Техническое обслуживание батарей аккумуляторов проводят комплектом Э-401.
При ТО-1:
- Осматривают батареи, при наличии трещин в баках батарею сдают в ремонт.
- Удаляют пыль и грязь, чистят вентиляционные отверстия в пробках или крышках, проверяют уровень электролита во всех аккумуляторах. Уровень электролита проверяют с помощью денсиметра или груши № 4. Для этого в их наконечниках просверливают отверстия диаметром 2 мм на расстоянии 15 мм от нижнего края. При проверке выворачивают пробки из крышек аккумуляторов, опускают в каждое заливное отверстие наконечник денсиметра до упора в защитную решетку. Сжав и разжав грушу, определяют заполнение колбы электролитом и его плотность. При недостатке электролита, когда его уровень ниже просверленного отверстия, колбу денсиметра заполняют дистиллированной водой и доливают в аккумулятор. В батареях аккумуляторов типа 6СТ-182 уровень электролита можно контролировать по его касанию нижнего торца заливной горловины.
- После проверки уровня электролита пробки заворачивают.
- Проверяют надежность соединения наконечников стартерных проводов с выводами батареи. Площадь их контакта должна быть максимально возможной и неокислившейся. Если наконечники и выводы окислились, их зачищают абразивной бумагой, свернув ее в усеченный конус, и, вращая, перемещают в осевом направлении.
- После зачистки наконечников проводов и выводов батареи их протирают ветошью, смазывают изнутри и снаружи техническим вазелином ВТВ-1 и надежно затягивают болты, не допуская натяга и скручивания проводов.
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей
|
|
При ТО-2, кроме операций ТО-1, проверяют плотность электролита, степень разряженности. Плотность электролита в батареях аккумуляторов определяют плотномером КИ-13951, который состоит из пластмассового корпуса с наконечником, резиновой груши и шести цилиндрических поплавков, рассчитанных на значения плотности 1190, 1210, 1230, 1250, 1270, 1290 кг/м3. При всасывании электролита через наконечник корпуса плотномера поплавки, соответствующие измеряемой и меньшей плотности электролита, всплывают.
Более точно плотность электролита определяют аккумуляторным денсиметром, ареометр которого имеет шкалу в пределах 1100-1400 км/м3, а цена одного деления шкалы равна 10 кг/м8. При измерении плотности наконечник денсиметра погружают поочередно в каждый аккумулятор, предварительно сжав резиновую грушу, и набирают в колбу такое количество электролита, при котором ареометр всплывает. Величину плотности электролита отсчитывают по шкале ареометра напротив нижнего мениска электролита и сравнивают с данными таблицы 28.
|
|
Разница в плотности электролита аккумуляторов одной батареи не должна превышать 20 кг/м3, при большей разнице батарею заменяют. В случае, если в аккумуляторы доливали дистиллированную воду, плотность измеряют после 30-40 мин работы двигателя.
Более точно плотность электролита можно измерить в конце последней зарядки при вводе новой батареи в действие. Для этого используют нефтеденсиметр в цилиндрической колбе диаметром 20 мм. Степень разряженности можно определить по наименьшей плотности, измеренной в одном из аккумуляторов В случае, когда температура электролита меньше или больше 20 °С, к измеренной плотности электролита вносят температурную поправку
Показания плотности электролита в батарее аккумуляторов
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей
Климатический район | Время года | Плотность электролита, приведенная к 20°С, кг/м3 | |||
страны (ГОСТ 16350-80) и средняя температура воздуха в январе, °С | заливаемого в аккумулятор | батарея полностью заряжена | батарея полностью заряжена | ||
25 % | 50 % | ||||
Холодный: | |||||
очень холодный (от -50 до -30) | Зима | 1290 | 1300 | 1260 | 1220 |
Лето | 1250 | 1260 | 1220 | 1180 | |
холодный (от -30 до-15) | Весь год | 1270 | 1280 | 1240 | 1200 |
Умеренный: | |||||
умеренный (от - 15 до -8) | Весь год | 1250 | 1260 | 1220 | 1180 |
Теплый влажный (от -8 до+4) | Весь год | 1210 | 1220 | 1180 | 1140 |
Жаркий сухой от (+4 до +15) | Весь год | 1220 | 1240 | 1200 | 1160 |