Глава 20. Теоретические и правовые основы 301

государство, органы государственной власти на то место, на котором они призваны находиться в демократическом, правовом и цивилизованном обществе, служить обеспечению и охране высшей ценности человека, его прав и свобод.

5. Применение присущих данному виду органа организационно–правовых форм и методов. Характером и спецификой каждого из разнообразных видов органов, их функций и в целом компетенции, а также организационной структуры предопределяются организационнно-правовые формы их деятельности. Для органов законодательной власти типичными являются сессии, т.е. собрания депутатов, на которых рассматриваются и решаются важнейшие вопросы их компетенции. Органы исполнительной власти применяют многообразные организационные формы: заседания Правительства, коллегий министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Суд рассматривает и разрешает гражданские и уголовные дела в судебных заседаниях. Прокуратура осуществляет свои функции в свойственных ей единоначальных формах. Однако сказанное не означает, что в организации и деятельности прокуратуры отсутствует коллегиальность. В соответствии с Законом о Прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 г., в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах республик и других субъектов РФ образуются коллегии.

С учетом всего вышесказанного, имеющихся определений, в том числе государствоведов и специалистов других отраслей права, можно сформулировать следующее понятие.

Орган государства – составная и в то же время относительно обособленная, самостоятельная часть государственного аппарата, которая участвует в осуществлении функций государства и действует от его имени и по поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ей (органу) организационно-правовые формы деятельности.

Теперь рассмотрим вопрос о видах и особенностях "органов государственной власти".

Вначале о расширении – в соответствии с Конституцией 1993 г. – круга органов, относящихся к числу органов государственной власти.

Прежние конституции к числу органов государственной власти относили только Советы народных депутатов, остальные же государственные органы – исполнительно-распорядительные, судебные, органы прокуратуры таковыми не признавались. В известной мере данным обстоятельством объясняется схема-модель, по которой ор-



Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

ганы Советского государства делились на четыре вида: органы государственной власти, органы государственного управления, органы суда и органы прокуратуры. Иногда выделялись еще два самостоятельных вида: органы народного контроля и органы государственного арбитража1. В те годы делались попытки теоретически осмыслить специфику органов государственной власти, раскрыть сам этот термин. К.Ф. Шеремет и Г.В. Барабашев, например, полагали:

"В государственно-правовом смысле понятие "орган государственной власти" означает не любой государственной орган. К органам государственной власти относятся лишь такие подразделения государственного механизма, деятельность которых является первичной, главенствующей в системе государственного руководства, нацеленной на решение главных государственных дел в центре и на местах. Следует подчеркнуть, что само понятие "орган государственной власти" родилось в нашей стране в связи с необходимостью закрепить верховенство Советов как главной государственной формы народовластия"2.

Такой взгляд отражал концепцию полновластия Советов, их природы и характера как "работающих корпораций", соединяющих законодательство, исполнение законов и контроль.

Конституция 1993 г. принципиально по-иному разрешила вопрос о государственной власти и о совокупности органов, осуществляющих эту власть. Прежние конституции связывали осуществление государственной власти только с Советами народных депутатов, а остальные государственные органы (органы исполнительной власти, судебные органы) в названной связи в них даже не упоминались. Конституция 1993 г. совсем по-другому решила, во-первых, вопрос о самом феномене, явлении, т.е. о государственной власти, подчеркнув (ст. 10), что она осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Во-вторых, в Конституции в соответствии с этим принципиальным положением выделены органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые самостоятельны. Концептуальное нововведение, установленное Конституцией 1993 г., состоит в том, что названные органы как в совокупности, так и взятые в отдельности суть органы государственной власти. Таким образом, органами государственной власти РФ являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.

1 Габричидзе Б.Н. Указ. соч. с. 40–41.

2 Советы народных депутатов Конституционные основы организации и деятельности М., 1981. С. 14.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: