Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

1. Согласно п. 1 ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных и региональных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также – федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также – нужды субъектов Российской Федерации).

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований и муниципальных заказчиков в товарах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Юридическая специфика договоров на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, позволяющая выделять их в отдельный вид договора купли-продажи, состоит в субъектном составе, структуре договорных связей, основаниях, порядке заключения и исполнения договоров, гражданско-правовой ответственности.

В общем виде можно сказать, что в законодательстве, посвященном договорам по поставкам товаров для государственных или муниципальных нужд, предусматриваются повышенные требования к заключению и исполнению договоров. В частности это выражается в увеличении числа императивных норм, регулирующих договорные отношения, прежде всего в вопросах ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение договоров.

В законодательстве в настоящее время происходит процесс формирования нового гражданско-правового договорного института, условно называемого правительственным контрактом (договором).

Основными источниками действующего законодательства в сфере договорного права по поставкам товаров для государственных или муниципальных нужд являются положения и нормы ГК РФ об общих положениях о договоре (главы 27-29), о купле-продаже (§ 1 главы 30), о поставке товаров (§ 3 главы 30) и поставке товаров для государственных и муниципальных нужд (§ 4 главы 30); Федеральные законы от 13 декабря 1994г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[20], от 2 декабря 1994г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»[21], от 27 декабря 1995г. «О государственном оборонном заказе»[22], от 29 декабря 1994г. «О государственном материальном резерве»[23], от 21 июля 2005г. «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[24] с последующими изменениями, в том числе изменениями, внесенными Федеральными законами от 03.11.2010 № 290-ФЗ, от 05.04.2011 № 56-ФЗ, от 21.04.2011 № 79-ФЗ.

2. Сторонами в договорах по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд являются:

(а) на стороне государственного и муниципального заказчика – государственные органы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе органы государственной власти, или органы управления государственными и местными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, уполномоченные на подписание государственных или муниципальных контрактов от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или соответствующих муниципальных образований;

(б) на стороне поставщика (исполнителя) – любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель;

(в) на стороне покупателя в договоре поставки может выступать любое государственное или муниципальное предприятие и организация независимо от своей организационно-правовой формы, нуждающееся в приобретении определенных видов товаров за счет соответствующего государственного или муниципального финансирования в рамках действия данного договора. В этом случае применяется система извещения о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданном государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с государственным или муниципальным контрактом.

Конкретный состав участников договора определяется структурой договорных связей, устанавливаемых на основе заказа государственного или муниципального заказчика.

ГК РФ и указанными выше федеральными законами предусматриваются две категории поставки товаров для государственных и муниципальных нужд: государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд и договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Первый их них выполняет функцию основного и нередко единственного договора по отношению ко второму; второй – заключается в случаях, предусмотренных первым, и может существовать лишь вместе с ним.

Согласно ст. 526 ГК по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) поставщик-исполнитель обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу в случае выдачи заказчиком поставщику отгрузочной разнарядки о поставке товаров указанному в ней получателю, не являющемуся стороной государственного или муниципального контракта.

В роли поставщика по государственному или муниципальному контракту могут выступать любые государственные и частные предприятия и организации (юридические лица), производящие нужные государству товары. Среди них законодатель выделяет предприятия и организации, обязанные заключать государственный или муниципальный контракт. В их числе значатся по поставкам продукции для государственных или муниципальных нужд – казенные предприятия и организации, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара; по поставке товаров в государственный материальный резерв – поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, и предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70 %; по выполнению оборонного заказа – унитарные предприятия, организации, занимающие доминирующее положение на товарном рынке или обладающие монополией на производство продукции для оборонного заказа при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства.

При этом заключение государственного или муниципального контракта обязательно для поставщика (исполнителя) лишь при условии, что заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Приведенное положение о возмещении убытков не распространяется на казенные предприятия.

Согласно п. 1 ст. 529 ГК договор поставки товаров заключается в случае, предусмотренном государственным или муниципальным контрактом. Документом об определении заказчиком покупателя, являющимся основанием для заключения договора поставки, служит извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), направляемое сторонам договора поставки. Покупатель, однако, вправе как полностью или частично отказаться от товаров, указанных в данном извещении, так и вообще отказаться от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить заказчика о таком отказе и просить прикрепить к нему другого покупателя. Заказчик обязан выдать поставщику (исполнителю) извещение о прикреплении к нему нового покупателя либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары (п. 2 ст. 530 ГК). При невыполнении заказчиком обязанностей, связанных с отказом покупателя от договора поставки, поставщик (исполнитель) вправе требовать от заказчика принять и оплатить товары либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.

3. Порядку заключения государственных или муниципальных контрактов и договора поставки для государственных или муниципальных нужд закон придает важное организационное значение.

В основе заключения государственного или муниципального контракта лежит заказ государственного заказчика на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, принимаемый поставщиком (исполнителем). Если для заказчика данный заказ можно считать административным актом, утверждаемым соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, то для поставщика он не является актом, обязывающим его в подавляющем большинстве случаев заключить государственный или муниципальный контракт. Такой заказ, принятый поставщиком (исполнителем), имеет обязательную силу лишь для заказчика, разместившего его.

Размещение государственных и муниципальных заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме, или запроса котировок.

Проведение конкурса и аукциона осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 448 ГК РФ и Федеральным законом «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных и муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом (федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления).

При определении порядка заключения государственных или муниципальных контрактов законодатель детально регламентирует переговорный процесс заключения договора, устанавливая сроки и способы рассмотрения проекта контракта каждой стороной договора (ст. 528 ГК). При этом центр тяжести переносится на применение принципа максимализации переговорного процесса, ведущего к необходимости заключения государственного или муниципального контракта. Если же сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить такой контракт.

С той же тщательностью, что и при заключении государственного или муниципального контракта, законодатель регулирует переговорный процесс по заключению договора поставки, применяя принципы максимализации к необходимости достижения соглашения между сторонами о заключении договора (ст. 529 ГК). Если поставщик уклоняется от заключения договора поставки, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

4. Исполнение государственного или муниципального контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506-523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд покупателям, указанным в разгрузочной разнарядке, товары оплачиваются заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Вопрос об оплате товаров возникает и применительно к договору поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Но в этом случае речь идет нет только и не столько о том, кто должен оплатить товар, но и о том, по каким ценам он должен оплачиваться, и, что не менее важно, каким актом или документом определяются цены на данные товары.

Согласно ст. 532 ГК товары по договорам поставки оплачиваются покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом. В указанной статье ГК предусматривается также важное положение, гарантирующее право продавцов на получение оплаты поставляемых товаров для государственных или муниципальных нужд. Заказчик признается поручителем по обязательству покупателя в договоре поставки надлежащим образом оплачивать полученные им товары. Данное поручительство, вытекающее из закона, подчеркивает, что ключевым субъектом права в системе договоров по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд (государственного или муниципального контракта и договора поставки) является заказчик.

В его ведении находятся финансы, обеспечивающие поставку необходимых государству товаров, на него возлагаются функции по организации и осуществлению правовых связей между участниками отношений по реализации государственных или муниципальных интересов в рассматриваемой области экономики.

5. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта и договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд наступает на общих основаниях (ст. 393 и 504 ГК) в форме возмещения убытков или уплаты неустойки потерпевшей стороне. Ответственность наступает в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК независимо от наличия вины.

Возмещение убытков, причиненных поставщику (исполнителю) в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта, предусмотрено ст. 533 ГК. Согласно п. 1 ст. 533 ГК убытки подлежат возмещению заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным или муниципальным контрактом. При невозмещении данных убытков в соответствии с государственным или муниципальным контрактом поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного или муниципального контракта (п. 2 ст. 533 ГК).

При расторжении государственного или муниципального контракта по основаниям, указанным выше, поставщик также вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд и потребовать, чтобы заказчик возместил причиненные ему таким образом убытки.

В свою очередь заказчик в случаях, указанных в законе, вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена контрактом, при условии возмещения поставщику причиненных убытков (ст. 534 ГК). Если такой отказ привел к расторжению или изменению договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора, возмещаются государственным заказчиком.

Право на отказ заказчика от поставки предусмотренных государственным или муниципальным контрактом товаров может возникнуть в результате утраты потребности в них, появления на рынке более совершенных в техническом отношении изделий, изменения конъюнктуры рынка и т.п.

Ответственность в форме уплаты неустойки (пени, штрафы) может быть договорной или установленной в законе. По сравнению с общим договором поставки при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд преобладающей является неустойка, устанавливаемая законом.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в случае просрочки исполнения заказчиком или поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, сторона, просрочившая исполнение обязательства, уплачивает другой стороне неустойку за каждый день просрочки обязательства в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Закон «О государственном материальном резерве» за поставку (закладку) в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, не комплектных или не соответствующих по качеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора), предусматривает уплату изготовителем (поставщиком) штрафа в размере 20 % стоимости забракованных (не соответствующих условиям договора (государственного контракта) материальных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: