Ранняя диагностика дизартрии у детей

Прежде чем осуществить постановку такого диагноза как дизартрия речи, специалисты ориентируются, прежде всего, на показатели, свидетельствующие об определенном уровне развития двигательных навыков ребенка, его функциональных особенностях психики и речевого аппарата. Охват и учет выше перечисленных показателей позволяет специалистам адекватно оценить общую клиническую картину и выявить расстройства и отклонения в центральной нервной системе ребенка.

В период от новорожденности с переходом к младенчеству выделяют три основных этапа развития психомоторной деятельности:

Первый этап охватывает возрастной период от первых дней жизни до полугода. Характеризуется как таламопаллидарный этап. Ребенку на данном этапе свойственны беспорядочные движения с повышенным тонусом: руки напряжены, кисти сжаты в кулачки; ноги согнуты в коленях, наблюдается шаговый рефлекс; хватательный рефлекс. Все эти непроизвольные движения находятся пол контролем спинного мозга. Ближе к 6 месяцам у ребенка постепенно рефлексы исчезают, на смену которым появляются двигательные функции произвольного характера. Если непроизвольные движения сохраняются более полугода, специалисты диагностируют двигательное расстройство центрального характера.

Второй этап охватывает возрастной диапазон ребенка от полугода до 11 месяцев. Этот этап называется стриопаллидирный. На данном этапе у ребенка заметно нормализуются активные движения, ребенок держит в руках игрушку, самостоятельно сидит, различает звуки, распознает своих и чужих. Основной признак того, что развитие соответствует возрастным особенностям – лепет. Так, у ребенка начинает формироваться артикуляционный аппарат, а вместе с ним и произношение гласных и некоторых переднеязычных звуков. Ребенок различает речь, начинает понимать смысл слов, характеризующие предметы и эмоции.

Третий этап охватывает возраст от года до трех лет. На данном этапе происходит развитие корковых и подкорковых структур. Ребенок совершает тонкие движения рук, ползает, затем начинает ходить. Различает интонацию, а к году накапливаются слова, несущие смысловую и эмоционально-положительную нагрузку. У ребенка формируется собственная речь, а благодаря слуховым обратным афферентным связям у ребенка начинается формироваться фонетика родного языка.

Если речевой аппарат у ребенка развивается в пределах нормы, то речевое дыхание будет характеризоваться как плавное, размеренное, без проявлений пауз. На данном этапе при правильном развитии вышележащие отделы мозга начинают подчинять нижележащие структуры мозга. Общепринятые сведения о поэтапном формировании ЦНС и ВПФ ребенка позволяют специалистам своевременно выявить нарушения речевого развития.

Плач ребенка с органическими поражениями ЦНС и мозга качественно отличаются от плача здорового ребенка, и сопровождается следующими признаками: слабостью; непродолжительностью; равномерностью, без интонирования и звонкости; без выраженной причины; внезапностью.

К симптомам дизартрии можно отнести такие признаки, проявляющиеся в процессе кормления грудью: вялое сосание; неполный захват соска; молоко вытекает из полости рта; молоко вытекает из пазух носа; захлебывание.

 

 

Также дизартрия у детей младшего возраста имеет следующие симптомы:

– Признаки гуления проявляются на поздних сроках, вокализация и лепет характеризуются ограниченным репертуаром. Сроки всех речевых этапов запаздывают в сравнении с нормой на 3-4 месяца.

–  Как только речь начинает проявляться, слова произносятся невнятно, смазано, нечленораздельно.

 – Словарный запас на фоне детей с развитием в норме весьма обедненный.

– Звукопроизношение и фонетическая часть речи недостаточно дифференцированы.

– Голос тихий, хриплый, сиплый, интонация ровная, ритм волнообразный.

Такие факторы связаны с задержкой и нарушением дыхательной функции, в результате кислородной недостаточности, а также при родовой травме.

– Фразовая речь задерживается в развитии, наблюдается несформированность лексической части речи.

– Речевой аппарат нередко характеризуется слабостью или твердостью неба, укороченностью уздечки.

При обнаружении родителями у ребенка более чем двух вышеперечисленных признаков необходимо обратиться к специалистам.

 

Постановка диагноза Обследование на дизартрию осуществляется преимущественно невропатологом, при этом учитывается заключение логопеда и дефектолога. Перед тем как поставить диагноз, учитываются возрастные и физиологические особенности ребенка. Заключение невропатолога строится с учетом анамнеза матери, картины протекания беременности и наличии пораженных участков отдела мозга. Исследуются особенности нарушения артикуляционного аппарата, состояния речевых и мимических мышц, характер протекания дыхания и его объем. Для постановки точного диагноза проводится аппаратная диагностика, а именно МРТ головного мозга, электроэнцефалография и электромиография.

Логопед строит заключение на основе ритма, темпа речи ребенка. Оценивает четкость произношения звуков, а также синхронность голосообразования.

Дефектолог оценивает лексический строй речи ребенка и фонематическое восприятие. Основные рекомендации специалистов – своевременное обращение за помощью при обнаружении признаков нарушения произношения и в работе речевого аппарата.

 

 Основные методы коррекции речевого развития:

Профилактическая и лечебная терапия начинается после глубокой диагностики. Своевременное осуществление диагностики и лечения устранит неблагоприятное развитие психомоторики ребенка. Коррекционная программа для детей с дизартрией составляется на основе результатов, полученных посредством комплексного обследования.

– Основным коррекционным методом при дизартрии является логопедический массаж, целью которого является нормализация мышечного тонуса периферического артикуляционного аппарата.

– Для детей с нормальным психофизическим развитием, а также без патологических проявлений, связанных с опорно-двигательным аппаратом, но у которых диагностирована дизартрия, проводятся методика самомассажа.

Для осуществления самомассажа используется специальная логопедическая щетка, которая надевается на указательный палец ребенка. При помощи такого массажера ребенку предлагается сделать несколько упражнений: поглаживание щек, языка, неба и десен во всех направлениях; совершить круговые движения щеточкой в полости рта. удерживать щеточку на уровне губ на расстоянии 2-3 см и попросить ребенка дотянуться до щеточки языком; попробовать со щеткой во рту произнести слова «вата», «ваза», «вода».

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика назначается детям, у которых наряду с дизартрией наблюдаются нарушения мелкой и крупной моторики. Коррекция осуществляется с помощью специалиста и включает в себя следующие упражнения: Пассивный массаж рук – поглаживание рук с внешней и внутренней стороны, сжимание –разжимание кулачков с сопротивлением, быстрые движение от кончика до основания пальчика. Активный массаж рук – похлопывание кистью по руке специалиста, круговые движения кисти с отведение кисти то вправо, то влево, поочередное сгибание и разгибание пальцев. Массаж языка. Для расслабления мышц языка специалист просит ребенка высунуть язык, обычно язык у детей с дизартрией отличается высокой напряженностью, большую схожесть имеет с комком. Специалист специальным шпателем начинает похлопывать по язычку, под влиянием чего язык на некоторое время расслабляется, смягчается. Такое упражнение повторяется 3-4 раза, показа язык не примет распластанное положение. После нескольких занятий данное упражнение проводится на выдержку и фиксацию расслабления языка, губ, щек.

Развитие артикуляционной моторики

Данная техника направлена на активизацию мышц речевого аппарата в целом: пассивные движения языком – вытягивание языка вперед, назад, верх, вниз; круговые движения языком по губам по часовой стрелке и против часовой стрелки; вытягивание губ в трубочку, растягивание губ в улыбку; укладывать губы под звуки «а», «ы», «э», «у»; жевательные движения, открыть и закрыть рот, проглатывание слюны; одновременное и поочередное надувание щек.

Вибрационная гимнастика

 Данная техника ориентированная на активизацию голосовых связок. Для этого ребенка просят поднести одну руку к гортани логопеда, другую к своей гортани. Специалист протяжно произносит звук «м» и просит ребенка почувствовать, как гортань специалиста начинает вибрировать, затем просит ребенка повторить звук и зафиксировать вибрации своей гортани. Далее осуществляется серия упражнений на короткие звучания, на интонирования посредством гласных звуков, на повышение и снижение звучания. Благодаря данной технике, у ребенка восстанавливается речевое дыхание, а также активируется модуляция голоса, сила звучания.

Постановка правильного дыхания

Техники развития дыхания проводятся с целью расширить возможности дыхательного аппарата. Работа по развитию речевого дыхания обусловлена следующими упражнениями:

1. Формирование длительного вдоха и выдоха через рот.

Дыхательные упражнения осуществляются специалистом, указывая на то, что для осуществления данного упражнения необходимо задействовать диафрагмально-реберное дыхание. Затем специалист помогает ребенку повторить упражнение.

2. Расширение физиологических возможностей ребенка для речевого выдоха.

Данная техника начинается со снятия напряжения в плечевом поясе, затем постановки пресса в брюшной полости и только потом организуется серия плавной речи. Выбирается короткое предложение, и предлагается ребенку повторить его в процессе одного непрерывного выдоха.

3. Расширение диафрагмального дыхания

Данная техника проводится в положении лежа. На первом этапе ребенку необходимо расслабить все мышцы. Затем подключают игровые приемы: Упражнение «Вдох-выдох». Задается любая игровая деятельность, в процессе которой следует сделать глубокий вдох и длительный выдох. Упражнение «Повтори мелодию». Данная техника также должна проводиться в игровой форме. Для этого необходимо при помощи гласных развить сначала мелодические характеристики голоса ребенка. Далее научить интонировать, затем сформировать голосоведение. Например, на выдохе протяжно произнести звук «а», специалисту необходимо следить, чтобы звук произносился непрерывно во время выдоха, а также чтобы не сопровождался дополнительными выдохами.

 – Голосоведение можно сформировать при помощи изменения высоты голоса. Например, при помощи звуков — «о», «а», «у», «и» передать эмоции, такие как удивление, радость, сожаление и т.д.

Для профилактики развития дизартрии у ребенка, необходимо проходить осмотры у невропатолога с первых дней жизни ребенка. Осмотр специалиста очень важен даже в тех случаях, если у ребенка не имеются нарушения и поражения мозга. Для развития дизартрии достаточно, если беременность протекла тяжело или наблюдался частый и устойчивый токсикоз. Своевременное обращение к специалистам, поможет нивелировать или вовсе устранить признаки нарушения в речи.

Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:

1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.

2. Развитие речевой коммуникации. Формирование звукопризношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации.

3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.

4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.

5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.

7. При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех контекстах и в различных речевых ситуациях.

8. У детей с поражением ЦНС важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопризношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: