Методика проведения занятия

Обязательным условием проведения занятия является предварительное изучение студентами литературы по теме.

В начале занятия преподаватель проверяет исходный уровень знаний студентов (устно, письменно или тестовый контроль), разбирая основные вопросы темы.

Демография, определение, содержание.

Статистическое изучение населения: статика населения, динамика населения.

Возрастные типы населения: прогрессивный, регрессивный, стационарный.

Значение показателей характеризующих статику населения для практического здравоохранения.

Механическое движение населения. Миграция: безвозвратная, временная, сезонная, маятниковая, внешняя, внутренняя. Урбанизация. Показатели миграционных процессов.

Естественное движение: рождаемость населения, повозрастные показатели плодовитости, смертность населения, структура причин смерти, естественный прирост населения, материнская смертность, детская смертность, перинатальная смертность, средняя продолжительность предстоящей жизни.

Самостоятельная работа студента. Изучение типового задания и вычисление и анализ демографических показателей: 1) вычислить показатели естественного движения населения; 2)определить структуру младенческой смертности; 3) дать оценку демографических показателей; 4) сравнить демографические показатели в данном районе с соответствующими показателями по области.

В конце занятия преподаватель проверяет работу студентов, разбирает показатели рождаемости, плодовитости, общей и младенческой смертности, естественного прироста населения и средней продолжительности жизни и их значение для оценки здоровья населения.

 

Контрольные вопросы:

1. Демография (определение, значение для органов и учреждений здравоохранения). Медицинская демография (определение). В каких основных направлениях ведется изучение населения?

2. Переписи населения, их значение и основные черты.  

3. Возрастно-половой состав населения и его значение для здравоохранения. Факторы влияющие на половую структуру населения. Показатели.

4. Возрастные типы населения и их характеристика. Примеры.

5. Механическое движение населения.

6. Естественное движение населения и его характеристика.

7. Роль врачей в регистрации естественного движения населения.

8. Общие показатели естественного движения населения. Методика вычисления. Оценочные уровни.

9. Специальные показатели естественного движения населения. Методика вычисления.

10.  Смертность населения и ее причины.

11.  Повозрастная смертность.

12.  Младенческая смертность.

13.  Перинатальная смертность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Серенко А. Ф., Ермаков В. В. (ред.) Социальная гигиена и организация здравоохранения. М.: 1984. – С.185-230.

2. Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я. (ред.) Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения. М.: 1984. – С. 143-153.

3. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство/ Под ред. Ю. П. Лисицына – М.: 1999. – С.204-233.

4. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебн. для студ./Под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. – М.: 2003. – С. 38-51.   

5. Юрьев В. К., Куценко Г. И. (ред.) Общественное здоровье и здравоохранение. Санкт-Петербург, 2000. – С. 17-68.

6. Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье. – М.: 2003. – С.28-56.

7. Лисицын Ю. П., Полунина Н. В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: 2002. –С. 24-52.

8. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: 2002. –С. 177-217.

9. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие для практических занятий / Под ред. В. З. Кучеренко. – М.: 2006. – С. 10-25.

 

ТЕМА: ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Овладеть правилами регистрации отдельных видов заболеваемости на основе разбора различных ситуаций в рамках отношений «врач-пациент».

2. Уметь анализировать данные сводных статистических форм (отчетов, сведений и др.): структуру и уровни зарегистрированной заболеваемости.

3. Уметь проводить параллельный анализ показателей «общей» заболеваемости и «первичной» заболеваемости по данным амбулаторно-поликлинических учреждений, как ведущего вида заболеваемости по методу обращаемости населения в целом и/или отдельных его групп.

По окончании изучения темы студент должен

Уметь:

- определять практическую значимость каждого из методов изучения заболеваемости;

- формулировать единицу наблюдения для изучения каждого вида заболеваемости и самостоятельно выбирать учетные документы, соответствующие единицам наблюдения;

- использовать правила регистрации в учетном документе каждого вида заболеваемости в конкретных ситуациях в рамках отношений «врач-пациент»;

- рассчитывать и анализировать показатели заболеваемости (выявлять тенденции и структуру);

- проводить параллельный анализ тенденций в показателях общей заболеваемости и первичной заболеваемости с целью обсуждения влияния различных факторов;

- решать ситуационные задачи.

Знать:

 - значение изучения заболеваемости населения для практической деятельности врача и учреждения;

- методы изучения заболеваемости, их назначение и применение, слабые и сильные стороны отдельных методов;

- факторы, определяющие полноту и качество информации о заболеваемости;

- виды заболеваемости по обращаемости;

- учетно-оперативную документацию по регистрации отдельных видов заболеваний и правила представления информации в кабинет статистики;

- особенности МКБ-10 и проблемы внедрения ее в практику работы учреждений здравоохранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: