Бульбарную
- разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого)
- вялые параличи мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, глотки, дыхательных мышц и мышц поднимающих нижнюю челюсть
- атония, атрофия мышц языка
- голос слабый, глухой, гласные и звонкие согласные оглушены
- тембр речи изменен по типу открытой гнусавости
- артикуляция гласных приближена к нейтральному Э
- речь замедленная, монотонная, нарушена плавность, резко утомляется
Псевдобульбарную
- возникает при поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга
- характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями
- непроизвольные движения сохраняются
-в речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точной дифференциации мышечных движений
экстрапирамидную (или подкорковую), часто сочетается с псевдобульбарной
- нарушено управление тонусом мышц
|
|
- удержание артикуляционной позы осложняется сменой тонуса
- возникают дистонии, гиперкинезы, тремор.Гиперкинезы усиливаются при усложнении движения и повышении уровня егопроизвольности
- наблюдаются расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения просодических компонентов речи
- дискоординация дыхательного, голосового, артикуляционного отделов.
- существенно страдает способность автоматизации движений, т.е. переход от умения правильно произносить звук к навыку
мозжечковую, характерный симптом
- расстройства координации
- не удерживает позу Ромберга
- речь замедленная, толчкообразная, скандированная, «рубленая», с выкриком отдельных звуков, затухание голоса к концу фразы
- гипотонус, язык тонкий, распластанный в полости рта, движение языка не точное, подвижность ограничена, при тонких движениях мелкое дрожание, темп движений замедлен
корковую, часто ставят сложная дислалии, если нет тремора
- одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга
- ведущий симптом - артикуляторная апраксия, т.е. потеря контроля за производством движения со стороны анализаторов
- длительный поиск артикуляционной позы звука
- удлиненный гласный звук
- персеверации - застревание на отдельных элементах движений
- ускоренный темп речи, запинки
- нет нарушений лексико-грамматической стороны речи
Наиболее сложной и спорной в этой классификации является корковая дизартрия.
Синдромологическая оценка характера нарушений артикуляционной мотрики представляет значительную сложность для неврологической диагностики, особенно когда эти нарушения проявляются без четких двигальных расстройств. Поскольку в основе этой классификации лежит тонкая дифференциация различных неврологическиз синдромов, она не может быть проведена логопедом.
|
|
Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих подразумевает под собой четыре степени тяжести речевых нарушений.
Первая – самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.
Вторая – нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.
Третья – речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.
Четвертая – самая тяжелая, отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).
Симптоматика:
Основными признаками (симптомами) дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться произношение как согласных, так и гласных звуков.
В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на:
А) антропофонические (искажение звука)
Б) фонологические (отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение). При фонологических дефекта наблюдается недостаточность противопоставлений звуков по их акустическим и артикуляторным характеристикам. Поэтому наиболее часто отмечаются нарушения письменной речи.
Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики. Выделяют следующие чаще всего встречаемые формы дизартрии у детей:
– Спастико-паретическая форма имеет все признаки псевдобульбарной дизартрии у взрослых. Основные симптомы: нарушена фонетическая речь; слабый артикуляционный аппарат; сложность воспроизведения произвольных движений; высокий тонус мышц речевого аппарата; наличие насильственных движений; постоянный устойчивый тремор, ребенок не в состоянии произвольно открыть рот. Развитие данной формы нарушения характеризуется поздним появлением гуления, лепета и звукопроизношения. На поздних этапах развития речь остается невнятной, пассивной, монотонной. Прежде чем осуществить артикуляционное движение, резко повышается тонус мышц, приводящий к спазму – язык оттягивается назад и сворачивается комом.
– Гиперкинетическая форма нарушения характеризуется скачкообразным и неустойчивым мышечным тонусом артикулярного аппарата, в результате чего проявляется в виде дизартрии и дискинезии.
– Наблюдаются подкорковые поражения, в результате происходит расстройство речевого дыхания, а также проявление неустойчивости речевых звуков. Данная форма дизартрии поддается коррекции.
– Атонично-астатическая фо рма наблюдается чаще всего при ДЦП. Симптоматика характеризуется смешанными признаками: нарушение речевого аппарата – тонкий острый язык, вяло располагающийся на дне ротовой полости, язык малоподвижен; наблюдается провисание неба и потеря чувствительности обеих щек; речь толчкообразная, то ускоряется, то замедляется. Имеет место беспричинное изменение модуляций голоса, речь носит скандированный характер, рубленая и сопровождается выкриками. У детей с этим видом дизартрии отмечаются нарушения произношения звуков от простых до сложных. Обучение и коррекция протекает сложно, поскольку у таких детей отсутствует критичность ситуации.
Стертая форма дизартрии
Стертая форма дизартрии или псевдобульбарная – это нарушения речевой деятельности в связи с расстройством артикуляции при поражениях нервной системы.
Отклонения при этой форме дизартрии сложно выявить без помощи специалиста. Характерным проявлением является четкость в произношении изолированных звуков, но плохая дифференциация и автоматизация произношения при речевом потоке.
|
|
Явными симптомами стертой дизартрии у детей является: невнятность выразительности речи; трудности с дикцией; искаженное произношение звуков; автоматическая замена слогов по смежности произношения.
Что представляет собой стертая дизартрия? Современная логопедия не может дать однозначного определения термину «стертая дизартрия». Считается, что это патологическое заболевание, которое проявляется в искажении фонетических просодических компонентов речевой деятельности, по причине наличия микроорганического воздействия на головной мозг. Это понятие появилось в научной литературе сравнительно недавно, и ввела его О. Токарева, которая обозначила стертую дизартрию, как форму заболевания, имеющую легкие признаки. Выявить наличие стертой дизартрии можно только по достижению 5 лет. Заболевание требует длительного комплексного лечения в совокупности с индивидуальной логопедической терапией. Универсальных методик коррекционной работы пока не существует, но диагностировать наличие заболевания можно еще на ранней стадии развития. Комплекс методик терапии включает: медикаментозное лечение; психолого-педагогическая коррекционная работа; логопедические занятия. Самыми распространенными причинами развития заболевания у детей являются: нарушения внутриутробного развития; инфекционные заболевания головного мозга; травмы, полученные в процессе родов. 14. Симптомы проявления: Современная логопедия выявляет симптомы проявления заболевания у детей на трех уровнях: общей моторики, мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.
– У детей наблюдается повышенная утомляемость, сниженная активность и ограничены активные движения. Больному сложно держать баланс на одной ноге. Плохо поддаются имитации движений, не способны выполнять элементарные упражнения на занятиях физкультурой. Возникают сложности с овладением навыками самообслуживания.
|
|
– У детей не получается рисовать, заниматься ручным искусством и работать с мелкими предметами. Наблюдается трудность распознавания пространственного расположения элементов. Дисбаланс мелкой моторики не позволяет выполнить элементарные упражнения.
– Симптомы стертой дизартрии проявляются в первую очередь на уровне артикуляции. Наблюдается вялость в речевой деятельности, губы и язык почти не активны, возникает паретичность тонуса мышц. Слабость проявляется в выполнении артикуляционных упражнений. Спастичность проявляется в анемии и чрезмерной напряженности мышц. При этой форме заболевания у детей наблюдается изменение языка. Возникают гиперкризы, сопровождающиеся дрожанием языка и голоса. Они появляются, когда лицевые мышцы находятся в напряжении. Наблюдается апраксия, которая ограничивает смену одного движения артикуляционного аппарата на другое. При появлении девиации больному сложно выполнять логопедические упражнения и его губы искажаются. Симптомы гиперсальвации (чрезмерного выделения слюны) свидетельствуют об ослабленном тонусе мышц и трудностями с их управлением. Характерными признаками развития болезни у детей современная логопедия считает нечеткость произношения, непроизвольную смену движений и слабость артикуляционных мышц, в процессе речевой деятельности и выполнения упражнений.
Произношение звуков: Симптомы заболевания имеют схожие признаки с дислалией (трудности со звукопроизношением). При первичном обследовании детей наблюдается искажении, замена и смешивание звуков, но просодические нарушения бывают только у стертой формы. Главным отличием болезни является верное произношение изолированных звуков. Очевидным признаком заболевания является трудность произношения свистящих и шипящих. Артикуляционный аппарат не способен разграничить звуки по смежному способу образования, поэтому наблюдаются призвуки акустически противопоставленных звуков. Звуконаполняемость речи упрощается и происходит ассимиляция звуковых структур.
Общее развитие речевого аппарата:
Условно детей со стертой дизартрией можно разделить на 3 группы:
– Больные с трудностями дифференциации звуков и просодикой. Уровень развития речевого аппарата у таких детей находится на высоком уровне, а проявление болезнь находит в трудностях употребления предлогов.
– Расстройство произношения сложных слоговых структур сопровождается отсутствием пространственной ориентации. Наблюдается нарушение развития фонематического слуха на фоне просодики и трудностей с произношением звуков. В речи присутствуют лексические и грамматические ошибки. Отсутствует навык звуковой дифференциации.
– Полиморфные отклонения дифференциации звуков и недоразвитое фонематическое восприятие характерны для третей группы. Словарный запас и отсутствие знаний грамматики сочетаются с трудностями построения слоговых структур. Больные не способны четко выражать свои мысли. На фоне трудностей с артикуляцией развивается расстройство восприятия, которое в последствие ведет к развитию психических отклонений.
Лечение: Единой системы лечение не существует. Симптомы болезни помогают специалисту выбрать направление лечения. Терапия начинается с обследования невропатологом и, в случае подтверждения диагноза, подразумевает индивидуальное планирование комплекса методов и приемов. Основной целью является развитие мелкой моторики и укрепления артикуляционных мышц. Видимый результат достигается, если упражнения делать систематически в домашних условиях в комплексе с медикаментозной терапией.
Обследование детей с дизартрией, вопросы диагноза