Семейство Фарры сохранило патриархальные устои

Фарра взял Аврама, Лота и Сару

ивывел их из +Ура Халдейского+, чтобы пойти в землю Ханаанскую; и дошел до Харрана и поселился там [5].

И были дни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране [6].

Быт. 11:31, 32

Итак, мы узнали, что потомки Сима во времена Фарры жили патриархальной семьей. Они жили поблизости от Вавилона, и в Писании отмечено, что сыновья Фарры не смешивались с другими родами. Это важное замечание: впервые (после Евы и женщин каинского рода) в Писании являются женские имена. Сыновья Фарры Аврам и Нахор женились на родственницах: Нахор – на племяннице (Быт. 11:29), Сара тоже была Аврааму родственницей: «сестра по отцу, но не по матери» (Быт. 20:12)[7]. 

Начинается рассказ об Авраме.

И сказал Господь Авраму: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего – в землю, которую тебе укажу.

Быт. 12:1

 

Н

аходим противоречие с предыдущим повествованием, оно заставляет уяснить смысл происходящего. 1) Фарра вывел Аврама в Ханаан. 2) Аврам должен выйти в землю, какую пока не знает. Св. Писание предлагает нам затруднение, и это один из приемов повествования: мы должны остановиться и найти решение.

Когда Бог в последний раз говорил с человеком до Аврама? Бог говорил с Ноем. От Ноя до Аврама не было откровения от Бога (в Писании этого нет). Между Ноем и Аврамом – десять поколений… Века молчания.

Как древняя Церковь пережила Вавилон? Это были века молчания…

Откровение Бога после такого молчания – самое значительное: оно новое откровение.

«Века молчания» предшествовали Новому Завету – воплощению Господа. Несколько веков не было пророков в Израиле. Поэтому первые христиане тонко чувствовали обстоятельства первого откровения Божьего Авраму после столь значительного (десять поколений) перерыва. Обратимся к новозаветной книге Деяния Апостолов. Когда первомученик Стефан излагает перед синедрионом основы своей веры, он начинает от Авраама и этого, первого откровения Божьего Авраму.

Св. Стефан перед синедрионом говорит уверенно, говорит в духе: заседавшие в синедрионе «увидели лицо его, как лицо ангела» (Деян. 6:15). Стефан сказал:

Бог славы явился отцу нашему [1] Аврааму[2] вМесопотамиипрежде переселения его в Харран и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.

Деян. 7:2. Стефан почти дословно повторяет LXX Быт. 12:1.

Таким образом, «в Месопотамии» Авраму явился Господь», но вывел семью отец Аврама, поскольку это была семья патриархальная. Толчком к переселению было откровение сыну Фарры – от Бога, Которого Фарра не знал. И Фарра, язычник, «по любви к сыну, – пишет Златоуст, – решился пойти вместе с ним».

Патриарх возглавил переселение, иначе быть не могло, а сын, имевший откровение от Бога, полностью подчинился отцу и не покинул его, когда Фарра остановился… Отцу язычнику не дано было войти в землю обетования... И Аврам двинулся из Харрана в путь не раньше, чем дождался мирной кончины отца.

Даже при различии верований праведный должен иметь мир с породившими его. Это – сыновство.

Авраам родился в «неверующей» (как бы мы сейчас сказали) семье. Первоеусловие спасения, которое даже предшествует вере и знанию о едином истинном Боге, – это сыновство.

Вера, если она только возникает, должна иметь почву – сохранение сыновства. Аврам перед нами сейчас в чистом виде «человек спасаемый»: его состояние – исходное, предшествующее истинной вере.

Сыновство – такое качество в человеке, от которого начинается спасение.

Среди сынов Ноя утрата сыновства началась от Хама и закончилась Вавилоном. Сыновство от Адама – это то, что отверг Каин и что разрушал Вавилон. В этом Каин и Вавилон едины – утрата сыновства.

Для того, чтобы спасаться, должен быть тот, кто спасается: он, если Бога не знает, то хотя бы следует своей человеческой природе.

Верно также обратное. Если человек говорит, что его (или его нации, его сообщества) человеческая природа отлична от других людей, такой человек погибает. Сейчас это называется «политика двойных стандартов»… Слово «политика» можно опустить, потому что это ощущение двойного критерия оценки – очень древнее. Таков был и есть «Каин»: Каин как будто не от Адама, каиниты мыслят, и реально ощущают себя, отличными от других людей – по своей человеческой природе и факту биологического рождения. Таков был и есть человек Вавилона: он мыслит себя представителем прогресса и высших (достигнутых, наконец, общечеловеческих) ценностей и даже невольно ставит себя выше представителей непрогрессивных – недоразвившихся обществ. 

Каин говорит Богу: «от лица твоего я скроюсь», – и уходит от Адама (Быт. 4:14). Это прямое богоборчество и вместе с тем – отречение от Адама. Человек Вавилона говорит о себе: «сотворим себе имя» – иное, чем у Адама (Быт. 11:4). Этот не ведает, что творит, но тоже гибнет. Источники погибели разные, но путь погибели один… Как есть начало спасения, так есть и

Начало погибели – отречение от отца, Адама.

Как Богу спасать человека, если человек точно не хочет Бога, как Каин, или не хочет быть вполне человеком, как Вавилонский строитель? «Каин» ощущает себя «иным» человеком, строитель Вавилона мечтает о «новом» человеке. Ни иного человека, ни нового человека – не бывает. Поскольку человек отрекается от своей человеческой природы (и сыновства от Бога и Адама), постольку он готов поклониться «образу зверя» (Отк. 16:2).

В родословиях сынов Божьих Св. Писание тщательно ведет линию преемства от отца к сыну, – по этой линии течет время истории, даже если на каком-то этапе родословия утрачивается вера в Бога. Вера восстановится, веру Бог даст… Был бы «человек», от которого только и нужно (а без этого уже никак), чтобы он был «человек».

 

И

 понятно, что каинитяне будут ссорить нас с нашими отцами. Понятно, почему каиниты – революционеры. Революция захватывает народы, но закваску революционного бунта несут в себе каиниты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: