Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина

банков и компаний), что дает повод для вмешательства в их деятельность. Государственное телевидение обязано предоставлять возможность выражения своего мнения различным общественным объединениям, партиям, профсоюзам, что вытекает из участия России в ОБСЕ. В зарубежных странах государство часто ограничивает использование рекламы в радио – и телевещании, регулирует порядок предоставления эфирного времени кандидатам в ходе избирательной кампании, а иногда и требует от частных СМИ отчетов о финансовой деятельности.

Не вмешиваясь в деятельность независимых (частных) СМИ, государство в то же время регламентирует государственные средства массовой информации. На них, разумеется, распространяются все гарантии свободы печати, но государство вправе требовать от них освещения деятельности органов государственной власти. С этой целью в январе 1995 г был принят Федеральный закон от порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. Закон устанавливает, что государственные СМИ обязаны давать информацию о деятельности Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ и других органов, включать информационно–просветительные программы с соблюдением определенных требований (например, не прерывать официальные сообщения рекламой). Однако любые решения государственных органов на этот счет (например, Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию) могут быть обжалованы в суд.

Ограничительные акции (юридические и фактические) Российского государства в отношении СМИ применяются намного реже, чем в зарубежных развитых странах. Практически не встречаются случаи конфискации печатных изданий, редко кто-либо привлекается к ответственности за клевету и подстрекательские высказывания. Приостановление деятельности некоторых оппозиционных органов печати во время конституционного кризиса (октябрь 1993 г.) было быстро отменено самим же Правительством.

В России сравнительно безболезненно, хотя и с конфликтами, прошло разгосударствление прессы. В январе 1995 г. был принят закон (после "вето" Президента), согласно которому федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов Федерации не могут быть учредителями периодического печатного издания, за исключением публикующего только официальные сообщения и материалы. Проведено акционирование государственного телевидения.

Единственным правительственным институтом, противостоящим злоупотреблениям прессы, является Судебная палата по информаци-


Глава 12. Политические права и свободы                                                                              189

онным спорам при Президенте Российской Федерации, Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 31 января 1994 г. Этот государственный орган разбирает споры, связанные с ущемлением свободы массовой информации, необходимостью информирования, оперативного исправления ошибок в сообщениях, с нарушением нравственных правил и др. Палата выносит решения и рекомендации в адрес конкретных СМИ (например, устанавливает факт нарушения Закона о средствах массовой информации и предлагает газете, нарушившей Закон, опубликовать это решение на своих страницах). Палата вправе вынести предупреждение учредителям, сделать замечание журналистам, а также внести в суд предложение о прекращении деятельности отдельных средств массовой информации.

Злоупотребления свободой печати наносят большой урон обществу и самой этой свободе. Они ведут к дестабилизации обстановки, нарушению общественного согласия, столь необходимого в трудный период проведения глубоких общественных реформ. Между тем плюрализм мнений не должен вести к таким последствиям, ибо это открывает путь к авторитаризму. Поэтому предотвращение (только на основе закона и судебных решений) злоупотреблений является необходимым условием существования свободы печати.

20 февраля 1995 г. был принят Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации. Этот Закон призван защищать право собственности на документы и массивы документов в информационных системах, он вводит порядок правовой защиты информации. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения (ст. 11). Закон предусматривает меры против хищения и подделки информации, несанкционированных действий по уничтожению, искажению и копированию информации, устанавливая тем самым правовой режим ее защиты в интересах физических и юридических лиц, государства.

§ 2. Право на объединение. Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, т.е. создание разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлять коллективные интересы. Совокупность этих объединений отражает способность гражданского общества к самоорганизации, т.е. к решению общественных проблем без вмешательства государственной власти. Столь важная социально-политичес-





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: