Обследование детей с дизартрией, вопросы диагноза

Бульбарную

- разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого)

- вялые параличи мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, глотки, дыхательных мышц и мышц поднимающих нижнюю челюсть

- атония, атрофия мышц языка

- голос слабый, глухой, гласные и звонкие согласные оглушены

- тембр речи изменен по типу открытой гнусавости

- артикуляция гласных приближена к нейтральному Э

- речь замедленная, монотонная, нарушена плавность, резко утомляется

Псевдобульбарную

- возникает при поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга

- характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями

- непроизвольные движения сохраняются

-в речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точной дифференциации мышечных движений

экстрапирамидную (или подкорковую), часто сочетается с псевдобульбарной

- нарушено управление тонусом мышц

- удержание артикуляционной позы осложняется сменой тонуса

- возникают дистонии, гиперкинезы, тремор.Гиперкинезы усиливаются при усложнении движения и повышении уровня егопроизвольности

- наблюдаются расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения просодических компонентов речи

- дискоординация дыхательного, голосового, артикуляционного отделов.

- существенно страдает способность автоматизации движений, т.е. переход от умения правильно произносить звук к навыку

   мозжечковую, характерный симптом

- расстройства координации

- не удерживает позу Ромберга

- речь замедленная, толчкообразная, скандированная, «рубленая», с выкриком отдельных звуков, затухание голоса к концу фразы

- гипотонус, язык тонкий, распластанный в полости рта, движение языка не точное, подвижность ограничена, при тонких движениях мелкое дрожание, темп движений замедлен

  корковую, часто ставят сложная дислалии, если нет тремора

- одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга

- ведущий симптом - артикуляторная апраксия, т.е. потеря контроля за производством движения со стороны анализаторов

- длительный поиск артикуляционной позы звука

- удлиненный гласный звук

- персеверации - застревание на отдельных элементах движений

- ускоренный темп речи, запинки

- нет нарушений лексико-грамматической стороны речи

Наиболее сложной и спорной в этой классификации является корковая дизартрия.

Синдромологическая оценка характера нарушений артикуляционной мотрики представляет значительную сложность для неврологической диагностики, особенно когда эти нарушения проявляются без четких двигальных расстройств. Поскольку в основе этой классификации лежит тонкая дифференциация различных неврологическиз синдромов, она не может быть проведена логопедом.

 

 Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих подразумевает под собой четыре степени тяжести речевых нарушений.

Первая – самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.

Вторая – нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

Третья – речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.

Четвертая – самая тяжелая, отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).

Симптоматика:

Основными признаками (симптомами) дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков.

В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на:

А) антропофонические (искажение звука)

Б) фонологические (отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение). При фонологических дефекта наблюдается недостаточность противопоставлений звуков по их акустическим и артикуляторным характеристикам. Поэтому наиболее часто отмечаются нарушения письменной речи.

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики. Выделяют следующие чаще всего встречаемые формы дизартрии у детей:

Спастико-паретическая форма имеет все признаки псевдобульбарной дизартрии у взрослых. Основные симптомы: нарушена фонетическая речь; слабый артикуляционный аппарат; сложность воспроизведения произвольных движений; высокий тонус мышц речевого аппарата; наличие насильственных движений; постоянный устойчивый тремор, ребенок не в состоянии произвольно открыть рот. Развитие данной формы нарушения характеризуется поздним появлением гуления, лепета и звукопроизношения. На поздних этапах развития речь остается невнятной, пассивной, монотонной. Прежде чем осуществить артикуляционное движение, резко повышается тонус мышц, приводящий к спазму – язык оттягивается назад и сворачивается комом.

 – Гиперкинетическая форма нарушения характеризуется скачкообразным и неустойчивым мышечным тонусом артикулярного аппарата, в результате чего проявляется в виде дизартрии и дискинезии.

 – Наблюдаются подкорковые поражения, в результате происходит расстройство речевого дыхания, а также проявление неустойчивости речевых звуков. Данная форма дизартрии поддается коррекции.

Атонично-астатическая фо рма наблюдается чаще всего при ДЦП. Симптоматика характеризуется смешанными признаками: нарушение речевого аппарата – тонкий острый язык, вяло располагающийся на дне ротовой полости, язык малоподвижен; наблюдается провисание неба и потеря чувствительности обеих щек; речь толчкообразная, то ускоряется, то замедляется. Имеет место беспричинное изменение модуляций голоса, речь носит скандированный характер, рубленая и сопровождается выкриками. У детей с этим видом дизартрии отмечаются нарушения произношения звуков от простых до сложных. Обучение и коррекция протекает сложно, поскольку у таких детей отсутствует критичность ситуации.

 Стертая форма дизартрии

Стертая форма дизартрии или псевдобульбарная – это нарушения речевой деятельности в связи с расстройством артикуляции при поражениях нервной системы.

Отклонения при этой форме дизартрии сложно выявить без помощи специалиста.   Характерным проявлением является четкость в произношении изолированных звуков, но плохая дифференциация и автоматизация произношения при речевом потоке.

Явными симптомами стертой дизартрии у детей является: невнятность выразительности речи; трудности с дикцией; искаженное произношение звуков; автоматическая замена слогов по смежности произношения.

Что представляет собой стертая дизартрия? Современная логопедия не может дать однозначного определения термину «стертая дизартрия». Считается, что это патологическое заболевание, которое проявляется в искажении фонетических просодических компонентов речевой деятельности, по причине наличия микроорганического воздействия на головной мозг. Это понятие появилось в научной литературе сравнительно недавно, и ввела его О. Токарева, которая обозначила стертую дизартрию, как форму заболевания, имеющую легкие признаки. Выявить наличие стертой дизартрии можно только по достижению 5 лет. Заболевание требует длительного комплексного лечения в совокупности с индивидуальной логопедической терапией. Универсальных методик коррекционной работы пока не существует, но диагностировать наличие заболевания можно еще на ранней стадии развития. Комплекс методик терапии включает: медикаментозное лечение; психолого-педагогическая коррекционная работа; логопедические занятия. Самыми распространенными причинами развития заболевания у детей являются: нарушения внутриутробного развития; инфекционные заболевания головного мозга; травмы, полученные в процессе родов. 14. Симптомы проявления: Современная логопедия выявляет симптомы проявления заболевания у детей на трех уровнях: общей моторики, мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.  

 – У детей наблюдается повышенная утомляемость, сниженная активность и ограничены активные движения. Больному сложно держать баланс на одной ноге. Плохо поддаются имитации движений, не способны выполнять элементарные упражнения на занятиях физкультурой. Возникают сложности с овладением навыками самообслуживания.

– У детей не получается рисовать, заниматься ручным искусством и работать с мелкими предметами. Наблюдается трудность распознавания пространственного расположения элементов. Дисбаланс мелкой моторики не позволяет выполнить элементарные упражнения.

– Симптомы стертой дизартрии проявляются в первую очередь на уровне артикуляции. Наблюдается вялость в речевой деятельности, губы и язык почти не активны, возникает паретичность тонуса мышц. Слабость проявляется в выполнении артикуляционных упражнений. Спастичность проявляется в анемии и чрезмерной напряженности мышц. При этой форме заболевания у детей наблюдается изменение языка. Возникают гиперкризы, сопровождающиеся дрожанием языка и голоса. Они появляются, когда лицевые мышцы находятся в напряжении. Наблюдается апраксия, которая ограничивает смену одного движения артикуляционного аппарата на другое. При появлении девиации больному сложно выполнять логопедические упражнения и его губы искажаются. Симптомы гиперсальвации (чрезмерного выделения слюны) свидетельствуют об ослабленном тонусе мышц и трудностями с их управлением. Характерными признаками развития болезни у детей современная логопедия считает нечеткость произношения, непроизвольную смену движений и слабость артикуляционных мышц, в процессе речевой деятельности и выполнения упражнений.

 

Произношение звуков: Симптомы заболевания имеют схожие признаки с дислалией (трудности со звукопроизношением). При первичном обследовании детей наблюдается искажении, замена и смешивание звуков, но просодические нарушения бывают только у стертой формы. Главным отличием болезни является верное произношение изолированных звуков. Очевидным признаком заболевания является трудность произношения свистящих и шипящих. Артикуляционный аппарат не способен разграничить звуки по смежному способу образования, поэтому наблюдаются призвуки акустически противопоставленных звуков. Звуконаполняемость речи упрощается и происходит ассимиляция звуковых структур.

 

Общее развитие речевого аппарата:

Условно детей со стертой дизартрией можно разделить на 3 группы:

 – Больные с трудностями дифференциации звуков и просодикой. Уровень развития речевого аппарата у таких детей находится на высоком уровне, а проявление болезнь находит в трудностях употребления предлогов.

– Расстройство произношения сложных слоговых структур сопровождается отсутствием пространственной ориентации. Наблюдается нарушение развития фонематического слуха на фоне просодики и трудностей с произношением звуков. В речи присутствуют лексические и грамматические ошибки. Отсутствует навык звуковой дифференциации. 

– Полиморфные отклонения дифференциации звуков и недоразвитое фонематическое восприятие характерны для третей группы. Словарный запас и отсутствие знаний грамматики сочетаются с трудностями построения слоговых структур. Больные не способны четко выражать свои мысли. На фоне трудностей с артикуляцией развивается расстройство восприятия, которое в последствие ведет к развитию психических отклонений.

 

Лечение: Единой системы лечение не существует. Симптомы болезни помогают специалисту выбрать направление лечения. Терапия начинается с обследования невропатологом и, в случае подтверждения диагноза, подразумевает индивидуальное планирование комплекса методов и приемов. Основной целью является развитие мелкой моторики и укрепления артикуляционных мышц. Видимый результат достигается, если упражнения делать систематически в домашних условиях в комплексе с медикаментозной терапией.

 

Обследование детей с дизартрией, вопросы диагноза


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: