Освоение территории Донецкого региона во 2-й половине 17ст

Наступление феодального гнета на Украине и в России усилило передвижение населения на окраины. Действия казацких отрядов, сторожевой и станичной службы в Подонцовье способствовали оседанию беглецов в этом районе и появлению новых поселений. На территории Донецкой области в 20-е гг. XVI в. упоминается поселение монахов-отшельников в меловых горах на правом берегу Донца, в районе современного Святогорского монастыря под названием «Святые горы». О времени основания пещерного монастыря существует несколько версий, но наиболее правдоподобной выглядит та, которая связывает основание монастыря с переходом населения Левобережной Украины на рубеже XV-XVI вв., в связи с реорганизацией феодального хозяйства и прикреплением крестьян, на окраины Великого княжества Литовского. Отразилась на этом процессе и война 1500-1503 гг. между Литвой и Великим княжеством Московским.

 

В конце XVI в. упоминаются казацкие юрты в районах Донца и устья Оскола. Их поселенцы на левой стороне Донца занимались земледелием, а на правой — содержали скот и пчельники.

 

На заселение края в XVI — первой половине XVII вв. большое влияние оказало запорожское казачество. Его походы на Крым, нападения на города Черноморского побережья и даже на столицу Османской империи — Стамбул — побудили Турцию перекрыть устье Днепра и блокировать выход запорожских чаек в Черное море. В связи с этим для совместных походов с донскими казаками запорожцы пользовались реками Самарой и ее притокой Волчьей, левой притокой последней — Осиковой — для выхода через Береснеговую или Широкую в Кальмиус (южнее современного Донецка), по последнему в Азовское море. На этом пути в конце XVI — начале XVII вв. появляется ряд запорожских пикетов и зимовников, переросших со временем в крупные поселения. В первую очередь, к их числу следует отнести запорожское укрепленное поселение на берегу Азовского моря, при устье Кальмиуса, «Домаха», упоминающеесяв начале XVII в. Его название, по мнению большинства исследователей, произошло от венецианско-генуэзского поселения XIV—XV вв. — Адомаха. На правом берегу Волчьей, при впадении в нее реки Сухие Ялы, в районе нынешнего села Алексеевки, уже в начале XVII в. упоминается запорожский пикет, прикрывавший «секретный путь» из Запорожья на Дон, а в пределах нынешней Алексеевки в камышах и тальнике находилась запорожская водная станция, где запорожцы прятали свои чайки, которые они использовали для совместных походов с донскими казаками. Запорожские пикеты упоминаются и в районе современных городов Дружковки и Селидово, в связи с чем в 1977 г. в последнем сооружен памятник запорожцу, который, прикрыв рукой глаза, всматривается в степь, чтобы не просмотреть орду, продвигающуюся по Муравской дороге.

 

В связи с массовыми переселениями на Слободскую Украину в 30-х гг. участников казацко-крестьянских восстаний против польской шляхты на Правобережье и образованием Чугуевского казачьего полка усиливается заселение северо-восточной части современной Донетчины. В 1644 г. царское правительство поручило чугуевским казакам построить острог у Торского «перелаза» (переправы) и охранять не только посольскую дорогу, которая вела из Москвы в Крым, но и Торские соляные промыслы. Поскольку небольшой Торский острог и его малочисленный гарнизон в 20 казаков не могли служить серьезной преградой на пути продвижения татар, царское правительство летом 1646 г. поручило казачьему атаману Протасьеву, сопровождавшему посольство в Крым, обследовать местность и подобрать место для постройки большого города, поселения в нем «черкас» (украинских переселенцев).

 

Протасьев определил, что наиболее удобно построить город при Маяцком городище, так как рядом имелся лес, а в Донце хорошая вода. Весной 1648 г. царь распорядился, чтобы воеводы южных городов выделили людей для строительства города и обеспечили их необходимым инвентарем. Однако волна восстаний в городах России не позволила осуществить это распоряжение. В связи с началом Освободительной войны украинского народа против польской шляхты был запрещен переход из Украины в пределы России, то есть некем было бы заселить новопостроенный город. Таким образом, попытка царского правительства построить город на Торе потерпела неудачу. Чугуевские казаки в ноябре 1646 г. преждевременно оставили острог на Торе и, очевидно, он был разрушен татарами, так как больше о нем не упоминается. Зато в этот период наблюдается продвижение по левой стороне Северского Донца на запад донских казаков, и в середине XVII в. их улусы упоминаются при устье Бахмута и Жеребца. Посещают они богослужения в Святогорском монастыре.

 

Таким образом, в XVI — первой половине XVII вв. территория современной Донетчины заселялась стихийно, в основном выходцами из разных районов Украины. Поэтому неудивительно, что основная ее часть находилась под влиянием Войска Запорожского. Роспись донецких сторож по расспросу князя М, И. Воротынского (1571 г.): «... 5-я сторожа Святогорская от Изюмской сторожи пол-днища; а сторожем на ней стояти из тех же городов шти (шести — В. П.) человекам, из города (Путивля и Рыльска —В. П.) по три человека. А беречи им направо вверх по Донцу до усть Оскола верст с 10, а налево вниз по Донцу... до усть Тору верст с 30, а стояти им, укрываясь в луке против Святых гор и по иным местам... 6-я сторожа Бахмутовская, на устъ Черного Жеребца, от Святогорской сторожи полднища, а сторожем на ней стояти из тех же городов шти человекам, из города по три человека, а беречь им направо вверх по Донцу до усть Тору верст 20, а налево вниз по Донцу через Красную речку да через Боровой шлях под Ольховой колодязь верст с 15, а от Ольхового колодязя до усть Айдара два днища...»

 

Лишь незначительная территория Приазовья была занята ногайцами и крымскими татарами. В 1577 г. крымские татары на запад от устья Кальмиуса построили город Белый Сарай (откуда, очевидно, и пошло название Белосарайской косы). Однако уже в 1584 г. он был разрушен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: