Рекомендовано к изданию Учебно-методическим центром •Профессиональный учебник» в качестве монографии Научная специальность 12 00 03 •Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право»
УДК 347.4(470+571) ББК 67.404.2(2 Рос) Б73
Рецензенты: доктор юридических наук, профессор Ю.Ф. Бгспакт доктор юридических наук, профессор В. В. Гущин
Главный редактор издательства НД. Эриашвиш. кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ к обтает и науки и техники
Богданом, Елена Евгеньевна.
Б73 Добросовестность и право на защиту в договорных отношениях: монография / Е.Е. Богданова. — М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2010. — 159 с. — (Серия «Научные издания для юристов»).
978-5-238-01870-6 Агентство С1Р РГБ
Исследуются проблемы зашиты субъективных гражданских прав с полиции добросовестности участников договорных отношений. Рассматриваются понятие и содержание добросовестности, ее влияние на выбор способов и форм зашиты субъективного права; анализируются основания зашиты субъективных гражданских нрав.
Дня студентов и аспирантов юридических вузов, и также для специалистов в области юриспруденции.
ББК 67.404.2(2Рос)
18ВЫ 978-5-238-01870-6 С ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА. 2010
Принадлежит исключительное право на использование и распространение иш- ния (ФЗ № 94-ФЗ от 21 и кия 2005 I }
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том чисте в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. О Оформтение «ЮНИТИ-ДАНА». 2010
Предисловие
Предлагаемая вниманию читателя монография кандидата юридических наук, доцента Е.Е. Богдановой «Добросовестность и право на защиту» посвящена анализу проблем защиты субъективных гражданских прав через призму их добросовестности. Концепция развития гражданского законодательства предусматривает внедрение в гражданское законодательство принципа добросовестности, который должен учитываться в том числе и при осуществлении права на защиту. И в этом плане указанная выше работа является первым монографическим исследованием проблем защиты субъективных гражданских прав.
В монографии сформулировано авторское определение понятия добросовестности субъектов гражданского права, в котором под добросовестностью прежде всего понимается нравственно приемлемое поведение, а не только информированность лица о каких-либо принимаемых во внимание обстоятельствах (знал или мог знать, не знал и не должен был знать).
Заслуживает внимания позиция автора о соотношении добросовестности (недобросовестности) и вины, и в этой связи представляет интерес вывод автора, что презумпция добросовестности и презумпция виновности — это различные по содержанию и направленности категории гражданского права. Там, где действует презумпция виновности, не может иметь места презумпция добросовестности. Если действует презумпция добросовестности — нет места презумпции виновности.
Использование категории добросовестности при рассмотрении права на защиту позволило автору привести новые аргументы о самостоятельном характере права на защиту, что обусловит возможность с новых позиций конструировать данное право.
На наш взгляд, большое значение для совершенствования законодательства и практики его применения будет иметь вывод автора об изменении назначения суда и судебной системы в целом. По мнению Е.Е. Богдановой, суд — это уже не только орган правосудия, но и орган, моделирующий нравственные устои общества. В этой связи в монографии обосновано положение о сохранении административного порядка защиты субъективных гражданских прав только по спорам, по которым не требуется оценка поведения участников правоотношения с позиции нравственности (добросовестности или недобросовестности).
В этом же разделе автор исследует особенности самозашиты субъективных гражданских прав с позиции добросовестности участников правоотношения. По мнению автора, добросовестной самозащитой является применение способов самозащиты и условий их реализации, установленных законом, обычаем, договором и судебной практикой.
К недобросовестной самозащите автор относит использование самозащиты в целях причинения вреда (убытков) другой стороне, произволь-
Новым для науки гражданского права является положение монографии о триаде оснований защиты субъективных гражданских прав, в которую автор включает добросовестное непризнание субъективного права, добросовестное оспаривание субъективного права и нарушение права. Недобросовестное непризнание субъективного права и недобросовестное его оспаривание, по мнению автора, являются нарушением права.
Заслуживает поддержки позиция автора о расширении возможности конвалидации ничтожных договоров. В работе при этом обоснованы условия конвалидации данных договоров: 1) слабость стороны в сделке, требующей конвалидации; 2) совершение сделки к выгоде слабой стороны; 3) добросовестность другой стороны в сделке, когда она не знала или не должна была знать о принимаемых во внимание обстоятельст-
С большим интересом читаются разделы монографии, посвященные анализу способов защиты субъективных гражданских прав при их добросовестном непризнании, добросовестном оспаривании, а также при их нарушении. Автор при этом отмечает, что избранные способы защиты должны быть направлены именно на защиту субъективных прав, а не на достижение каких-либо иных целей. В этом случае деятельность управомоченной стороны отвечает требованиям добросовестности. Если способы защиты используются вопреки их назначению, автор квалифицирует подобное поведение как недобросовестное и обосновывает вывод о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Несомненным достоинством работы является использование большого количества литературных источников, а также материалов судебной практики на иностранных языках. Все это позволило автору с новых позиций рассмотреть категорию добросовестности и ее значение при защите субъективных гражданских прав.
Естественно, что, как всякое новаторское исследование, монография Е.Е. Богдановой не лишена некоторых недостатков. Автору следовало бы глубже соотнести ряд положений монографии с категорией добросовестности. Это было бы вполне уместно при рассмотрении вопроса об особенностях исполнения альтернативных обязательств. Следовало также более четко проанализировать значение категории добросовестности при взыскании неустойки.
Несмотря на отмеченные недостатки, монография Е.Е. Богдановой является ценным и полезным исследованием, представляющим значительный теоретический и практический интерес.
Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Н.М. Коршунов
РАЗДЕЛ I
Теоретические проблемы защиты субъективных гражданских прав добросовестных участников договорных отношений
ГЛАВА 1
Право на защиту субъективных гражданских прав добросовестных участников договорных отношений
1.1. Понятие и содержание добросовестности в гражданском праве Российской Федерации
В Концепции развития гражданского законодательства предлагается признать добросовестность в качестве одного из принципов гражданского права, который будет иметь определяющее зна-
• установлении прав и обязанностей (ведении переговоров о заключении договоров и т.д.);
• приобретении прав и обязанностей;
• осуществлении прав и исполнении обязанностей;
Принципу добросовестности должна подчиняться и оценка прав и обязанностей сторон (п. 1.1 Общих положений гражданского законодательства Российской Федерации в Концепции развития гражданского законодательства). Однако Концепция не содержит понятие добросовестности. Поэтому в целях конструирования законодательства, его практического применения понятие добросовестности должно быть выработано наукой гражданского права.
Прежде всего необходимо отметить, что установление содержания добросовестности оказалось весьма сложной проблемой не только для отечественной цивилистики, но и для ученых многих стран. И.А. Покровский в своей книге «Основные проблемы гражданского права» привел высказывание немецкого исследователя Е. Эрлиха по поводу понятия добросовестности: «Что такое по германскому праву, представляет злоупотребление правом, в каких случаях есть нарушение «Тгеи ипс1 С1аиЬеп» или «добрых нравов» — мы узнаем это только из судебных решений через сто лет...»[1]. Е. Эрлих издал свое произведение в 1913 г., таким образом, прошло уже около 100 лет, однако проблема понятия и содержания добросовестности еше ждет своего решения.
Английский исследователь Р. Гуд высказал суждение, что «мы в Англии полагаем трудным принять общую концепцию добросо-
гом своем высказывании он отметил, что добросовестность есть «неопределенное понятие справедливости, которое делает судебные решения непредсказуемыми»[2] К.И. Скловский высказался еще более категорично: «Добрая совесть... не может быть исчерпывающим образом определена даже доктринально, а тем более
Б. Зеллер в результате своего исследования пришел к выводу, что добросовестность, несмотря на ее «соблазнительную простоту», является неуловимым понятием[3].
Сложность проблемы добросовестности обусловлена прежде всего тем, что добросовестность отражает некую систему представлений, сложившихся в обществе, о нравственности поведения субъекта права в гражданском обороте, т.е. при приобретении, осуществлении и защите права, а также при исполнении обязанности.
Обсуждая вопрос о нравственности поведения конкретного лица, следует руководствоваться тем, как нравственность понимается обществом. На этическую природу добросовестности в свое время указывал профессор П. Эльцбахер, который, в частности, писал: «Вопрос о том, противоречит ли известный способ действий добрым нравам, есть вопрос этического характера...»[4]. Философы утверждают, что различение морального и аморального, нравственного и безнравственного в обществе основывается на категориях этики: добра и зла[5]. «В понятии добра отражается в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения; люди выражают в понятии добра свои наиболее общие интересы, пожелания, надежды на будущее... Зло как понятие морального сознания выражает представление о безнравственном, о том, что противоречит требованиям морали, заслуживает осуждения. Зло является общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств, таких, как жестокость, ненависть, порок, насилие, предательство, жадность, скупость... При помощи понятий добра и зла люди дают оценку поступкам человека, моральным качествам личности, взаимоотношениям людей, состоянию общества в целом»1.
В этой связи показателен случай из практики немецких судов, приведенный В.И. Сливицким в работе «Право на честное к себе отношение...». Один субъект задался целью приобрести за бесценок для фирмы, участником которой он являлся, заложенную ему (за 23 тыс. марок) землю с мельницей. План его заключался в том, чтобы создать для собственника заложенной недвижимости непреодолимые денежные затруднения и дождаться продажи ее с публичных торгов. С этой целью он подговорил своего компаньона по фирме, много лет арендовавшего участок, о котором идет речь, прекратить платежи и наложить арест на внесенные в виде залога деньги. После этого искусно поддержав распространившиеся слухи о пошатнувшихся делах собственника, он повлиял на то, что два кредитора последнего поспешили обеспечить свои требования по обязательствам наложением ареста на имущество землевладельца. Далее, когда для собственника представлялся удобный случай поправить свои дела и выпутаться из долгов через выгодную продажу части упомянутого участка, заложенного, кроме того, другому лицу, залогодержатель путем сложной интриги помешал ему освободить нужную часть земли от залога и тем самым расстроил наладившуюся было сделку.
Устроив еще ряд подходов на строго юридических основаниях, он выждал, наконец, момент предъявить закладную ко взысканию до срока, отказавшись от получения своевременно высланных ему процентов по закладной под тем предлогом, что в присланной сумме оказалось серебра больше, чем на 20 марок, а по Имперскому Монетному уставу платежи серебром обязательны к приему только до 20 марок. В конце концов землевладелец потерял кредит, а земельный участок стоимостью 74—75 тыс. марок был назначен в продажу и куплен с торгов компаньоном залогодержателя за 50 тыс. марок. Нужно еще добавить, что, когда нашелся покупатель, пожелавший принять участие в торгах, залогодержатель вошел с ним в соглашение, взяв с него обязательство не участвовать в торгах.
Когда после всего произошедшего дело дошло до денежных расчетов и залогодержатель предъявил исковое заявление о приходящихся на его долю 23 тыс. марок, бывший собственник представил к зачету встречное требование об убытках в той же сумме, ссылаясь на то, что истец предосудительным образом действий совершенно его разорил.
Суд удовлетворил возражение ответчика и отклонил формально законное требование об уплате 23 тыс. марок.
Имперский суд, куда перешло дело по жалобе недобросовестного истца, вполне присоединился к решению и доводам апелляционной палаты. Он не счел возможным по примеру кассационной жалобы рассматривать действия, инкриминируемые истцу каждое в отдельности, не приводя их в связь между собою, а полагал правильным обсуждать образ действий истца как одно целое, что вскрыло перед ним, по подлинному выражению судебного решения, такую «низменность и пошлость побуждений», руководивших истцом, что в применимости к разбираемому случаю параграфа 826 не могло быть сомнения. В итоге залогодержатель, рывший другому яму, сам себя наказал на 23 тыс. марок[6]. В данном случае, как высказался В.И. Сливицкий, «после долгих и мучительных препятствий жизненная правда восторжествовала над правдой формальной»[7].
Следует отметить, что рассматриваемый случай произошел в Германии в 1904 г. В этой связи представляет интерес подход современных российских судов при разрешении случаев, требующих определенной оценки поведения сторон. Так, некое ЗАО обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию о взыскании разницы в стоимости обмениваемых товаров и процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ. Как следует из материалов дела, сторонами был заключен договор мены, в соответствии с которым общество передало предприятию по согласованной спецификации несколько автомобилей, а последнее передало истцу по такому же документу автомобильные шины. Исходя из сумм, указанных в спецификациях, стоимость обмениваемых товаров была неодинакова. После исполнения сторонами своих обязательств по передаче товаров общество потребовало от предприятия выплаты разницы в стоимости поставленных и полученных товаров.
Получив отказ в удовлетворении своей просьбы, общество обратилось в арбитражный суд, который исковые требования признал обоснованными со ссылкой на то, что наличие в спецификациях к договору или иных документах, являющихся неотъемлемой его частью, условий, свидетельствующих о разной цене обмениваемых товаров, должно признаваться как условие об их неравно-
Согласно ст. 568 ГК РФ товары предполагаются равноценными, если из договора мены не вытекает иное. Поэтому равноценными могут признаваться обмениваемые товары в случае отсутствия в договоре или иных документах, являющихся его неотъемлемой ча-
Поскольку в спецификациях указана разная стоимость обмениваемых товаров, то у предприятия, получившего товар большей стоимости, возникает обязанность оплатить разницу в цене. При задержке или отказе от оплаты наступает ответственность, предусмотренная ст. 395 ГК РФ.
Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил, а в удовлетворении исковых требований отказал по следующим мотивам. Договор мены — это сделка, особенностью которой является передача в собственность одного товара в обмен на другой (ст. 567 ГК РФ). В соответствии со ст. 568 ГК РФ товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными (презумпция равноценности), если из договора мены не вытекает иное. Содержащиеся в договоре мены или иных документах, яв-
нах сами по себе не свидетельствуют о неравноценности обмениваемых товаров. Одного этого факта недостаточно для утверждения того, что стороны заключили договор в отношении неравноценных товаров. Правильная оценка сложившимся между сторо-
ли сторон по затронутому вопросу. Поскольку стороны в договоре прямо не оговорили, что обмениваемые товары неравноценны, и из его содержания не следует, что воля сторон была направлена на обмен неравноценными товарами, требование ЗАО о денежной компенсации, основанное на ценах, содержащихся в спецификациях, неправомерно.
Что касается взыскания процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, то такое требование также не подлежит удовлетворению, поскольку между сторонами при указанных обстоятельствах денежные обязательства возникнуть не могли[8].
Следует отметить, что, несмотря на несхожесть рассмотренных ситуаций, есть одна особенность, которая их объединяет, и связана она с толкованием нормы закона с учетом требований добросо-
Данные случаи из судебной практики формулируют вопрос о том, как быть при столкновении конкретной правовой нормы и принципа добросовестности: если применение нормы права приведет к нарушению данного принципа. Сто лет назад немецкий суд посчитал возможным отказать в удовлетворении формально законного, но недобросовестного иска. В настоящее время российский арбитражный суд демонстрирует приверженность букве закона, фактически принимая решение, которое приведет к неосновательному, по сути, обогащению одной стороны за счет другой.
Исходя из обстоятельств дела видно, что переданные товары не являлись равноценным, что нашло подтверждение в спецификациях к данному договору. Тем не менее суды посчитали, что данных письменных доказательств недостаточно для подтверждения неравноценности обмениваемых товаров, а необходимо в тексте договора указать, что передаются именно неравноценные товары.
Подобный формализм, на наш взгляд, лишь только поощряет недобросовестное поведение сторон, использующих противоречивые нормы законодательства для достижения собственных и не всегда правомерных целей, эксплуатируя уязвимое положение другой стороны.
Представляет интерес в этой связи высказывание О. Ландо, который отмечает, что цель добросовестности заключается в установлении баланса между законом и справедливостью, ведь иногда положение закона или договорное условие могут привести к несправедливому результату[9]. Итальянский исследователь Д'Анжело также отмечает примат этических ценностей по сравнению с решениями
Есть необходимость еще раз указать на характеристику, данную немецким судом поведению истца по рассматриваемому делу: «низменность и пошлость побуждений». И в этой связи представляется необходимым остановиться на позиции Л.И. Петражицкого, отрицавшего категории «честность», «добросовестность», «безнравственность» и т.п. и поставившего вопрос о замене их применительно к виндикации другими категориями: незнание (извинительное заблуждение) и знание[10].
По мнению В.С. Ема, Л.И. Петражицкий убедительно доказал, что Ьопа /Шез и та/а }Ые$ представляют собой явления этически безразличные, бесцветные[11]. Нам кажется, что в настоящее время соглашаться с характеристикой категорий добросовестности и недобросовестности как явлений этически безразличных и бесцветных — это значит делать ошибку. Практически вся мировая цивилистика использует данные категории и объясняют их именно с позиции этики.
Таким образом, добросовестность участников гражданского оборота оценивается на основе сложившихся в обществе нравственных устоев, которые, в свою очередь, определяются посредством сложившихся в обществе представление о добре и зле. Следовательно, такая оценочная категория, как добросовестность, может быть понята и объяснена только посредством другой оценочной категории — нравственности, а последняя — через оценочные категории добра и зла. Обилие используемых оценочных категорий является, видимо, основной причиной того, что во всем мире, несмотря на длительную историю исследований, не могут достаточно удовлетворительно определиться с понятием и содержанием добросовестности. Однако трудности этим еще не исчерпываются. «Добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимоопределяют друг друга и всегда сосуществуют в единстве»[12]. Без добра нет зла, а зло можно понять лишь на основе опыта понимания добра. Добро и зло, будучи противоположностями, находятся в постоянной борьбе, в изменении, в наполнении новым содержанием[13]. «Единство (совпадение, тождество, равнодействие), — противоположностей, — условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие движение»[14].
Постоянная трансформация добра и зла в результате борьбы данных противоположностей определяет изменение нравственности общества, изменяет систему моральных ценностей общества, естественно, все это в результате дополнительно осложняет понимание добросовестности.
Вместе с тем добро и зло, нравственность и безнравственность, добросовестность и недобросовестность — это реальные категории не только нашего общества, но и нашей цивилизации. Юриспруденция не может их игнорировать трудностями исследования. Категория добросовестности должна быть объяснена цивилистами для целей ее практического применения и дальнейшего развития граж-
В связи с изложенным можно признать, что поведение участников гражданского оборота, отражающее представление общества о добре, следует считать нравственным, следовательно, добросовестным, а поведение, отражающее представление о зле, — соответственно безнравственным и недобросовестным.
Из этого вытекает, что безнравственное поведение субъекта не может быть добросовестным, а недобросовестное поведение — нравственным. В связи с изложенным любопытно в этом плане утверждение В.С. Ема, что «бесчестный профессиональный хранитель будет считаться добросовестным и не понесет ответственности за утрату и повреждение вещей, если докажет, что это произошло из- за свойств вещей, о которых он не знал и не должен был знать, принимая их на хранение (п. 1 ст. 901 ГК РФ)»'. Бесчестный хранитель, тем более профессиональный, не может быть добросовестным, а только недобросовестным. В той ситуации, что была изложена автором, указание на бесчестность, на наш взгляд, ошибочно. Следовало бы сказать, что «профессиональный хранитель будет считаться добросовестным» и далее по тексту.
То обстоятельство, что данное суждение В.С. Ема было высказано в учебнике, характеризуемом академиком, профессором В.А. Са- довничим, ректором Московского университета, как классический университетский учебник, свидетельствует о недостаточной разработанности в науке гражданского права таких категорий, как добросовестность и недобросовестность, нравственность и безнравственность и т.д., об отсутствии достаточного количества исследований по вопросу взаимосвязи и взаимозависимости этих категорий.
Наконец, сложившуюся в обществе систему представлений о нравственности поведения субъекта права, о его добре и зле, а также соответствующие оценки общества в целях правоприменения необходимо определенным образом принять, легализовать. Они должны быть признаны законом, сформированы в виде обычая или легализованы судебной практикой. Нравственность — это общественная категория, а не мнение группы людей или одного человека. Все изложенное можно отнести и к категории добросо-
На международном уровне впервые понятие добросовестности получило отражение в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., где в ст. 7(1) предусматривалось правило, что при толковании Конвенции необходимо «соблюдать добросовестность в международной торговле». Отдельные комментаторы в этой связи считают, что данное положение налагает обязанность на стороны договора действовать добросовестно, однако ст. 7(1) Конвенции относится только к «толкованию» Конвенции и адресована скорее судам, чем сторонам. Иными словами, суды при толковании Конвенции должны соблюдать добросовестность в международной торговле.
Более широкий подход был применен в США, где Единообразный торговый кодекс в ст. 1-203 установил, что «на каждый контракт или обязательство налагается обязанность добросовестности при их исполнении и принудительном осуществлении» и для этих целей ст. 1-201 определяет добросовестность как «честность во всем, что касается поведения или сделки». Этот вариант более исчерпывающий, чем тот, который сформулирован Венской конвенцией и непосредственно относится к сторонам. Но в данном контексте применение добросовестности ограничивается исполнением и принудительным осуществлением, не распространяясь на преддоговорную стадию.
Более широкий подход к добросовестности применяется среди иных национальных и международных актов. Например, ст. 242 Германского гражданского уложения (ГГУ) устанавливает, что «должник обязан осуществлять исполнение добросовестно, как этого требуют обычаи оборота»[15]. Согласно п. 3 ст. 1134 Французского гражданского кодекса договоры должны исполняться добросовестно. Аналогичное правило содержится в ст. 1375 Гражданского кодекса Италии[16]. Статья 1.7 Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА устанавливает, что «каждая из сторон должна действовать в соответствии с добросовестностью и честной деловой практикой в международной торговле». В ст. 1.106 (1) Принципов европейского договорного права содержится правило, что при осуществлении прав и исполнении обязанностей каждая из сторон должна действовать в соответствии с добросовестностью и честной деловой практикой.
Важность «добросовестности» заключается в следующем: как для Принципов УНИДРУА, так и для Принципов европейского договорного права характерно то, что стороны не могут исключить или ограничить эту обязанность. Представляет интерес то, как обязательные правила могут устанавливаться в не имеющих обязательной силы Принципах. На самом деле не существует санкций в том случае, если стороны включат положения Принципов в договор, но тем не менее исключат обязанность действовать добросовестно. Но то, что нормы, устанавливающие добросовестность, сформулированы как обязательные правила, демонстрирует значение добросовестности для обоих Принципов.
Исследуя добросовестность, Б. Зеллер отметил, что для нее характерна некая двойственность: она представляет, с одной стороны, характеристику психического состояния субъекта права и в данном контексте применяется при толковании и применении законодательства (автор анализирует Венскую конвенцию), а с другой — принцип права, содержащийся в положениях Венской конвенции. В связи с этим содержание добросовестности получило отражение в законодательстве и способствует разъяснению цели законодательства[17].
О добросовестности участников гражданского оборота говорится во многих нормах гражданского законодательства Российской Федерации. В некоторых случаях в норме права прямо указывается на необходимость добросовестного поведения субъектов права, в других о добросовестности прямо не говорится и сам термин в норме права не используется, но из ее смысла можно сделать вывод, что речь идет именно о добросовестности участников гражданского правоотношения.
В ст. 302 и 303 ГК РФ говорится о добросовестном и недобросовестном приобретателе. О недобросовестном поведении обогатившегося лица отмечается в ст. 1103 ГК РФ. При этом в ст. 302 и 303 ГК РФ добросовестность (недобросовестность) приобретателя раскрывается путем характеристики его поведения в отношении приобретения веши: знал или должен был знать.
Вместе с тем в нормах Гражданского кодекса РФ термин «добросовестность» в ряде случаев используется в ином плане. Так, в п. 3 ст. 602 ГК РФ говорится, что «при разрешении спора между сторонами об объеме содержания, которое предоставляется или должно предоставляться гражданину, суд должен руководствоваться принципами добросовестности и разумности». В соответствии со ст. 662 ГК РФ арендодатель может быть освобожден судом от обязанности возместить арендатору стоимость улучшений, если докажет, что при осуществлении улучшений были нарушены принципы добросовестности и разумности. Как видим, в указанных нормах законодатель использует термин «добросовестность» для закрепления его как принципа права.
В п. 3 ст. 10 ГК РФ термин «добросовестность» использован для решения вопроса о допустимости или недопустимости защиты гражданских прав. Если субъективное право осуществлено добросовестно, его судебная защита при определенных условиях возможна. В случае недобросовестного осуществления права суд отказывает в его защите. Таким образом, термин «добросовестность» в данной норме помогает решить следующую задачу: увязать защиту субъективного гражданского права с добросовестностью осуществления права на защиту. Поэтому, как представляется, можно утверждать, что в анализируемой норме добросовестность используется в качестве принципа осуществления права на защиту.
Полагаем, что именно о добросовестности как о принципе права идет речь в ст. 6 ГК РФ в отношении применения гражданского законодательства по аналогии права, а также в Венской конвенции, в Принципах международных коммерческих договорах УНИДРУА, в Принципах европейского договорного права.
Таким образом, в действующем законодательстве термин добросовестность использован для конструирования категории гражданского права и принципа гражданского права.
В ст. 302 и 303 ГК РФ термин «добросовестность» использован для того, чтобы охарактеризовать субъективное отношение владельца имущества к приобретению вещи от неуправомоченного лица, если приобретатель не знал и не мог знать, что вещь приобретена у лица, которое не имело права на ее отчуждение, — это добросовестный приобретатель. И наоборот, если лицо знало или должно было знать о неуправомоченности отчуждателя, — это недобросовестный приобретатель.
Изложенную выше характеристику добросовестности и недобросовестности необходимо дополнить еще одним специфическим для недобросовестности признаком. Добросовестный приобретатель, приобретая имущество, не знает и не должен был знать, что он совершает противоправное действие: покупает вешь у неуправо- моченного лица. Поэтому он и остается честным участником оборота, с доброй совестью, но, естественно, объективно его действия являются противоправными, а его владение — незаконным. Недобросовестный приобретатель знает или должен был знать, что совершает противоправное действие: приобретает вещь у неуправомо- ченного лица, т.е. он человек без доброй совести (недобросовестный приобретатель). Подобная трактовка добросовестности и недобросовестности характерна и для ряда других случаев. Так, в ст. 220 и 234 ГК РФ говорится о приобретении права собственности на вещь в результате переработки материалов и по приобретатель- ной давности. В указанных нормах также имеется в виду характеристика субъективной стороны поведения соответствующих лиц. Переработчик полагает, что перерабатывает свои материалы, а при приобретательной давности лицо уверено, что владеет имуществом, которое не принадлежит никому другому.
Таким образом, при использовании термина «добросовестность» («недобросовестность») в качестве категорий гражданского права законодатель решает вопрос оценки субъективного отношения лица к своим действиям.
При использовании термина «добросовестность» для конструирования принципа добросовестности ситуация меняется кардинальным образом. В.П. Грибанов к принципам права относил руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение[18].
Таким образом, принцип права выполняет руководящую роль не только в разработке и совершенствовании законодательства, но и в применении правовых норм. Б. Зеллер, характеризуя добросовестность как принцип, отмечает, что, если поведение стороны противоречит содержанию договора, а другая сторона полагается на такое поведение, это является нарушением принципа добросовестности[19]. При анализе материалов судебной практики он обращает внимание на ряд ситуаций, когда суды квалифицировали поведение одной из сторон договора как нарушение принципа добросовестности. В частности, нарушением принципа добросовестности было признано слишком позднее проведение осмотра поступившего товара и обнаружение в нем недостатков. В другом случае нарушение принципа добросовестности проявилось в том, что покупатель был поставлен в условия, вынуждающие его торопиться с предъявлением претензии[20].
Следовательно, в правоприменительной практике стран, ориентирующихся на принцип добросовестности, в его содержание включают добросовестное исполнение сторонами своих обязательств. По сути дела, надлежащее исполнение обязательства стороной свидетельствует о соблюдении ею принципа добросовестности, а ненадлежащее — о его нарушении.
Таким образом, в упомянутых выше ст. 602 и 662 ГК РФ, где прямо указано о добросовестности как о принципе права, понятие добросовестности следует применять не только для оценки поведения одной из сторон по договору (знал или должен был знать), но и относительно всего, что связано с исполнением стороной своих обязательств перед партнером.
Выше уже отмечалось, что законодатель нередко указывает на добросовестность участников договорных отношений, не используя при этом сам термин «добросовестность». Анализ соответствующих норм показывает, что в ряде таких случаев вместо термина «добросовестность» законодатель использует иную терминологию. Так, согласно п. 1 ст. 461 ГК РФ при изъятии товара у покупателя третьим лицом по основаниям, возникшим до исполнения договора купли-продажи, продавец обязан возместить покупателю понесенные им убытки, если не докажет, что покупатель знал или должен
РФ поклажедатель обязан возместить хранителю убытки, причиненные свойствами сданной на хранение вещи, если хранитель, принявший вещь на хранение, не знал и не должен был знать об этих свойствах.
В указанных выше нормах термин «добросовестность» не употребляется, но само содержание ст. 461 и 903 ГК РФ в одном случае свидетельствует о недобросовестности покупателя, а в другом — хранителя.
Кроме указанных выше норм, этот же прием законодатель использовал при конструировании ст. 833, 978, 986, 1005, 1019 ГК РФ и др.
Без использования термина «добросовестность» в иносказательном плане, если можно так выразиться, в отдельных нормах права конструируется не категория права, а правовой принцип — принцип добросовестности. В этих случаях законодатель обращает внимание контрагентов на необходимость соблюдения определенной специфики исполнения обязательства. Так, согласно п. 2 ст. 375 ГК РФ гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствует ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.
О разумной заботливости в самой норме права может не упоминаться, но требование о добросовестном исполнении обязательства вытекает из ее содержания. Так, при отсутствии в договоре купли-продажи условия о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (ст. 469 ГК РФ). Словосочетание «разумная заботливость» ориентирует контрагентов на исполнение соответствующего обязательства с соблюдением принципа добросовестности. Разумная заботливость — это и есть проявление добросове-
Принцип добросовестности будет учтен также тогда, когда гарант немедленно уведомит бенефициара об отказе удовлетворить его требование (ст. 396 ГК РФ). Если немедленно, т.е. без малейшего промедления, то следовательно, добросовестно.
В законодательстве для конструирования принципа добросовестности может быть использована также следующая терминология: без промедления (ст. 378, 518, 519 ГК РФ); незамедлительно (ст. 513, 773, 961 ГК РФ); немедленно (ст. 720, 748 ГК РФ).
Принцип добросовестности обусловливает иногда необходимость учета интересов контрагентов даже после истечения срока договора. Например, согласно ст. 684 ГК РФ наниматель по договору найма жилого помещения вправе при определенных обстоятельствах требовать от наймодателя не только возмещения убытков, но и возобновления договора с ним. Данное положение предусмотрено на тот случай, если наймодатель примет обязательство не сдавать в течение не менее года в наем соответствующее жилое помещение и не выполнит данной обязанности.
Еще в более жесткой форме учтены интересы пользователя по договору коммерческой концессии. Согласно п. 2 ст. 1035 ГК РФ, если правообладатель уже после прекращения договора с пользователем решит заключить договор коммерческой концессии с другим субъектом до истечения трехлетнего срока с момента прекращения прежнего договора, правообладатель обязан предложить прежнему пользователю заключить новый договор или возместить понесенные им убытки. При заключении нового договора его условия должны быть не менее благоприятны для пользователя, чем прекратившегося.
Добросовестность участников договорных отношений учитывается судом при защите их прав. Например, если продавец передал покупателю товар, который обременен правами третьих лиц, покупатель вправе требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора. Однако суд должен отказать покупателю в удовлетворении исковых требований, если будет установлено, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар (п. 1 ст. 460 ГК РФ). Поведение покупателя в данном случае будет упречным, следовательно, он является недобросовестной стороной в споре, что обусловливает отказ в удовлетворе-
Наоборот, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары другими — надлежащего качества, его поведение следует квалифицировать как добросовестное. Поэтому покупатель лишен возможности в этом случае воспользоваться правилами ст. 475 ГК РФ и предъявить поставщику предусмотренные в ней требования.
Принцип добросовестности предполагает предъявление контрагенту соразмерных (пропорциональных) требований. Дж. Адаме и Р. Браунсфорд пишут, что потерпевшей стороне не должно быть позволено обогатиться за счет стороны, нарушившей договор[21]. Как утверждают далее названные авторы, средства зашиты потерпевшей стороны должны быть пропорциональны серьезности последствий нарушения договора[22].
Российская правоприменительная практика изобилует примерами, когда потерпевшая сторона предпринимает попытку взыскать чрезмерно высокую неустойку при отсутствии или небольшом размере убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением договора. Это явно недобросовестные действия потерпевшей стороны, и суд совершенно справедливо в этих случаях уменьшает размер неустойки (ст. 333 ГК РФ). При этом суд снижает размер неустойки по своей инициативе, не дожидаясь требования заинтересованной стороны. Однако в Концепции предлагается изменить содержание ст. 333 ГК РФ, чтобы вопрос об изменении размера неустойки был поставлен ответчиком, а суд не вправе был бы это делать по собственной инициативе.
С таким предложением согласиться нельзя. Вопросы нравственности, добрых нравов, доброй совести участников гражданского оборота — это проблема не частных лиц, а всего общества, тем более что Российская Федерация поставила своей целью построение гражданского общества. Безнравственное, аморальное общество никогда не сможет стать гражданским обществом. Контроль за доброй совестью участников договорных отношений должны осуществлять не только сами стороны, но и суды. Поэтому суд дол-
ной стороны. В соответствии со ст. 10 ГК РФ субъекты гражданского права должны руководствоваться принципом добросовест-
прав, но и при осуществлении прав. В этой связи возникает во-
ва и злоупотребление правом.
применения арбитражными судами ст. 10 ГК РФ указал, что к злоупотреблению правом должны относится недобросовестные или неразумные действия субъектов[23]. Однако это означает фактическое уравнивание недобросовестности со злоупотреблением правом. Как выше уже было рассмотрено на примере законодательства ряда западных стран и отечественного законодательства, недобросовестность может проявляться и в таких формах, которые нельзя квалифицировать как злоупотребление правом.
По мнению, В.П. Грибанова, злоупотребление правом представляет собой противоправное, виновное, сознательное и намеренное поведение[24], т.е. данный автор полагает, что злоупотребление правом есть гражданское правонарушение. Вполне могут быть недобросовестными действия, которые, однако, не содержат признаков злоупотребления правом. Так, арендодатель вправе отказаться от договора аренды, заключенного на неопределенный срок, предупредив арендатора за три месяца, даже если ему будет известно о трудном экономическом положении арендатора. Такого рода действия можно квалифицировать как недобросовестные, но это не злоупотребление правом. Арендодатель, например, может быть заинтересован предоставить в аренду соответствующее имущество на более выгодных для него условиях. Следовательно, возможно недобросовестное осуществление субъективного права, которое не представляет собой злоупотребление правом.
При оценке поведения одной стороны как недобросовестного в ряде случаев возникает необходимость квалифицировать и поведение другой стороны договора: не является ли оно также упреч- ным, недобросовестным. Высший Арбитражный Суд РФ в Информационном письме от 25 ноября 2008 г. в п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами ст. 10 ГК РФ указал, что несмотря на факт уклонения истца от государственной регистрации договора аренды, его иск о признании договора незаключенным и выселении ответчика из занимаемого им помещения должен быть удовлетворен, поскольку ответчик не предпринял разумно необходимых действий для защиты своих прав, в то время как имел возможность регистрации сделки в судебном порядке[25]. Как видим, упречными, недобросовестными в данном споре оказались обе стороны. Однако с учетом фактических обстоятельств дела суд посчитал поведение ответчика более недобросовестным, чем поведение истца, и иск последнего был удовлетворен. И это совершенно справедливо. Договор аренды является предпринимательской конкурентной сделкой. Стороны, заключившие такой договор, предполагаются специалистами собственных сделок[26]. Ответчик в такой ситуации, заинтересованный в соответствующем помещении, должен был принять меры к регистрации договора, в том числе посредством обращения в суд.
Вместе с тем нельзя квалифицировать поведение данных сторон как злоупотребление своим правом. В деле нет признаков правонарушения, поэтому поведение соответствующих лиц можно квалифицировать только как недобросовестное. Установление в гражданском законодательстве принципа добросовестности будет ориентировать судебную практику на отграничение недобросовестного поведения от злоупотребления правом.
Следует отметить, что применение добросовестности в отдельных случаях вызывает опасения: не подорвет ли реализация данного принципа автономию воли сторон, принцип свободы договора и иные основополагающие начала гражданского законодательства? Данные опасения присутствуют и у российских, и у зарубежных ученых.
Э. Маккендрик приводит в этой связи следующее дело. Ответчики — мистер и миссис Майлс — владели компанией РЫМ ЬаЬогаЮпез 1_1с1. Они решили в 1986 г. продать компанию. Третья сторона предложила за нее 1,9 млн ф.ст. Уолфорды, истцы, вступили в переговоры с ответчиками в марте 1987 г. Ответчики предоставили гарантию того, что на дату заключения договора денежных средств компании на банковском счете не должно быть менее 1 млн ф.ст. и прибыль за 12 месяцев после заключения договора не должна быть менее 300 тыс. ф.ст. 12 марта 1987 г. стороны достигли принципиального соглашения о продаже бизнеса. 18 марта истец направил письмо ответчикам, которое зафиксировало соглашение, достигнутое сторонами в предыдущий день. В письме истцы пообещали обеспечить сопроводительное письмо из их банка, которое подтвердило бы, что ими подготовлена сумма 2 млн ф.ст. для приобретения истцами компании. Ответчики согласились с тем, что, если они получат письмо из банка к концу недели, они прекратят переговоры с иными лицами ввиду намерения заключить договор с истцами. 18 марта банк истцов должным образом обеспечил письмо, которое утверждало, что он (банк) предложил истцам заемные средства для приобретения ими компании за 2 млн ф.ст.
25 марта ответчики подтвердили, что они подготовились продать компанию истцам за 2 млн ф.ст. Однако 30 марта истцам было направлено письмо о том, что ответчики приняли решение о продаже компании третьей стороне.
Истцы обратились в суд с иском о взыскании с ответчиков суммы убытков за нарушение договора. Они требовали взыскания 1 млн ф.ст. (на основании того, что потеряли возможность приобрести компанию, стоящую 3 млн ф.ст. за 2 млн ф.ст.), а также взыскания убытков за введение их в заблуждение ответчиками в тече-
Суд первой инстанции взыскал с ответчиков в пользу истцов
суд поддержал апелляцию ответчиков[27]. Как разъяснила апелляционная судебная инстанция, переговоры могут оказаться бесплодными и не завершатся гарантированно заключением договора. Чаще всего, даже в случае отказа одной стороны от заключения договора, убытки номинальны, если только суды не будут полагать, что для пострадавшей стороны сама возможность ведения переговоров составляет значительную ценность.
Объясняя принятие данного решения. Палата лордов пояснила, что договор локаута, предоставляющий истцам исключительную возками, предполагается заключенным на определенный срок[28]. В данном случае не было никаких указаний на счет того, в течение какого срока Майлсы должны были воздерживаться от проведения переговоров с третьей стороной.
Говоря о проблемах применения принципа добросовестности на практике, Р. Браунсфорд отмечал, что доктрина добросовестности, требующая от сторон договора принимать во внимание законные интересы и ожидания друг друга, ограничивает присущую английскому договорному праву индивидуалистическую этику, признавая, что добросовестность регулирует сущностные вопросы в широком смысле (включая и режим определения способов защиты). А как считает указанный автор, это посягает на философию свободы договора[29].
Воздействие принципа добросовестности на свободу договора исследовалось в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. В частности, А. Капуано писал, что необходимо обеспечить «баланс между свободой договора и интересами добросовестности и справедливости»[30]. Следует отметить, что позиции англосаксонской и континентальной систем права отличаются друг от друга позицией по отношению к ограничению принципа свободы договора. К. Осакве пишет: «Сравнение подходов систем романо- германского и англо-американского права позволяют мне сделать заключение, что договорные права системы англо-американского права предоставляют контрагентом больший диапазон свободы договора... и накладывают меньше ограничений свободы договора, чем договорные права системы романо-германского права. Иными словами, позиция, занимаемая договорным правом системы англо-американского права, по вопросу свободы договора и ее ограничения более либеральная и рыночная, чем позиция романо-германского права»-'. В то же время даже договорное право англо-американской системы допускает ограничения принципа свободы договора: «...В условиях современного гражданского оборота свобода договора заканчивается там, где начинается зашита публичного интереса»[31].
Представители континентальной системы права традиционно занимали более сдержанную позицию по отношению к свободе договора. К. Цвайгерт и X. Кетц отмечают, что в настоящее время суды большинства стран вправе признать недействительными условия договора, которые являются «недобросовестными», «несправедливыми» или влекут значительный дисбаланс между правами и обязанностями сторон в противоречие принципу добросовестности[32]. Данные авторы отмечают повсеместное ограничение принципа свободы договора принципом договорной справедливости и добросовестности. В любом случае, полагают они, свобода договора должна быть ограничена, когда одна сторона способна диктовать условия договора другой стороне, исходя из своего экономического превосходства и возникшей вследствие этого неравной переговорной силы сторон (медиа/Ну о/ Ьаг%атп% рокег) [33] .
Таким образом, признавая, что применяемый патерналистский подход неизбежно ограничивает свободу договора, большинство законодательств признают данные ограничения оправданными, и прежде всего необходимостью обеспечения подлинной договорной добросовестности и справедливости.
От выраженной тенденции несколько отличается мнение А. Г. Карапетова о том, что «ограничения свободы договора действительно необходимы, но при этом они должны быть локальными, продуманными и вводиться должны при полном и отрефлексиро- ванном осознании той более важной политико-правовой цели, которое данное ограничение преследует (например, патерналистская зашита слабой стороны договора, зашита моральных устоев общества, недопущение вредных социально-экономических экстерналий и др.)»[34]. Но при этом непонятно: как введение ограничения свободы договора в целях зашиты слабой стороны может быть локальным? Следует ли понимать, что интересы слабой стороны в каких-то договорах будут защищаться, а в каких-то нет? И как в таких условиях реализовать принцип добросовестности? Ведь если сторона не может реализовать свободу договора ввиду экономического превосходства другой стороны, которая получает возможность разрабатывать условия соглашения, используя конструкцию договора присоединения, то не признаем ли мы в таком случае свободу договора лишь за сильным, а слабому в ней отказываем?
На наш взгляд, при столкновении принципа свободы договора и принципа добросовестности приоритет должен отдаваться последнему, так как именно данный принцип способен обеспечить справедливый баланс между правами и обязанностями сторон договора.
В то же время подобный подход вовсе не отрицает существования свободы договора и реализации стороной собственных интересов. Как отмечает в этой связи Э. Педен, если исходить из принципа добросовестности, от сторон требуется, чтобы они исполняли свои обязанности и осуществляли свои права в соответствии с объективными ожиданиями другой стороны договора, при этом следует учитывать разумные интересы другой стороны, не исключая свои собственные интересы. В то же время в отдельных случаях сторона вправе реализовать свои права исключительно в собственных интересах без нарушения добросовестности, если конструкция договора позволяет такое поведение[35]. Разделяет данное мнение Т. Кейли, который отмечает, что добросовестность — это не обязанность действовать альтруистическим способом; она не требует отказа от собственных интересов как основного мотива договорных отношений[36].
Следует отметить, что полезным результатом применения доктрины добросовестности является предоставление сторонам договора больших гарантий и гибкости при осуществлении своей деятельности. Доктрина обеспечивает гарантию против рисков эксплуатации уязвимого положения слабой стороны договора.
В связи с изложенным, на наш взгляд, под добросовестностью следует понимать сложившуюся в обществе и признанную законом, обычаями или судебной практикой систему представлений о нравственности поведения при приобретении, осуществлении и защите прав, а также при исполнении обязанностей. Нравственность поведения оценивается на противопоставлении категорий добра и зла. Поведение, отражающее представление общества о добре, следует считать добросовестным, а отражающее представление общества о зле — недобросовестным.
В юридической литературе обсуждается проблема соотношения категорий добросовестности (недобросовестности) и виновности. И особое значение она приобретает в связи с тем, что в гражданском праве имеет место по общему правилу презумпция добросовестности и презумпция виновности. Из общего правила о презумпции добросовестности могут быть сделаны исключения, когда лицо предполагается недобросовестным и должно в суде доказать свою добросовестность. Так, согласно ст. 61-3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ при оспаривании сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами, такая сделка может быть признана судом недействительной, в частности, если кредитору или иному лицу, в отношении которого совершена такая сделка, было известно о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества либо об обстоятельствах, которые позволяли сделать вывод о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества. При этом предполагается, что заинтересованное лицо знало о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества, если не доказано иное. О презумпции недобросовестности говорится также в п. 2 ст. 61-2 названного Закона.
В Концепции предлагается установить презумпцию недобросовестности при рассмотрении исков об оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью хозяйственными обществами (п. 4.2.6). Вина представляет собой психическое отношение субъекта к своему противоправному поведению и наступившими в связи с этим поведением последствиями (например, возникновение убыт-
говора).
Добросовестность характеризует поведение субъекта применительно к сложившимся в обществе представлениям о нравственности поведения члена общества, субъекта права, что может проявляться, в частности, в осведомленности или неосведомленности субъекта о принимаемых во внимание обстоятельствах (знал и мог знать, не знал и не должен был знать).
Следовательно, у добросовестности (недобросовестности) и вины различная направленность. Они отражают различные грани поведения субъекта. Поэтому презумпция добросовестности и презумпция виновности — это различные по содержанию и направленности категории гражданского права. Там, где действует презумпция виновности, не может быть презумпции добросовестности. Если действует презумпция добросовестности, нет места презумпции виновности. Представляет также интерес соотношение категорий недобросовестности и виновности, поскольку отдельные авторы, на наш взгляд, допускают их смешение. Так, В.И. Емельянов пишет, что «недобросовестностью называются не все случаи неисполнения обязанностей среднего предвидения определенных обстоятельств, а только те, в которых субъект обязан предвидеть вред для другого лица, так как совесть лица отягощается лишь в этих случаях»[37]. Применительно же к соотношению добросовестности и невиновности этот автор утверждает следующее: «... Определение добросовестности совпадает, в сущности, с определением невиновности. Тогда понятие "недобросовестность", являющееся негативным по отношению к понятию "добросовестность", должно совпа-
Таким образом, В.И. Емельянов уравнивает как правовую природу, так и содержание категорий виновности и недобросовестности, фактически утверждая, что недобросовестность является формой вины. Однако в таком случае автору следовало бы соотнести предлагаемую им форму вины с умыслом, грубой неосторожностью и простой небрежностью, являющимися признанными формами вины в гражданском праве.
На наш взгляд, смешение виновности и недобросовестности допускает также В.С. Ем, который, в частности, пишет: «В науке гражданского права имеет место позиция, согласно которой добросовестность рассматривается как объективная категория, как сложившийся в обществе господствующий идеал честного поведения, какого можно требовать от каждого члена общества и которым должен руководствоваться суд при оценке их поведения. Однако никто не сумел до сих пор показать, как обнаружить этот идеал, как избежать личных пристрастий суда при применении такого, весьма каучукового критерия»2. И далее: «Недобросовестность является антиподом добросовестности. Недобросовестен тот субъект, который, совершая действие, знал или мог знать о его недопустимости с точки зрения закона»3. При таком понимании анализируемых категорий недобросовестность представляет собой форму вины в гражданском праве — и здесь та же ошибка, которую допускает В.И. Емельянов. При отрицании объективного характера категории добросовестности, по сути, отрицается сама категория как таковая. Происходит ее подмена новой формой гражданско-правовой вины.
Добросовестность или недобросовестность — эта оценка обществом поведения субъекта применительно к нравственным критериям общества. Некоторые случаи особо злостной недобросовестности (неизвинительная недобросовестность) законодатель квалифицирует как правонарушение, однако даже здесь вина субъекта учитывается не всегда, так как бывают безвиновные и безвредные (безубыточные) правонарушения. В этих случаях принимается во внимание только наличие или отсутствие недобросовестности субъекта. При нарушениях субъективного права лица, не отнесенных законодателем к правонарушениям, вина вообще не имеет какого-либо
1 Емельянов В.И. Указ. соч. С. 91—92.
2 Ей В.С. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей. С. 532.
3 Там же. С. 533. 28
Есть необходимость отграничения категории добросовестности от категории разумности. В.С. Ем, например, под разумностью понимает осмысленность (рациональность), логичность и целесообразность поведения субъекта. Разумным можно считать поведение субъекта, если оно является результатом осмысления социально- экономической обстановки, в которой он находится, логически вытекает из нее и целесообразно для него[38]. Поскольку разумность — это прежде всего осмысленность субъектом своего поведения, трудно не заметить, что здесь автор фактически говорит о разумности как о субъективной категории.
В.И. Емельянов сначала утверждает о разумности как объективной категории: разумность характеризует объективную сторону поведения субъекта права[39], а далее пишет, что «разумность характеризует интеллектуальные и нравственные качества лица опосредованно, через сравнение его поведения с возможным поведением среднего человека»[40]. Тем самым автор не только переходит на субъективное понимание категории разумности, но и смешивает ее с добросовестностью.
Следует сказать, что в зарубежной литературе существует две точки зрения. Одни авторы отождествляют добросовестность с разумностью[41]. В этой связи Е. Педен пишет, что австралийские суды не отграничивают требования разумности и добросовестности[42]. Другие авторы отмечают, что данные категории различны и «необходимость вести себя честно не означает необходимости вести себя разумно»[43].
На наш взгляд, законодатель наполняет иным содержанием категорию «разумность». Представляется, что для законодателя не было необходимости в дублировании категорией разумности таких категорий, как добросовестность, виновность, вменяемость и др. Так, согласно п. 5 ст. 72 и п. 2 ст. 76 ГК РФ предусмотрены неблагоприятные последствия для лица в связи с обнаружением его неспособности к разумному ведению дел. В указанных нормах права говорится только о том, что у соответствующего лица нет достаточного опыта к ведению дел полного товарищества. Разумность означает с позиции законодателя наличие соответствующего опыта субъекта, его опытности в ведении дел.
Категория разумность может быть использована для установления добросовестности субъекта. Как, например, можно оценить поведение субъекта, если он, не имея достаточных навыков, умений и тд., принял на себя какие-либо специфические обязательства. Общество вправе в этом случае оценить поведение данного лица как недобросовестное, поскольку добросовестный человек, не обладая достаточным опытом, не принял бы на себя соответствующих обязательств.
В ряде случаев законодатель использует в нормах права категорию «разумная заботливость», однако имеется в виду не то, что соответствующий субъект вменяем или невменяем или его психика имеет пограничный характер и др., а то, что лицо должно проявить необходимый уровень заботливости об интересах другого субъекта. Законодатель не может обязать кого-либо заботиться о чужих интересах, как о свои собственных, но законодатель указывает, что заботливость должна соответствовать заботливости субъекта не ниже средней опытности. Если данная средняя опытность, т.е. разумная заботливость, не будет проявлена в действиях субъекта, то в случаях, предусмотренных законом, поведение лица следует квалифицировать как недобросовестное.
Категории «разумность» и «добросовестность» могут быть по своему содержанию диаметрально противоположными. Выше был проанализирован случай из практики германских судов начала XX в., когда суд прямо в решении указал на «низменность и пошлость побуждений соответствующего лица». Такова была оценка поведения этого субъекта применительно к нравственным критериям германского общества. Однако с позиции разумности этот субъект продемонстрировал чрезвычайную опытность и сноровку, чтобы в конкурентной среде добиться для себя решающего преимущества. В результате поведение данного лица можно охарактеризовать как деятельность очень опытного, но крайне недобросовестного предпринимателя. Поэтому суд и отказал в удовлетворении его требований.
Таким образом, разумность означает наличие соответствующего опыта субъекта права при участии его в гражданском обороте, и эта опытность должна соответствовать опытности среднего участника гражданского оборота.
1.2. Понятие и содержание права на защиту субъективных гражданских прав добросовестных участников договорных отношений
Субъекты гражданских правоотношений, осуществляя свои ределенного поведения, но и его защиты: пресечения нарушения своих прав, возмещения убытков и т.д. Как отмечал В.П. Грибанов, «субъективное право, предоставленное лицу, но не обеспеченное от его нарушения необходимыми средствами защиты, является лишь «декларативным правом». Хотя оно и провозглашено в законе, но, не будучи обеспечено государственными правоохранительными мерами, оно может быть рассчитано лишь на добровольное уважение его со стороны неуправомоченных членов общества и приобретает в силу этого характер лишь морально обеспеченного права, покоящегося лишь на сознательности членов общества и авторитете государственной власти»[44].
Еще большая необходимость в обеспечении субъективных прав мерами зашиты обусловлена изменениями в общественном устройстве страны. Переход к рынку, обострение конкурентной борьбы между участниками гражданского оборота требуют более эффективной защиты их субъективных прав. О необходимости защиты прав и интересов участников правоотношений говорится во многих нормах права. Об этом идет речь и в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защит