывке текста: Св. Писание в уши нам вкладывает это слово: сынасынасына … Это со смыслом сделано – тем самым, который мы ищем:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: