Культурные связи Древней Руси и Болгарии в 10- 12 вв

Старый тезис о том, что культура Древней Руси и Болгарии является «гимном византийской цивилизации на славянских языках», уходит в историографии в прошлое. Тем не менее ни у кого нет сомнений, что культура православных стран находится в близком родстве с византийской, так как христианство и названные славянские страны приняли от Византии облик средневековой культуры и имели свои ярко выраженные конфессиональные черты.

Конечно, нельзя отрицать культурного воздействия на Русь культурных импульсов и с Запада, и из Великой Моравии. Но несомненно, однако, что в деле становления древнерусской христианской культуры решающую роль играла Болгария. Если относительно Византии эта роль не подлежит сомнению, то иначе обстоит дело с Болгарией: результаты её участия очевидны, а как они были достигнуты – неизвестно.

Поэтому я ограничу свою задачу главным образом попытками определить те этапы и периоды, когда конкретные исторические условия позволили бы с большей долей уверенности говорить о «болгарской причастности» к становлению христианской культуры на Руси.

Сложность рассмотрения этого аспекта состоит в том, что в эту эпоху, т.е. в конце 10–12 вв., почти полвека приходится на войны Болгарии с Византией (976–1018) и более полутора веков (1018–1186) – на период византийского господства над болгарами, когда не существовало самого болгарского государства и славяноязычная культура Болгарии лишилась со стороны официальных светских и духовных властей прежней материальной и моральной поддержки, необходимой и для её имманентного развития и для её внешних контактов.

Христианскую веру и сопутствующую ей письменность на славянском (родном для древних руссов[73]) языке Древняя Русь получила от Византии, первую – непосредственно от империи, вторую- в основном через посредство болгар, принявших крещение раньше Руси на столетие с четвертью, а едва через полвека после этого освоивших и усовершенствовавших славянскую грамоту[74].

Культурные связи с Византией с южнославянскими странами стали уже в 11в. настоятельной потребностью расширяющегося круга просвещенных людей русского общества и удовлетворение этой потребности далеко не всегда целиком зависело от политических акций высшей власти обеих сторон. Взаимная отдаленность двух стран затрудняла общение, но она же исключала осложнения, вызываемые обычно пограничными конфликтами.

Древняя Русь, приняла крещение, не испытав на себе, в отличие от Болгарии никакого военного или политического давления со стороны Византии. Также атрибуты византийской цивилизации никогда не были на Руси символами иноземной власти. Именно поэтому, по-видимому, в завоеванной Византией Болгарии в условиях не специально проводимой политики, но объективно осуществлявшейся «ромеизации» рейтинг болгарской церкви в кругах высшего духовенства на Руси должен был снизиться, а культурные контакты Руси с Болгарией ослабеть.

И по сегодняшний день, данные о проникновении на Русь христианства до официального крещения вполне различимы. Без учёта культурных связей Руси с Византией и южным славянством в дохристианский период невозможно объяснить последовавший уже через полвека после крещения бурный расцвет самых разных сфер древнерусской культуры.

До сих пор нет данных об официальных отношениях Руси с Болгарией вплоть до походов Святослава. Однако с уверенностью можно сказать в торговых связях между Болгарией и Русью. Войны Болгарии с Византией могли затруднять торговлю руссов с византийцами, но не могли помешать торговым операциям руссов на Дунае, в частности в Переяславле.[75]

С 968 г. Святослав вмешался в дела Болгарии последовали до лета 971 г. его войны с Византией на болгарской земле. Конечно князь Святослав общался с духовенством и книжниками Болгарии. Он мог привезти в Киев в 969 г. для своей матери (княгини Ольги) славяноязычные книги (например, Изборник Святослава 1073 г., названный так по имени тёзки-правнука), мог доставить и группу болгарских книжников добровольно или невольно (как красавицу-гречанку в жёны сыну Ярополку). Но нельзя забывать о факте основополагающей важности – Русь была вплоть до 988- 989гг. языческой страной и её официальные культурные отношения с Болгарией в духовной сфере были по необходимости ограниченными. Встаёт, однако, кардинальный вопрос служила ли непосредственным источником воспринимаемых Русью духовных ценностей сама Византия или же этот процесс совершался через «болгарскую призму», преломившую и адаптировавшую элементы византийской цивилизации в формы, приемлемые для славян. Крещение Руси, по мнению Ф.Томсона[84], означало введение не собственно византийской цивилизации, а плодов её столетней адаптации болгарами её собственных нужд. Тогда камнем преткновения при изучении этой проблемы являются: во-первых, единство литературного старославянского языка, распространенного в Болгарии, а затем – с её участием – также на Руси, и, во-вторых, крайняя скудость известий о русско-болгарских контактах в Х в., так как большую часть этого столетия Болгария находилась в состоянии почти непрерывной борьбы с Византийской империей (исключая 927–965 гг.). Сложным в данной ситуации оказалось и положение князя Владимира: его не могла не беспокоить в эти критические годы война империи с Болгарией. Помогая империи своими воинами-наёмниками, князь объективно был заинтересован в неудаче византийцев. Завоевание Болгарии Византией грозило усилением византийского влияния в Северном и Северо-Западном Причерноморье. Сближение империи с Русью содействовало, однако, резкое ослабление позиций византийцев не только в Азии (унизительный мир с эмиром Алеппо Сейф ад Дауглой в 986 г. и мятеже узурпаторов), но и в Европе (разгром болгарами войск Византии 17 августа 986 г.). Русский князь теперь рассчитывал на уступки константинопольского двора.

Болгарские историки справедливо подчеркивают, что Болгария передавала Руси не только византийские, но и собственные культурные ценности, созданные в «золотой век» болгарской культуры в правлении Симеона[78]. Справедливо также утверждение, что византийцы толковали принятие от них христианства как переход в подданство империи и поэтому Борис так упорно добивался и в конце концов добился фактической независимости болгарской церкви[77]. Подобные опасения у болгарского государя, с самого начала совершенно не беспокоили русского князя: церковной зависимости от империи здесь изначально не придавалось серьезного значения, так как она никогда не могла претвориться в политическую. Для христианизации огромной территории Руси было необходимо тысячи священников и ещё больше самых необходимых богослужебных книг. Всё это, могли дать Руси только болгары, причем – только при организующей роли византийского императора. По мнению многих историков, вряд ли болгарские книжники во множестве сами бежали на Русь с завоеванной Византией родины(Северо-Восточная Болгария оказалась во власти Византийской империи уже с 1001г.), пробираясь с богослужебными книгами через степной печенежский барьер. И направляли их туда, скорее всего. по воле императора, недобровольно, как пленников. Так польский историк А.Поппэ, считает естественным, что в 11 в. литургия в церквах Руси бесспорно совершалась в основном на славянском языке[80]. Все это решало бы вопрос о месте болгар в распространении на Руси и богослужения на славянском, и славянской грамоты, если пренебречь совершенно реальной возможностью создания императором и патриархом скрипториев для переписывания славяноязычных книг на землях империи ещё до завоевания Болгарии. Здесь уместна историческая аналогия Василия I (прапрадед Василия II) во время утверждения христианства в Болгарии, осознавая, что болгары ещё весьма нетверды в вере, отправил в Болгарию множество монахов и отшельников «с гор и пещер» в качестве миссионеров[81]. Подобные меры Василия II в отношении Руси представлялись бы ещё более целесообразными потому, что миссионеры-болгары были тогда единоязычными с русскими.

Также хотелось отметить. что не было препятствий к общению руссов с духовенством Северо-Восточной Болгарии а с 1097 г.по крайней мере до смерти архиепископа Иоанна Дебрского, также с церковью Западной Болгарии. Но эти связи установились тогда, когда обучение грамоте на Руси было уже налажено Владимиром и успешно развивалось при Ярославле. Поэтому в период становления древнерусской культуры влияние болгар на Русь осуществлялось преимущественно по неофициальным каналам.

Ещё одной проблемой распространения на Руси славянской письменности и становления литературы закономерно связана с вопросом о языке литургии после крещения. По-видимому, здесь не может быть однозначного решения, особенно в начальный период организации русской церкви. Служба на греческом языке представляется тогда наиболее естественной, так как первая группа высшего духовенства прибыла на Русь из Византии и Херсона. Но греческая литургия вряд ли была единственной с самого начала. Полагают, что служба велась также на латинском, армянском, церковнославянском языке.

Однако событием эпохальной важности был переход в Болгарии в 893- 894г. с трудной для усвоения глаголицы на кириллический алфавит, на котором были написаны в подавляющем большинстве бытовавшие на Руси старославянские книги. Так историк Ф.Тиннефельд предполагает, что ещё до крещения Руси имел место скрытый период «культурной революции», обусловивший после принятия христианства быстрое духовное развитие Руси, расширение (благодаря переводной староболгарской литературе) её мыслительных горизонтов и проникновение в глубины философской мысли;

Однако большинство историков склоняются к признанию того, что письменные традиции в дохристианский период на Руси существовали рядом с церковнославянским литературным языком, опиравшегося на устную речевую традицию. Изучение старославянских текстов, сохранившихся на Руси, памятников эпиграфики и археографических материалов приводят историков к предположению, что славяне в первой половине 10 в. уже использовали письменность, созданную на основе кириллического письма, хотя обучение славянской грамоте было налажено только после крещения.[76]

С середины 11в. русские книжники были уже в состоянии создавать собственные сочинения – такие, например, как знаменитое «Слово о законе и благодати» Иллариона, анонимном житие Бориса и Глеба, житие Феодосия Печерского и «Чтение» о Борисе и Глеба Нестора, жития Владимира и Ольги, «Поучение о братии» новгородского епископа Луки, «Слово некоего христолюбца»-анонима и др. В конце 11в. оформилась столь ярко оригинальная отрасль древнерусской литературы, как летописание.

Итак в заключении можно сказать, что на Руси существовали официальные культурные связи с Византией и неофициальные культурные связи с Болгарией. И письменность, и христианство проникали на Русь по обоим путям – официальным и неофициальным, но именно неофициальное прежде всего явилось необходимым предварительным условием крещения на государственном уровне. В результате к концу 11в. благодаря культурному влиянию как Византии с одной стороны, так и Болгарии с другой на Руси была заложена основа будущей древнерусской культуры как европейской христианской державы.

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы отметить что мне удалось проследить военно-политическое, политическое и культурное развитие Древнерусского государства, которое проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран.

Мною были изучены русско-болгарские отношения в 10–12 вв. За этот период связи между Русью и Болгарией были неофициальными и скрытыми из-за постоянного вмешательства Византии в отношениях Болгарией с Русью. Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Первые упоминания о печенегах  в русской летописи датируются 915 годом. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию; там началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась лишь обещанием Руси не совершать нападений. Из-за предательства Византии и неожиданного удара в спину печенегов погиб в бою древнерусский князь Святослав со своей дружиною, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи, в этом проявилось, как это ни выглядит парадоксально, уважение к памяти павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши. Несмотря на все желания Византии прекратить международные и культурные отношения между Русью и Болгарией не привели к окончательному разрыву связей между этими двумя странами.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье также вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Святослав одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.

Постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов. Но тем не менее их набеги продолжались. В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве уехавшего в Новгород Ярослава, печенеги осадили Киев. Но Ярослав быстро вернулся и нанес жестокое поражение печенегам, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники – половцы. Половцы (иначе – кипчаки или куманы) тоже тюркская народность, еще в X в. они жили на территории Северо-Западного Казахстана, но в середине 10 в. двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью или (в арабских источниках) Дешт-и-Кипчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г., а в 1061 г. произошло первое столкновение с ними: «Придоша половци первое на Руськую землю воевать». Вторая половина 11–12 в. – время борьбы Руси с половецкой опасностью. Приходилось сдерживать Руси натиск и со стороны других кочевников, например чёрные клобуки.

И наконец в заключении моей работы, хотелось бы сделать вывод, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав и находилась в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: