Тема: организация статистического исследования

 

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: уметь организовывать статистическое исследование как здоровья населения, его укрепления и восстановления, так и деятельности учреждений системы его охраны.

По окончании изучения данной темы студент должен

Уметь:

- определить цель и задачи исследования;

- составить программу исследования;

- составить план исследования;

- решать ситуационные задачи.

Знать:

- определение статистической совокупности, ее структуру;

- виды статистической совокупности; требования, предъявляемые к выборочной совокупности;

- методы отбора выборочной совокупности;

- определение единицы наблюдения, классификацию ее учетных признаков;

- принципы составления программы сбора материала;

- последовательность проведения исследования – этапы статистического исследования, их содержание.

Методика проведения занятия.

Обязательным условием проведения занятия является предварительное изучение студентами литературы по теме.

В начале занятия преподаватель проверяет исходный уровень знаний студентов (устно, письменно или тестовый контроль), разбирая основные вопросы темы.

Этапы статистического исследования.

Первый этап – определение целей и задач,составление программы и плана исследования.

Программа статистического исследования: программа сбора материала, программа разработки материала, программа анализа.

Виды группировок признаков: типологическая, вариационная.

Составление макетов статистических таблиц. Типы таблиц: простые, групповые и комбинационные.

План исследования, содержание плана (объем, объект исследования, формирование объекта исследования, методы наблюдения, виды наблюдения).

Основные компоненты выборочного метода.

Способы специального отбора необходимой части единиц из генеральной совокупности: случайный отбор, механический отбор, типологический отбор,

серийный отбор, парно-сопряженный отбор или метод уравновешивания групп, метод направленного отбора (когортный метод).

По времени наблюдения: текущее и единовременное наблюдение.

Сбор сведений по способу наблюдений: непосредственный, выкопировка, анкетный, опрос.

Анамнестический способ получения информации: анкетный метод и метод опроса.

Второй этап статистического исследования – сбор материала.

Третий этап статистического исследования – разработка материала:

контроль, шифровка (кодирование), раскладка карт по группам для подсчета, составление сводки, вычисление статистических показателей,

графическое изображение показателей.

Предварительный контроль за правильностью и полнотой сведений.

Четвертый этап – анализ, выводы, предложения, внедрение в практику.

Этот этап является заключительным при статистическом исследовании. Он заключается в осмысливании полученных результатов, показателей, сопоставлении данных, выявлении закономерностей, в обобщении результатов.

Заканчивая исследование, необходимо представить кратко и четко сформулированные выводы и конкретные предложения по внедрению его результатов в практику здравоохранения.

Основные ошибки статистического анализа: методические ошибки,

неправильная оценка показателей, логические ошибки формального анализа.

Самостоятельная работа студента. Изучение типового задания и выполнение задания: 1) составление программы исследования и разработка статистического материала; 2) анализ статистических данных;

3) оценка правильности выводов, вытекающих из анализа статистических данных.

В конце занятия преподаватель проверяет работу студентов, разбирает несколько выполненных заданий.

Контрольные вопросы:

1. Назовите этапы статистического исследования. Перечислите основные элементы программы статистического исследования. Подробно раскройте программу сбора материала.

2. Программа разработки данных.

3. Перечислите основные элементы плана статистического исследования. Формирование объекта исследования по полноте охвата.

4. Способы отбора единиц для выборочной совокупности: случайный, механический, типологический, серийный.

5. Способы отбора единиц для выборочной совокупности: парно-сопряженный, направленный, когортный.

6. Формирование объекта исследования по времени наблюдения.

7. Формирование объекта исследования по способу получения информации.

8. Третий этап статистического исследования, его содержание.

9. Второй и четвертый этапы статистического исследования, их содержание.

10. Основные ошибки статистического анализа и их характеристика.

11. Основные элементы статистических таблиц и их характеристика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Серенко А. Ф., Ермаков В. В. (ред.) Социальная гигиена и организация здравоохранения. М.: 1984. – С. 168-184.

2. Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я. (ред.) Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения. М.: 1984.

 – С. 111-143.

3. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство/ Под ред. Ю. П. Лисицына – М.: 1999. – С. 268-288, 301-306, 314-320.

4. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебн. для студ./Под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. – М.: 2003. – С. 76-84.

5. Юрьев В. К., Куценко Г. И. (ред.) Общественное здоровье и здравоохранение. Санкт-Петербург, 2000. – С. 164-185.

6. Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье. – М.: 2003. – С.262-294.

 7. Лисицын Ю. П., Полунина Н. В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: 2002. –С. 119-168.

8. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: 2002. –С. 275-313.

9. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие для практических занятий / Под ред. В. З. Кучеренко. – М.: 2006. – С. 59-79.

 

ТЕМА: ДЕМОГРАФИЯ

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

На основе медико-демографических показателей уметь оценивать и анализировать состояние здоровья населения для обоснования медико-социальных мероприятий, направленных на улучшение здоровья.

По окончании изучения данной темы студент должен

Уметь:

- рассчитывать, оценивать и интерпретировать медико-демографические показатели;

- использовать полученную медико-демографическую информацию при анализе других показателей общественного здоровья, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планировании медицинской помощи;

- решать ситуационные задачи.

Знать:

- определение медицинской демографии, ее основные разделы и показатели;

- источники медико-демографической информации и роль врачей в ее сборе и анализе;

- основные тенденции медико-демографических процессов и факторы, их определяющие;

- методику анализа демографических показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: