Как работать с тетрадью

ББК 74.3 Б27

Рецензент:

Шаховская С. Н., лауреат премии Правительства РФ, кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета

Серийное оформление обложки А. М. Драгового

Баскакина, И. В.

Б27      Цоколочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Ц / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 32 с: ил. — (Популярная логопедия). ISBN 978-5-8112-3427-1

В тетради представлены занимательные авторские игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста. Предложен материал для автоматизации правильного произношения трудного звука Ц. Особенностью тетради является оригинальный подбор языкового, речевого и дидактического материала. Пособие поможет сформировать у детей навыки звукового анализа и синтеза, что подготовит их к овладению письменной речью. Особое внимание уделено развитию лексико-грамматической стороны речи и обучению связному высказыванию. Задания на развитие мелкой моторики помогут подготовить руку ребенка к письму.

Родителям, логопедам и воспитателям для развивающих занятий с детьми.

© ООО «Издательство    «АЙРИС-пресс», 2009

Методическое пособие

Баскакина Ирина Викторовна Лынская Марианна Ильинична

ЦОКОЛОЧКА. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Ц

Ведущий редактор Н. А. Светлова

Редактор N. П. Рыбкина

Художественный редактор А. М. Драговой

Иллюстрации М. А. Лукьянцева, Е. В. Папенина

Технический редактор В. А. Артемов

Компьютерная верстка Г. В. Доронина

Корректор 3. А. Тихонова

Подписано в печать 26.11.08. Бумага офсетная. Формат 70x100 '/i6. Печать офсетная. Печ. л. 2. Усл.-печ. л. 2,6. Тираж 5000 экз. Заказ № 4983.

ООО «Издательство «АЙРИС-пресс» 113184, Москва, ул. Б. Полянка, д. 50, стр. 3.

Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, г. Можайск, ул. Мира. 93


Уважаемые взрослые!

Перед вами сборник авторских и традиционных заданий и игр для работы над звукопроизношением детей 5—9 лет. Эти увлекательные игры помогут логопедам, родителям и педагогам закрепить правильное произношение трудного звука Ц в речи ребенка, а также помогут развить фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, зрительное восприятие и воображение, сформировать пространственные представления, моторные навыки, подготовить ребенка к письму, к школе. В процессе выполнения игровых заданий у детей формируется четкий образ буквы Ц, дети обучаются чтению.

Все задания тетради увлекательны и обыгрываются в одном сценарии «Цоколочка». Благодаря этому дети воспримут занятие как игру и будут с удовольствием учиться говорить.

Эффективность представленных авторских игр была доказана положительными результатами многолетней работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

Авторы выражают благодарность И. В. Молоткову за неоценимую помощь в работе при подготовке пособия.


Как работать с тетрадью

Все задания в тетради сгруппированы по разделам. Последовательность разделов мы рекомендуем не изменять. Задания раздела «Автоматизация изолированного звука» постепенно усложняются, поэтому их последовательность мы также рекомендуем оставить неизменной. Задания внутри других разделов можно менять местами.

Перед тем как вы начнете работу с тетрадью, убедитесь, что ребенок произносит звук изолированно. Затем закрепите знание гласных букв: А, О, У, Ы, Э. Ребенок должен уметь их показывать и называть. В каждом задании есть обращение к детям и инструкция для взрослых. В некоторых заданиях представлен образец выполнения, на который обязательно нужно обратить внимание детей.

Внимание! Обращение к детям и образцы выполнения задания ребенку читает взрослый!

Старайтесь не заниматься с ребенком, если он утомлен или перевозбужден, скорее всего, такие занятия не дадут результата. Обязательно хвалите ребенка за выполненные задания.

Помните, что основная функция тетради — закрепление правильного произношения (автоматизация) звука, поэтому первоочередная задача — правильно произнести звук. Следите, чтобы ребенок четко выполнял это правило в каждом задании. Буква Ц («цэ») в каждом задании должна читаться как звук [ц]. Всегда называйте ребенку не буквы, а чистые звуки— это поможет ему овладеть звукосочетанием и звукосложением.

Для лучшего усвоения нового материала рекомендуем выделять интонацией слова, напечатанные курсивом.

Чаще спрашивайте у ребенка, понял ли он задание. Если сомневаетесь в этом, попросите ребенка повторить задание и объясните ему то, что он не понял.

Желаем успехов вам и детям!



Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы        4

Цоколочка

Это Цоколочка. Она рада, что ты научился произносить звук Ц. Поцо-кай с ней вместе: цок-цок-цок. Как ты думаешь, какая из картинок так звучит? А какая: ц-ц-ц; клац-клац; цып-цып-цып; бац; цыц; цап.

(

Каблучки, копыта лошадки звучат «цок-цок»; сверчок— «ццц»; зубы волка— «клац-клац»; девочка с цыплятами— «цып-цып»; падающий стульчик— «бац»; строгий отец— «цыц»; кошка— «цап».


Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы        5

Цветовод

У Цоколочки есть своя буква — Ц. Цоколочка — цветовод, она разводит цветы. Найди и назови все буквы Ц. Раскрась цветы только рядом с ними.


Автоматизация изолированного звука и закрепление графиче ского образа буквы        6





Волшебные картинки

Буква Ц играет с тобой в прятки. Она спряталась в волшебных картинках. Найди ее, покажи пальчиком и назови.

 

 Ребенку нужно найти в деталях картинок буквы Ц, затем обвести их по контуру пальчиком и назвать. Предложите ребенку обвести буквы Ц цветными карандашами.


Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы        7

Связанные одной цепью

Найди одинаковые буквы Ц и свяжи их одной цепью. Для этого поставь точки в каждом звене цепи, одновременно произноси звук Ц.

Ребенок должен, проставляя точки в звеньях, произносить звук Ц на каждую точку, не сбиться и соединить одинаковые по начертанию буквы. Рекомендуется соединять разные пары букв разными по цвету карандашами.


Автоматизация изолированного звука и закрепление графического образа буквы        8

Ц-неЦ

Клоун Цуня — торопышка. Он спешил и кое-как нацарапал буквы Ц, не все буквы оказались правильно написанными. Исправь ошибки. Найди верно написанные буквы, назови их «Ц», а когда найдешь не букву, зачеркни ее и скажи «не Ц».

Дополнительно можно попросить ребенка верно написанные буквы обвести, а неверно — зачеркнуть.



Цунами

Волна цунами накрыла город Цоколочки и разбросала дюжину букв Ц. Посчитай, сколько букв Ц в каждой кучке, чтобы Цоколочка убедилась, что все буквы на месте.

Ребенок должен верно произносить все буквы Ц, указывая на них пальцем или кончиком карандаша, затем посчитать их: одна буква Ц, две буквы Ц и т. д. Постарайтесь объяснить значение слов «цунами» и «дюжина».


Автоматизация звука Ц в слогах                                                                                                      9



Пуговицы

Помоги Цоколочке стать пуговичной мастерицей. Преврати пластмассовые кружочки в пуговицы. На кружочках со слогом УЦ — рисуй 4 дырочки, а на остальных — 2 дырочки. Прочитай вслух все слоги, нарисуй дырочки на пуговицах.


 


Покажите детям разные пуговички. Рассмотрите, сколько в них бывает дырочек.


Автоматизация звука Ц зв слогах                                                                                                  10











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: