Государственные внебюджетные фонды, их виды и характеристика

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

(МГУПС (МИИТ))

Кафедра «Экономика, финансы и управление на транспорте»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА»

 

 

          Выполнила:

          студентка 2 курса

          группы ЗФЭ-291

Кочурова Д.А.

          шифр: 1610-ЭКм-2091

          Проверил:

Маскаев С.А.

 

Москва, 2018 г.

Теоретическая часть

Государственные внебюджетные фонды, их виды и характеристика

В ходе развития современной цивилизации общество при­шло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.

Внебюджетные фонды - это совокупность финансовых ресур­сов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

Все внебюджетные фонды делятся по признакам:

- по целевому назначению: социальные, экономические;

- по способу образования: консолидированные в бюджете, самостоятельные;

- по уровню управления: федеральные, региональные, местные.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяют­ся на централизованные и децентрализованные.

1. Централизованные (государственные) внебюджетные фон­ды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач.

Согласно ст. 144 «Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

2. Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач.

Рассмотрим государственные внебюджетные фонды более подробно.

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении федерального бюджета.

Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет следующих источников:

- специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

- отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

- средства бюджета;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

- займы, полученные фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков.

Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

 

К экономическим относятся:

· Российский фонд технологического развитияи отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;

· финансовые фонды поддержки отраслей;

· инвестиционные фонды и др.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Расходование этих средств осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 как самостоятельное финансово-кредитное учреждение и введен в действие с 01.01.1992 Постановлением Верховного Совета РФ №2122-1 от 27.12.1991. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд представляетсобой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Его задача - обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого фонд организует работу по сбору страховых взносов, осуществляет капитализацию своих средств, финансирует выплаты нетрудоспособному населению в виде трудовых, военных, социальных пенсий по инвалидности, пособия по уходу за ребенком.

Финансирование пенсий по государственному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета – базовая часть (из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Бюджет ПФР формируется за счет:

- страховых взносов;

- средств федерального бюджета;

- сумм пеней и иных финансовых санкций;

- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц;

- иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет ПФР составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством.

В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

- страховая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);

- социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);

- пенсия за выслугу лет;

- пособие одиноким матерям;

- пенсия военнослужащим и членам их семей;

- пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.

Суть пенсионной реформы в том, что человек сам в течение всей жизни должен знать и держать под контролем процесс формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель полностью учитывает вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Выплаты из средств пенсионных накоплений назначаются и выплачиваются в виде срочной или единовременной пенсионной выплаты, либо накопительной пенсии. Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных баллах.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях являются:

· достижение возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;

· для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации с 01.01.2017 действует повышенный пенсионный возраст, который ежегодно будет увеличиваться на 6 месяцев до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин;

· наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;

· наличие минимальной суммы пенсионных баллов –не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Количество пенсионных баллов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.

За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных баллов.

Максимальное количество пенсионных баллов за год с 2021 года – 10, в 2018 году – 8,70.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 01.01.1991 в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.1990 №600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.1992 как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12.02.1994. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Задачи ФСС:

- обеспечение пособиями отдельных категорий граждан

- участие в разработке программ охраны здоровья работников и принятия мер по совершенствования социального страхования

ФСС образуется за счет:

- страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

- добровольных взносов граждан и юридических лиц;

- ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 2,9% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

Расходы ФСС:

- выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, социальное пособие на погребение

- оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом

- оплата путевок на санаторно-курортное лечение, оплата проезда в санаторно-курортные учреждения

- частичное содержание профилакториев, оздоровительных и санаторных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28.06.1991 №499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - находится в государственной собственности и его средства являются целевыми.

Задачи ФСС:

- обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

- участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области ОМС;

- разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ.

Расходы ФОМС:

- мероприятия по разработке и реализации целевых программ

- обеспечение профессиональной подготовки кадров

- развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения

- субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи

- оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Средства фонда не подлежат изъятию и не влияют на размер бюджетных ассигнования из бюджета на следующий год.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Практическая часть

Задача №1

Сформировать доходную часть федерального бюджета на очередной финансовый год, выделив следующие группы статей (данные условные):

- налоговые поступления (1);

- неналоговые поступления (2);

- безвозмездные поступления (3).

Исходные данные представлены в таблице 1.

Для распределения доходов бюджетов по группам воспользуемсяБюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2017).

Таблица 1

Исходные данные для построения доходной части федерального бюджета

Наименование статей Величина статьи, млрд. руб. Структура в % к общей сумме доходов Группы статей
Налог на прибыль организаций 961,95 8,31 1 (ст. 50)
Таможенные пошлины и сборы 3520,64 30,43 2 (ст. 51)
Федеральные лицензионные сборы 0,99 0,01 2(ст. 51)
Часть прибыли унитарных предприятий 4,85 0,04 2 (ст. 51)
Доходы от внешнеэкономической деятельности 91,82 0,79 2(ст. 51)
Безвозмездные поступления 346,71 3 3(ст. 41)
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1736,04 15 1(ст. 50)
Акцизы по подакцизным товарам (продукции): 202,5 1,75 1 (ст. 50)
Доходы от использования государственного имущества 393,26 3,4 2 (ст. 51)
Государственная пошлина, сборы 44,43 0,38 1(ст. 50)
Налог на добавленную стоимость 3392,25 29,32 1 (ст. 50)
Платежи при пользовании природными ресурсами 91,95 0,79 1 (ст. 50)
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 176,54 1,53 2(ст. 51)
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 607,5 5,25 2 (ст. 51)

Всего доходов, в т.ч.:

 - налоговые (1)

 - неналоговые (2)

 - безвозмездные поступления (3)

11571,41 100  
6429,12 55,56 -
4795,58 41,44  
346,71 3  

Задача №2

В таблицах 2 и 3 приведены данные, характеризующие состояние бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год (текущий) и плановый период, в млрд. руб., требуется:

1. Рассчитать сводные показатели бюджета субъекта РФ:

 - доходы, с выделением налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений;

- расходы по разделам бюджетной классификации расходов бюджета.

2. Проанализировать:

- структуру и динамику доходов бюджета субъекта РФ, с выделением удельного веса налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений;

- структуру и динамику расходов бюджета субъекта РФ по разделам бюджетной классификации расходов бюджета.

3. При выполнении задачи использовать Бюджетный Кодекс РФ и в обязательном порядке делать ссылки на соответствующие его статьи.

Для распределения доходов бюджетов по группам воспользуемсяБюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2017).

 

 



Таблица 2

Доходная часть бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и

плановый период, млрд.руб.

 

Наименование доходов

Текущий год

Плановый период

Группы статей

1-й год планового периода

2-й год планового периода

сумма, млрд. руб. структура, % сумма, млрд. руб. структура, % Абсолютное отклонение, млрд. руб. Темпы роста к текущему году, % сумма, млрд. руб. структура, % Абсолютное отклонение, млрд. руб. Темпы роста к текущему году, %
Налог на прибыль организаций 99,3 33,8 117,3 35,19 18 +18,13 137,7 36,39 38,4 +38,67 1(ст. 50)
Налог на доходы физических лиц 84,4 28,73 100,1 30,03 15,7 +18,60 115,3 30,47 30,9 +36,61 1(ст. 50)
Акцизы 12,7 4,32 13,7 4,11 1 +7,87 15,1 3,99 2,4 +18,90 1(ст. 50)
Налог на имущество организаций 14,7 5 16,5 4,95 1,8 +12,24 19,2 5,07 4,5 +30,61 1(ст. 56)
Арендная плата 21 7,15 23,9 7,17 2,9 +13,81 28,2 7,45 7,2 +34,29 2(ст. 51)
Доходы от продажи имущества 6 2,04 6,1 1,83 0,1 +1,67 6,4 1,69 0,4 +6,67 2(ст. 51)
Доходы от платных услуг 22,3 7,59 24,2 7,26 1,9 +8,52 26,1 6,9 3,8 +17,04 2(ст. 51)
Прочие неналоговые доходы 19,4 6,6 20,9 6,27 1,5 +7,73 22,6 5,97 3,2 +16,49 2(ст. 51)
Безвозмездные поступления из федерального бюджета 14 4,77 10,6 3,18 -3,4 -24,29 7,8 2,06 -6,2 -44,29 3(ст. 41)
Всего доходов, в т.ч.: 293,8 100 333,3 100 39,5 +13,44 378,4 100 84,6 +28,8  
 - налоговые (1) 211,1 71,85 247,6 74,29 36,5 +17,29 287,3 75,92 76,2 +36,1  
 - неналоговые (2) 68,7 23,38 75,1 22,53 6,4 +9,32 83,3 22,01 14,6 +21,25 -
 - безвозмездные поступления (3) 14 4,77 10,6 3,18 -3,4 -24,29 7,8 2,06 -6,2 -44,29  

 

Таблица 3

Расходная часть бюджета субъекта РФ по разделам бюджетной классификации расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период, млрд.руб.

 

Наименование раздела

 

 

Текущий год

Плановый период

1-й год планового периода

2-й год планового периода

сумма, млрд. руб. структура, % сумма, млрд. руб. структура, % Абсолютное отклонение, млрд. руб. Темпы роста к текущему году, % сумма, млрд. руб. структура, % Абсолютное отклонение, млрд. руб. Темпы роста к текущему году, %
Общегосударственные вопросы 15,8 4,87 17,8 4,95 2 +12,66 21,1 5,27 5,3 +33,54
Национальная оборона 0,037 0,01 0,027 0,01 -0,01 -27,03 0,025 0,01 -0,01 -32,43
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 8,7 2,68 8,1 2,25 -0,6 -6,9 9 2,25 0,3 +3,45
Национальная экономика 39,9 12,31 34,9 9,70 -5 -12,53 33,8 8,43 -6,1 -15,29
Жилищно-коммунальное хозяйство 104,8 32,33 99,5 27,65 -5,3 -5,06 96,1 23,98 -8,7 -8,3
Охрана окружающей среды 1,7 0,52 1 0,28 -0,7 -41,18 0,9 0,22 -0,8 -47,06
Образование 47,1 14,53 46 12,78 -1,1 -2,34 46,8 11,68 -0,3 -0,64
Культура, кинематография и средства массовой информации 15,1 4,66 13,6 3,78 -1,5 -9,93 12,5 3,12 -2,6 -17,22
Здравоохранение и спорт 58 17,89 55 15,28 -3 -5,17 54,3 13,55 -3,7 -6,38
Социальная политика 31,8 9,81 39,8 11,06 8 +25,16 45,1 11,25 13,3 +41,82
Межбюджетные трансферты 1,2 0,37 1,4 0,39 0,2 +16,67 1,5 0,37 0,3 +25
Условно утверждаемые расходы - - 42,7 11,87 42,7 - 79,6 19,86 79,6 -
Всего расходов 324,14 100 359,83 100 35,69 11,01 400,73 100 76,59 23,63

Из анализа табл. 2, можно сказать, что наибольший удельный вес в структуре доходов в текущем году занимают налог на прибыль организаций – 33,8% и налог на доходы физических лиц – 28,8%. Наименьший удельный вес имеют доходы от продажи имущества – 2,04%. Остальные наименования доходов колеблются в пределах от4,32 % до 7,59%. При этом наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета субъекта РФ занимают налоговые доходы 71,85% - 211,1 млрд. руб., которые по плану должны возрасти в первом плановом году на 36,5 млрд. руб. и на 76,2 млрд. руб. во втором плановом году, что в процентном соотношении составляет 17,29% и 36,1% соответственно, по сравнению с текущим годом.Также в плановом периоде ожидается рост неналоговых поступлений на 6,4 млрд. руб. в первом годуи на 14,6 млрд. руб. во второмпо сравнению с текущим годом.Безвозмездные поступления в первом плановом году должны снизиться на 24,29%, во втором - на44,29%.

Из анализа табл. 3 видно, что наибольший удельный вес занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (32,33%), здравоохранение и спорт (17,9%), образование (14,53%), вопросы национальной экономики (12,31%) и социальной политики (9,81%).Остальные статьи расходов – общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, охрана окружающей среды, культура, кинематография и СМИ, межбюджетные трансферты имеют небольшой удельный вес.В первом плановом году ожидается увеличение общей суммы расходов на 35,69 млрд. руб., во втором– на 76,59 млрд. руб. по сравнению с текущим годом.




Задача №3

1. Составьте аналитическую таблицу «Состав и структура доходов и расходов местного бюджета за 2 последних года».

2. Проанализируйте полученные данные, выявите отклонения, тенденции. Укажите причины отклонений.

3. По результатам анализа подготовить письменное заключение, содержащее выводы и предложения.

В качестве примера рассмотрим состав и структуру бюджета г. Ижевска за 2015-2016 гг., для этого составим аналитическую таблицу (таблица 4).

 

                                                       


Таблица 4

Состав и структура доходов и расходов местного бюджета г. Ижевска

за 2015-2016 гг., млн. руб.

 

№ группы/раздела

Наименование доходов и расходов бюджета

ГОДЫ

2015 год

2016год

Всего, млн. руб. в % к общей сумме доходов (расходов) бюджета % к сумме доходов (расходов) по группе доходов (разделу       расходов) Всего, млн. руб. в % к общей сумме доходов (расходов) бюджета % к сумме доходов (расходов) по группе доходов (разделу расходов) Абсолютное отклонение, млн. руб. Темпы роста, %
  I. ДОХОДЫ                
1 Налоговые доходы, всего:в т.ч. 6578,29 61,10 100 7305,37 66,81 100 727,07 +11,05
  1.1. Налог на прибыль организаций 3182,93 29,56 48,39 3536,59 32,34 48,41 353,66 +11,11
  1.2. Налог на доходы физических лиц 1590,24 14,77 24,17 1741,46 15,93 23,84 151,22 +9,51
  1.3. Акцизы 126,83 1,18 1,93 56,1 0,51 0,77 -70,73 -55,77
  1.4.Налоги на совокупный доход 360,98 3,35 5,49 421,95 3,86 5,78 60,98 +16,89
  1.5. Налог на имущество         физических лиц 1097,56 10,19 16,68 1268,29 11,60 17,36 170,73 +15,56
  1.6. Земельный налог 41,46 0,39 0,63 43,9 0,4 0,6 2,44 +5,88
  1.7. Государственная пошлина 51,46 0,48 0,78 61,46 0,56 0,84 10 +19,43
  1.8. Прочие налоговые доходы 126,83 1,18 1,93 175,61 1,61 2,4 48,78 +38,46
2 Неналоговые доходы, всего:в т.ч. 1382,93 12,85 100 1092,68 9,99 100 -290,24 -20,99
  2.1. Доходы от использования имущества, находящегося в    муниципальной собственности   853,66 7,93 61,73 163,41 1,49 14,96 -690,24 -80,86

Продолжение таблицы 4

  2.2. Платежи при пользовании природными ресурсами 31,71 0,29 2,29 26,83 0,25 2,46 -4,88 -15,38
  2.3. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов                
  2.4. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 497,56 4,62 35,98 902,44 8,25 82,59 404,88 +81,37
  2.5. Прочие неналоговые доходы                
3 Безвозмездные поступления, всего: в т.ч. 2804,88 26,05 100 2536,59 23,20 100 -268,29 -9,57
  3.1. Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ 1585,37 14,73 56,52 1560,98 14,28 61,54 -24,39 -1,54
  3.2. Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ 243,90 2,27 8,70 195,12 1,78 7,69 -48,78 -20
  3.3. Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ 975,61 9,06 34,78 780,49 7,14 30,77 -195,12 -20
  3.4. Иные межбюджетные транс ферты из других бюджетов бюджетной системы РФ                
  ВСЕГО ДОХОДОВ 10766,10 100 - 10934,63 100 - 168,54 1,57
                   
  II. РАСХОДЫ                
1 Общегосударственные вопросы 684,98 6,79 - 690 6,63 - 5,02 +0,73
2 Обслуживание муниципального долга 332,31 3,29 - 460,08 4,42 - 127,77 +38,45
3 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 268,29 2,66 - 219,51 2,11 - -48,78 -18,18
4 Национальная экономика   231,71 2,3 - 268,29 2,58 - 36,59 +15,79

Продолжение таблицы 4

5 Жилищно-коммунальное хозяйство 902,44 8,95 - 829,27 7,97 - -73,17 -8,11
6 Охрана окружающей среды 131,71 1,31 - 134,15 1,29 - 2,44 +1,85
7 Образование 4536,59 44,97 - 4707,32 45,24 - 170,73 +3,76
8 Культура, кинематография и средства массовой информации 341,46 3,38 - 390,24 3,75 - 48,78 +14,29
9 Здравоохранение, физическая культура и спорт 2292,68 22,73 - 2365,85 22,74 - 73,17 +3,19
10 Социальная политика 365,85 3,63 - 341,46 3,28 - -24,39 -6,67
11 Межбюджетные трансферты                
12 Прочие расходы                
  ВСЕГО РАСХОДОВ 10088,02 100 - 10406,18 100 - 318,16 +3,15
  Дефицит (-), профицит (+) +678,08 - - +528,46 - - - -

За рассматриваемые 2015-2016 гг. налоговые поступления в бюджет г. Ижевска имеют тенденцию к увеличению: налог на прибыль организациина 11,11%, налог на доходы физических лиц – 9,51%, налог на совокупный доход – 16,89%, государственная пошлина 19,43% и др.

Это связано с положительными результатами финансово-хозяйственной деятельности организаций, ростом номинальной заработной платы, а также с ужесточением системы контроля за выплатой налогов.
Противоположная динамика происходит сподакцизнымитоварами, доля которых в налоговых доходах снизилась на 55,77%. Что косвенно говорит о процветании теневого производства и оборота алкогольной, табачной продукции.

Доля неналоговых доходов в 2015 – 2016 гг. уменьшилась примерно с 13% в 2015 г. до 10% в 2016 г.

Исходя из структуры расходов, можно сделать вывод, что наибольшие траты за рассматриваемые 2015-2016 гг. производятся в сфере образования и здравоохранения – 45% и 23% соответственно.Наименьшая доля приходится на статью ЖКХ, по которомув 2016 г. видно снижение удельного веса расходов в общей совокупности на 8% по сравнению с 2015 г.

 




Задача №4

Имеются следующие данные (условные) об источниках финансирования бюджетного дефицита федерального бюджета (табл. 5). Определить размеры внешнего и внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

 

Таблица 5

Исходные данные об источниках финансирования бюджетного дефицита

федерального бюджета

 

Наименование статей Величина статьи, млрд. руб. Структура, % Источник
Кредиты правительств иностранных государств 1755 19,93 внешний (ст. 23)
Государственные займы от выпуска ценных бумаг в рублях (ГКО) 960 10,90 внутренний (ст. 23)
Кредиты международных финансовых организаций 1680 19,08 внешний (ст. 23)
Кредиты от кредитных организаций 465 5,28 внутренний (ст. 23)
Бюджетные ссуды от бюджетов субъектов РФ 600 6,81 внутренний (ст. 23)
Превышение доходов над расходами по государственным запасам 480 5,45 внутренний (ст. 23)
Кредиты от иностранных банков 1170 13,29 внешний (ст. 23)
Бюджетные кредиты от бюджетов другого уровня 795 9,03 внутренний (ст. 23)
Средства на счетах федерального бюджета 555 6,30 внутренний (ст. 23)
Кредиты иностранных фирм 345 3,92 внешний (ст. 23)

ИТОГО источников:

- внутренние

- внешние

8805 100

-

3855 43,78
4950 56,22

Таким образом, размеры внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составляют 4950 млрд. руб. (56,22%), внутреннего – 3855 млрд. руб. (43,78%).

 

Задача №5

Рассчитать по данным таблицы 6 отсутствующие показатели. Определить сводные показатели, характеризующие состояние бюджетной сферы РФ.


Таблица 6

Основные параметры бюджетов РФ и валовой внутренний продукт (условно)

 

Параметры бюджетов

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

сумма, млрд.руб. в % от консолидиро-ванного бюджета * в % к ВВП сумма, млрд.руб. в % от консолидиро-ванного бюджета * в % к ВВП сумма, млрд.руб. в % от консолидиро-ванного бюджета* в % к ВВП сумма, млрд.руб. в % от консоидиро-ванного бюджета* в % к ВВП сумма, млрд.руб. в % от консо-лидированного бюджета * в % к ВВП
1.Консолидиро-ванный бюджет                              
 - доходы 33273 100% 26,98 57883,5 100% 27,04 93555 100% 29,44 171081 100% 24,85 213885 100% 25,39
 - расходы 37894,5 100% 30,72 59431,5 100% 27,76 84222 100% 26,5 169110 100% 24,56 199440 100% 23,68
 - дефицит (профицит) -4621,5 100% -3,75 -1548 100% -0,72 9333 100% 2,94 1971 100% 0,29 14445 100% 1,71
2.Федеральный бюджет                              
 - доходы 14665,5 44,08 11,89 28147,5 48,63 13,15 50742 54,24 15,96 123390 72,12 17,92 149670 69,98 17,77
 - расходы 21249 56,07 17,23 30010,5 50,5 14,02 38412 45,61 12,09 119655 70,76 17,38 137115 68,75 16,28
 - дефицит (профицит) -6583,5 142,45 -5,34 -6583,5 425,29 -3,08 12330 132,11 3,88 3735 189,5 0,54 12555 86,92 1,49
3.Консолидиро-ванные бюджеты субъектов РФ                              
 - доходы 18607,5 55,92 15,09 29736 51,37 13,89 42813 45,76 13,47 47691 27,88 6,93 64215 30,02 7,62
 - расходы 16645,5 43,93 13,50 29421 49,50 13,74 45810 54,39 14,41 49455 29,24 7,18 62325 31,25 7,4
 - дефицит (профицит) 1962 -42,45 1,59 315 -20,35 0,15 -2997 -32,11 -0,94 -1764 -89,5 -0,26 1890 13,08 0,22
Валовой внутрен-ний продукт 123345   - 214065   - 317835   - 688500   - 842400   -



Задача №6

Рассчитайте прогнозируемые значения дохода по налогам субъекта РФ. Исходные данные приведены в таблице 7.

Прогнозирование налоговых доходов субъекта РФ осуществляется по следующей формуле:

 

НДнал= НДнал пред год х ТМП х х К + S, (1)

 

где НДнал– доход по налогу, зачисляемый в бюджет субъекта РФ;

ТМП – темп роста соответствующего макроэкономического показателя;

Т – ставка по налогу (остается на уровне прошлого года);

НО – норматив отчислений налога в бюджет субъекта РФ (остается на уровне прошлого года);

К – поправочный коэффициент, учитывающий происходящее внутри планируемого года изменение базы по налогу, изменение ставки налога, а также отражающий изменения в собираемости налога;

S – поправочный показатель абсолютного изменения налогового дохода по налогу в связи с предоставляемыми льготами и прочими, неучтенными факторами.



Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: