Обязательным условием проведения занятия является предварительное изучение студентами литературы по теме.
В начале занятия преподаватель проверяет исходный уровень знаний студентов (устно, письменно или тестовый контроль), разбирая основные вопросы темы.
Демография, определение, содержание.
Статистическое изучение населения: статика населения, динамика населения.
Возрастные типы населения: прогрессивный, регрессивный, стационарный.
Значение показателей характеризующих статику населения для практического здравоохранения.
Механическое движение населения. Миграция: безвозвратная, временная, сезонная, маятниковая, внешняя, внутренняя. Урбанизация. Показатели миграционных процессов.
Естественное движение: рождаемость населения, повозрастные показатели плодовитости, смертность населения, структура причин смерти, естественный прирост населения, материнская смертность, детская смертность, перинатальная смертность, средняя продолжительность предстоящей жизни.
Самостоятельная работа студента. Изучение типового задания и вычисление и анализ демографических показателей: 1) вычислить показатели естественного движения населения; 2)определить структуру младенческой смертности; 3) дать оценку демографических показателей; 4) сравнить демографические показатели в данном районе с соответствующими показателями по области.
В конце занятия преподаватель проверяет работу студентов, разбирает показатели рождаемости, плодовитости, общей и младенческой смертности, естественного прироста населения и средней продолжительности жизни и их значение для оценки здоровья населения.
Контрольные вопросы:
1. Демография (определение, значение для органов и учреждений здравоохранения). Медицинская демография (определение). В каких основных направлениях ведется изучение населения?
2. Переписи населения, их значение и основные черты.
3. Возрастно-половой состав населения и его значение для здравоохранения. Факторы влияющие на половую структуру населения. Показатели.
4. Возрастные типы населения и их характеристика. Примеры.
5. Механическое движение населения.
6. Естественное движение населения и его характеристика.
7. Роль врачей в регистрации естественного движения населения.
8. Общие показатели естественного движения населения. Методика вычисления. Оценочные уровни.
9. Специальные показатели естественного движения населения. Методика вычисления.
10. Смертность населения и ее причины.
11. Повозрастная смертность.
12. Младенческая смертность.
13. Перинатальная смертность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Серенко А. Ф., Ермаков В. В. (ред.) Социальная гигиена и организация здравоохранения. М.: 1984. – С.185-230.
2. Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я. (ред.) Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения. М.: 1984. – С. 143-153.
3. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство/ Под ред. Ю. П. Лисицына – М.: 1999. – С.204-233.
4. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебн. для студ./Под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. – М.: 2003. – С. 38-51.
5. Юрьев В. К., Куценко Г. И. (ред.) Общественное здоровье и здравоохранение. Санкт-Петербург, 2000. – С. 17-68.
6. Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье. – М.: 2003. – С.28-56.
7. Лисицын Ю. П., Полунина Н. В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: 2002. –С. 24-52.
8. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: 2002. –С. 177-217.
9. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие для практических занятий / Под ред. В. З. Кучеренко. – М.: 2006. – С. 10-25.
ТЕМА: ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Овладеть правилами регистрации отдельных видов заболеваемости на основе разбора различных ситуаций в рамках отношений «врач-пациент».
2. Уметь анализировать данные сводных статистических форм (отчетов, сведений и др.): структуру и уровни зарегистрированной заболеваемости.
3. Уметь проводить параллельный анализ показателей «общей» заболеваемости и «первичной» заболеваемости по данным амбулаторно-поликлинических учреждений, как ведущего вида заболеваемости по методу обращаемости населения в целом и/или отдельных его групп.
По окончании изучения темы студент должен
Уметь:
- определять практическую значимость каждого из методов изучения заболеваемости;
- формулировать единицу наблюдения для изучения каждого вида заболеваемости и самостоятельно выбирать учетные документы, соответствующие единицам наблюдения;
- использовать правила регистрации в учетном документе каждого вида заболеваемости в конкретных ситуациях в рамках отношений «врач-пациент»;
- рассчитывать и анализировать показатели заболеваемости (выявлять тенденции и структуру);
- проводить параллельный анализ тенденций в показателях общей заболеваемости и первичной заболеваемости с целью обсуждения влияния различных факторов;
- решать ситуационные задачи.
Знать:
- значение изучения заболеваемости населения для практической деятельности врача и учреждения;
- методы изучения заболеваемости, их назначение и применение, слабые и сильные стороны отдельных методов;
- факторы, определяющие полноту и качество информации о заболеваемости;
- виды заболеваемости по обращаемости;
- учетно-оперативную документацию по регистрации отдельных видов заболеваний и правила представления информации в кабинет статистики;
- особенности МКБ-10 и проблемы внедрения ее в практику работы учреждений здравоохранения.