Раздел III. Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 52

ДОКЛАД

С руководством по соблюдению обязательных требований,

Дающим разъяснение, какое поведение является правомерным («как делать нужно (можно)»)

За 2017 год

 

 

СЫКТЫВКАР – 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР 3

Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ 42

Раздел III. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 52

Раздел IV. ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ 64

Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ, И БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ ИХ СТОЯНОК 69


Раздел I. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

       При проведении анализа соблюдения и нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области пожарной безопасности установлены типичные нарушения обязательных требований, которые представлены в нижеприведенной таблице 1 с разъяснениями по их соблюдению.

 

Таблица 1

Класс функциональной пожарной опасности объекта защиты Наименование типового нарушения обязательных требований* Вид нарушения обязательных требований** Причины совершения нарушений обязательных требований*** Разъяснения по соблюдению обязательных требований 
Ф 3.4 (поликлиники и амбулатории); Ф 4.3 (здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов). Применение материалов, для отделки стен, потолков и пола на путях эвакуации, с более высоким классом пожарной опасности материала, предусмотренных нормативными документами Нарушение требований пожарной безопасности к содержанию путей эвакуации Недостаточное внимание хозяйствующего субъекта к содержанию обязательного требования В соответствии с частью 6 статьи 134 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (утвержден Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ) область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к Техническому регламенту.
Ф 1.2 (гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов). Система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации Нарушение требований пожарной безопасности к системам противопожарной защиты Недостаточное внимание хозяйствующего субъекта к содержанию обязательного требования, недостаточное финансирование мероприятия В соответствии с частью 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности на всех объектах класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт пожарно-спасательного подразделения без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Ф 2.1 (театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях). Не обеспечено исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации. Нарушение требований пожарной безопасности к системам противопожарной защиты Недостаточное внимание (контроль) хозяйствующего субъекта к содержанию  систем противопожарной защиты В соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390) (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации)  руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций); Ф 4.3 (здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов); Ф 2.1 (театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях). Отсутствие на объекте защиты исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта   Нарушение требований пожарной безопасности к системам противопожарной защиты Недостаточное внимание (контроль) хозяйствующего субъекта к содержанию систем противопожарной защиты В соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. В состав исполнительной документации входит: техническая документация, связанная с вопросами установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты (исполнительные схемы, проекты); договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты; акты ввода в эксплуатацию систем автоматической противопожарной защиты здания; акты выполненных работ; лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности; сертификаты соответствия на установленное оборудование, а так же его перечень.    
Ф 4.3 (здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов). Инструкция о мерах пожарной безопасности, находящаяся на объекте, не соответствует требованиям, установленными разделом XVIII «Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Нарушение требований пожарной безопасности к  обеспечению противопожарного режима Недостаточное внимание хозяйствующего субъекта к содержанию обязательного требования В соответствии с п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.
Ф 4.1 (здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций). Устройства для самозакрвания дверей находятся в неисправном состоянии     Нарушение требований пожарной безопасности к системам противопожарной защиты Недостаточное внимание хозяйствующего субъекта к содержанию обязательного требования   в процессе эксплуатации В соответствии с п. 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).
Территория населенного пункта (объекта защиты) Нахождение источника наружного противопожарного водоснабжения в неисправном состоянии, не обеспечение нормативным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения Нарушение требований пожарной безопасности к системам противопожарного водоснабжения Недостаточное внимание (контроль) хозяйствующего субъекта к содержанию источников противопожарного водоснабжения, недостаточное финансирование мероприятия В соответствии с п. 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года. В соответствии со ст. 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования по необходимому количеству источников наружного противопожарного водоснабжения, их объему установлены СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»
Территория населенного пункта (объекта защиты) Не обеспечено восстановление пожарного объема воды в пожарном резервуаре Нарушение требований пожарной безопасности к системам противопожарного водоснабжения Недостаточное внимание (контроль) хозяйствующего субъекта к содержанию источников противопожарного водоснабжения, недостаточное финансирование мероприятия Максимальный срок восстановления пожарного объема воды установлен п. 6.4. СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности».
Территория населенного пункта (объекта защиты) К водоемам, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, не обеспечены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей. Нарушение требований пожарной безопасности к обустройству источников противопожарного водоснабжения Недостаточное внимание (контроль) хозяйствующего субъекта к содержанию источников противопожарного водоснабжения, недостаточное финансирование мероприятия В соответствии с п. 9.4 СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Указанные подъезды с площадками должны выдерживать вес пожарных автомобилей, в зависимости от их характеристик, обеспечивать маневренность пожарной техники особенно в период осенней и весенней распутицы.
Территория населенного пункта (объекта защиты) Не предусмотрено создание защитных противопожарных минерализованных полос, предупреждающих распространение огня при природных пожарах.   Нарушение требований пожарной безопасности к защите населенных пунктов (объектов защиты) Недостаточное внимание органа местного самоуправления или хозяйствующего субъекта к содержанию обязательного требования, недостаточное финансирование мероприятия, несвоевременное планирование и проведение работ В соответствии с п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Территория населенного пункта (объекта защиты) Не обеспечены противопожарные расстояния от границ застройки поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) соответствующей нормативной ширины   Нарушение требований пожарной безопасности к защите населенных пунктов (объектов защиты) Недостаточное внимание органа местного самоуправления или хозяйствующего субъекта к содержанию обязательного требования, трудоемкость и финансовая затратность мероприятий, сложная и длительная процедура перевода земель из категории лесного фонда в земли поселений В соответствии со ст. 69 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п. 4.14 СП 4.13130 противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
Ф 3.1 (здания организаций торговли)   Ширина основных эвакуационных проходов торгового зала (исходя от площади) не соответствует минимально установленным. Нарушение требований пожарной безопасности к содержанию путей эвакуации Недостаточное внимание хозяйствующего субъекта к содержанию обязательного требования    В соответствии с п. 7.2.4 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы» минимальная ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале зависит от площади торгового зала и должна быть не менее: - 1,4 м. - при торговой площади до 100 кв. м; - 1,6 м. - при торговой площади свыше 100 до 150 кв. м; - 2 м.- при торговой площади свыше 150 до 400 кв. м; - 2,5 м. - при торговой площади свыше 400 кв. м.
Ф.1.1 (здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций); Ф 4.1 (здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций) Запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа   Нарушение требований пожарной безопасности к содержанию путей эвакуации, соблюдению противопожарного режима Недостаточное внимание хозяйствующего субъекта к выполнению обязательного требования    В соответствии с п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Указанное требование пожарной безопасности должно выполнятся вне зависимости от функционального назначения здания, сооружения или помещения, так же данная норма содержится в п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы».  
Ф.1.1 (здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций); Ф 4.1 (здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций) Заполнения проемов в противопожарных преградах не соответствуют требованиям (отсутствуют противопожарные двери) Нарушение требований пожарной безопасности связанные с ограничением распространения пожара Недостаточное внимание хозяйствующего субъекта к выполнению обязательного требования    В соответствии с ч. 1 ст. 88 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека. Частью 2 указанной статьи установлено, что пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов приведены в таблице 23 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Частью 3 установлено, что пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 закона. В дополнение к указанным требованиям, п 4.6 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» установлено, что в процессе эксплуатации здания (сооружения) необходимо обеспечить содержание его и состояние строительных конструкций в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них.
Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций) Не организованы не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарной лестницы. Нарушение требований пожарной безопасности к обеспечению противопожарного режима Недостаточное внимание хозяйствующего субъекта к выполнению обязательного требования    В соответствии с п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие.  
Ф.1.1 (здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций); Ф 4.1 (здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций)   Не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер от горючих отходов с составлением соответствующего акта Нарушение требований пожарной безопасности к системам вентиляции Недостаточное внимание хозяйствующего субъекта к выполнению обязательного требования    В соответствии с п. 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководителю организации необходимо определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год. Очистку вентиляционных систем пожаровзрывоопасных и пожароопасных помещений необходимо осуществлять пожаровзрывобезопасными способами.                                                 
Ф 4.3 (здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов)   Помещения не обеспечены необходимым количеством первичных средств пожаротушения (огнетушителями). Нарушение требований пожарной безопасности к обеспечению объектов защиты первичными средствами пожаротушения     Недостаточное внимание хозяйствующего субъекта к выполнению обязательного требования    В соответствии с п. 463, п.465 Правил противопожарного режима в Российской Федерации при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их взаимодействие с огнетушащими веществами, а также площадь помещений, открытых площадок и установок. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте защиты (в помещении) осуществляется в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара. Нормы обеспечения огнетушителями объектов защиты, относящиеся к зданиям Ф.4.3 необходимо определять в соответствии с разделом XIX. «Обеспечение объектов защиты первичными средствами пожаротушения» Необходимо учитывать требования п.468. Правил противопожарного режима в Российской Федерации, согласно которому в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 огнетушителей.

Кроме того, в рамках консультирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены типовые вопросы по соблюдению обязательных требований в области пожарной безопасности, которые представлены в нижеприведенной таблице 2 с разъяснениями.

Таблица 2

Суть типового вопроса Разъяснения по соблюдению  обязательных требований 
Допускается ли эксплуатация зданий классов функциональной пожарной опасности Ф 1.2 (гостиницы, дома отдыха общего типа) без дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны если здание предусмотрено на 10 постояльцев (проживающих). В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. Указанное требование не зависит от количества проживающих.
Осуществляется ли Федеральный государственный пожарный надзор на объектах, не завершенных строительством? (не получивших разрешение на ввод в эксплуатацию).   В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор осуществляется на объектах нового строительства только после ввода объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности, при поступлении указанных сведений от организаций или граждан, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты.
Допускается ли размещение в одном здании помещений детского сада и помещений дома культуры?   В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) помещения дошкольного образовательного учреждения относится к классу функциональной пожарной опасности Ф 1, а помещения дома культуры к классу функциональной пожарной опасности Ф 2. Частью 1 ст. 88 Технического регламента установлено, что части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Вместе с этим, требования по выделению в самостоятельные пожарные отсеки помещений класса функциональной пожарной опасности Ф 1 указаны в п. 5.2.2. СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»: объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности.
Допускается ли установка турникета на пути эвакуации? В соответствии с п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов не запрещается устройство турникетов, а также других устройств (систем контроля управления доступом) на путях эвакуации, если данные устройства дублируются иными путями эвакуации или предусматриваются с устройствами (системами), позволяющими разблокировать их в случае возникновения пожара автоматически, дистанционно и вручную. Указанная позиция разъяснена информационным письмом Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России №19-2-7-3541 от 20.08.2015 года.
Порядок сжигания сухой травянистой растительности и мусора на территориях населенных пунктов, предприятий, а также на земельных участках граждан? В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может производиться в безветренную погоду при условии, что: а) участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не ближе 50 метров от ближайшего объекта; б) территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 25 - 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра; в) на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не действует особый противопожарный режим; г) лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, обеспечены первичными средствами пожаротушения. Принятие решения о проведении выжигания сухой травянистой растительности и определение лиц, ответственных за выжигание, осуществляется руководителем организации. Выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Выжигание рисовой соломы может производиться в безветренную погоду при соблюдении условии, указанных выше. Использование открытого огня и разведение костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса могут производиться при условии соблюдения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а также в соответствии с Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, утвержденным Приказом МЧС России от 26 января 2016 г. № 26 «Об утверждении Порядка...". Выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, осуществляется в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Чем определены требования пожарной безопасности к противопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и лесом? Требования к противопожарным расстояниям между зданиями и сооружениями установлены главой 16 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Статьей 69 Технического регламента, регламентировано, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств (лесопарков), а так же на территориях лесничеств (лесопарков), от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений. Пунктом 6.1.6 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» установлено, что расстояние от зданий производственных объектов (независимо от степени их огнестойкости) до границ лесного массива хвойных пород должно составлять 100 м, смешанных пород - 50 м, а до лиственных пород - 20 м. Противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с п. 4.3, таблицей 1 данного свода Также указанным сводом правил, п. 4.14 установлено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м. Наряду с указанными требованиями, обязательными для исполнения являются требования, предусмотренные правилами противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии которыми, мероприятия по созданию защитных противопожарных минерализованных полос, очистке территории противопожарных расстояний от объектов до лесных насаждений от мусора и других горючих материалов, а так же выполнение других мероприятий, предупреждающих распространение природных пожаров, необходимо осуществлять со дня схода снежного покрова, до наступления устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а так же в летний период года.
Периодичность обработки огнезащитными составами деревянных конструкций сценической коробки, а также конструкций кровли? В соответствии с п. 108 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, руководитель организации обеспечивает обработку деревянных конструкций сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.), горючих декораций, сценического и выставочного оформления, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе и буфетах огнезащитными составами, о чем должен быть составлен соответствующий акт с указанием даты пропитки и срока ее действия. В соответствии с п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений.  
 Какие требования к хранению в подвале ГЖ и ЛВЖ? В соответствии с п. 23 (а) Правил противопожарного режима в Российской Федерации на объектах запрещается хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности.  
Какие требования к установке перил на лестнице? Общие требования к перилам на лестницах установлены п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»: в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами. Для зданий детских дошкольных учреждений, требования к поручням и ограждениям установлены п 5.2.15 указанного свода правил: высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м, а в дошкольных учреждениях для детей с нарушением умственного развития - 1,8 или 1,5 м при сплошном ограждении сеткой; в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются); высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть не менее 0,8 м.
Какое количество эвакуационных выходов должно быть на предприятиях торговли?   В соответствии с ч. 8 ст. 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода. Пунктом п. 7.1.11 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы» определено, что для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 (предприятия торговли), каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов. Вместе с этим, п. 7.1.12 установлено, что при высоте расположения этажа не более 15 м допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными стенами не ниже 2-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа) площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 чел. и при оборудовании выхода на лестничную клетку дверями 2-го типа. Пункт 7.2.5 СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы» устанавливает требования для расчета путей эвакуации число покупателей, одновременно находящихся в торговом зале, следует принимать из расчета на одного человека: для магазинов - 3 кв. м площади торгового зала, включая площадь, занятую оборудованием; для рынков - 1,6 кв. м торгового зала рыночной торговли.  
Какие требования предусмотрены к обеспечению подъездов к естественным источникам наружного противопожарного водоснабжения? В соответствии с требованиями пункта 9.4 СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Вместе с этим, в соответствии с п. 8.6, указанного свода правил, у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

 

В порядке реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», приказа МЧС России от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2017, регистрационный № 45228), распоряжения МЧС России от 10.10.2016 № 448 в Республике Коми с учетом специфики возможных рисков разработана и размещена на официальном интернет-портале Главного управления Программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах на 2017 год (приказ Главного управления от 16.12.2016 № 478). Также размещен Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

В целях предупреждения нарушений требований пожарной безопасности реализуются Соглашения о взаимодействии с:

1) Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Коми;

2) Коми республиканским отделением общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;

3) Некоммерческой организацией «Торговая ассоциация Республики Коми»;

4) Торгово-промышленной палатой Республики Коми;

5) Коми Республиканским отделением Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»;

6) Региональным объединением работодателей Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми.

Работа с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Коми осуществляется также в соответствии положением о Консультационном совете по решению проблемных вопросов субъектов малого и среднего предпринимательства и ежегодными планами мероприятий.

За 2017 г. проведено заседание Консультационного совета по рассмотрению проблемных вопросов, возникающих у субъектов малого и среднего предпринимательства, 4 рабочих совещания с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Коми с участием представителей предпринимательского сообщества,  3112 инструктажей по вопросам безопасности, 152 семинара и занятия по разъяснению обязательных требований, 686 консультационных мероприятий, 1239 бесед и лекций в городах и районах республики. Распространено более 2500 информационных материалов  среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, опубликовано более 2700 профилактических материалов в средствах массовой информации.

В целях профилактики нарушений обязательных требований проведено обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления за 2016 год и 2017 год, 12 апреля, 16 августа и 15 ноября 2017 года проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Главного управления, в котором приняли участие руководители Республики Коми, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Коми,  представители общественных организаций предпринимательства, руководители Общественной палаты Республики Коми, Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Коми», Коми отделения ООО «ВДПО», Министерства экономики Республики Коми и других органов исполнительной власти Республики Коми,  предприниматели, сотрудники надзорных органов. На официальном интернет-сайте Главного управления размещены доклады по результатам правоприменительной практики Главного управления с руководством по соблюдению обязательных требований за 2016 год, 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев 2017 года, обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до и во время проведения публичного обсуждения правоприменительной практики, ответы на наиболее актуальные вопросы при организации и осуществления надзорной деятельности и другие материалы, связанные с результатами проведенного публичного мероприятия в Республике Коми (http://11.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Reforma_kontrolno_nadzornoj_deyatelnosti).

       

Для профилактики нарушений обязательных требований, разъяснения мер, которые должны приниматься органами власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для недопущения нарушений обязательных требований разработаны и размещены на официальном сайте Главного управления, сайте Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Коми», Уполномоченного по правам предпринимателей в Республике Коми, а также направлены в администрации муниципальных образований следующие методические рекомендации: «О взаимодействии с комиссиями по ЧС и ПБ муниципальных образований», «Профилактическая работа в жилом секторе», «Формы и методы проведения противопожарной пропаганды», «По использованию открытого огня и разведению костров на землях различных категорий», «Определение противопожарных расстояний от границ застройки городских и сельских поселений до лесных насаждений, порядок организации работ по их созданию и обустройству», «Оценка соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», «По созданию и организации деятельности дружин юных пожарных», «Организация проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий и помещений при возникновении пожара, иных чрезвычайных ситуаций», «По устройству и оборудованию пожарных водоемов (резервуаров)», «Развитие института старост в Республике Коми», «Безопасный новый год» и др.

С 23 по 24 января 2017 года на базе Главного управления МЧС Росси по Республике Коми проведен учебно-методический сбор с руководителями органов управления по делам ГО и ЧС администраций муниципальных образований Республики Коми. Целью проведения сбора являлось согласование планов основных мероприятий муниципальных образований в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2017 год, подведение итогов работы органов управления по делам ГО и ЧС муниципальных образований по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организации мероприятий гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в 2016 году и постановка задач на 2017 год, а также повышение профессиональной подготовки руководителей органов управления ГОЧС муниципальных образований. В мероприятии приняли участие 35 представителей муниципалитетов Республики Коми.

Совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Коми» 31.05.2017 в местечке Еля-Ты села Выльгорт Сыктывдинского района с руководителями (главами) сельских поселений из различных районов республики проведен практический обучающий семинар на тему: «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления на территориях населенных пунктов в пожароопасный сезон». В ходе практического семинара отработаны вопросы реализации первичных мер пожарной безопасности, методы проведения среди жителей противопожарной пропаганды, способы обустройства противопожарных разрывов и защитной минерализованной полосы, определения противопожарных расстояний от лесного массива до границ поселений с учетом требований нормативных документов, правила применения первичных средств пожаротушения, способы тушения пожаров, превентивных мероприятий при угрозе возникновения ЧС, связанной с возможным переходом лесного пожара на населенный пункт.

   26.07.2017 в с. Важкурья Корткеросского района проведен учебно-методический сбор с председателями комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности городских округов и муниципальных районов Республики Коми по вопросам прохождения летнего пожароопасного сезона, обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов, организации оповещения населения, организация и развитие добровольной пожарной охраны в муниципалитетах, порядок создания и использования материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие не менее важные вопросы. В семинаре, под руководством заместителя Председателя Правительства Республики Коми К.Г. Лазарева, приняли участие специалисты управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Коми, ГКУ РК «Управление противопожарной службы и гражданской защиты», Комитета Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Управления лесного хозяйства Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, Коми Республиканского отделения ВДПО.

   07.12.2017 на базе Испытательной пожарной лаборатории по Республике Коми проведен семинар «Безопасный Новый год», темой которого стали основные требования пожарной безопасности при проведении новогодних и рождественских праздничных мероприятий. В мероприятии приняли участие специалисты в области пожарной безопасности с различных организаций, в которых планировалось проведение праздничных мероприятий, представители органов местного самоуправления и бизнес-сообщества, студенты столичных ВУЗов.

В соответствии с Планом работы Главного управления на 2013-2018 годы по исполнению поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-606, в части реализации новых форм и методов обеспечения безопасности на объектах экономики, на постоянной основе проводится всестороннее информирование общественности, бизнес-сообществ, руководителей органов местного самоуправления и учреждений различных сфер деятельности об альтернативных формах оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также пропаганда данной деятельности путем размещения соответствующей информации на официальных сайтах и социальных сетях, непосредственно в ходе осуществления надзорных мероприятий, консультирования по вопросам пожарной безопасности, а также на тематических совещаниях и семинарах. В истекшем периоде 2017 года организовано и проведено более 40 встреч с представителями бизнес - сообществ и заинтересованных организаций по разъяснению вопросов о внедрении аудита пожарной безопасности, опубликовано более 70 информаций о развитии независимой оценки пожарного риска (далее – НОР) в печатных средствах массовой информации, а также на интернет ресурсах (социальные страницы, сайты подразделений надзорной деятельности), в каждом подразделении на информационных стендах размещены материалы, касающиеся внедрения аудита пожарной безопасности.

За 2017 год зарегистрировано 75 заключений о НОР. Всего с 2013 года в Главное управление поступило 235 заключений о НОР из них: в 2013 – 24; в 2014 – 19; в 2015 – 55; в 2016 – 62, в 2017 - 75. Результаты работы в указанном направлении показывают позитивную динамику.

В республике аудит пожарной безопасности проводят 12 организаций, аккредитованных на право проведения работ по НОР. Информация о аудиторах размещена на интернет-сайте Главного управления (http://11.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Dlja_juridicheskih_lic_individualnih_pre/Nezavisimaja_ocenka_pozharnogo_riska).

В целях реализации требований приказа МЧС России от 25.11.2009 № 660 «Об утверждении порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», приказом Главного управления от 30.11.2015 № 531 создана соответствующая комиссия по добровольной аккредитации Аудиторов, приказом Главного управления от 31.12.2015 № 585 создана квалификационная комиссия по проверке соответствия экспертов. Всего за 2017 год Главным управлением аккредитовано 5 организаций и 22 эксперта.

Работа по учету и регистрации деклараций пожарной безопасности организована и ведется в соответствии с Приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» и распоряжения начальника УНДиПР ГУ МЧС России по РК от 25.12.2014 № 37 «О декларациях пожарной безопасности».

За 2017 год зарегистрировано 470 декларации, все на действующих объектах. В 6 случаях (1,3%) в регистрации деклараций было отказано в связи с несоответствием установленной форме. Всего с 2009 года зарегистрировано 9453 деклараций пожарной безопасности.

Применение обязательных требований, установленных нормативными документами по пожарной безопасности осуществляется в системной взаимосвязи с нормами права, установленными федеральными законами от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 26.12.2006 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и административными регламентами МЧС России.

При осуществлении анализа установлены вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований, требующих урегулирования, которые представлены в нижеприведенной таблице 3.

 

таблица 3

Наименование нормативного правового акта, нормативного документа  Норма права, при применении которой возникает проблема при применении (либо являющаяся некорректной, устаревшей) Содержание проблемы, предложения по ее решению
Свод правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 4.3.2. В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов. Статьей 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях, в том числе классы пожарной опасности декоративно-отделочных материалов и покрытия полов. В связи с этим необходимо исключить п. 4.3.2 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», так как указанная норма является не актуальной.
Правила противопожарного режима в РФ Утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме», пункт 78 На объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах Целесообразно уточнить ширину минерализованной полосы, предупреждающей распространение огня при природных пожарах, от объектов защиты до границ лесничеств (лесопарков).
Правила противопожарного режима в РФ Утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме», пункт 38   На объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек. Неясность или неоднозначность трактовки обязательного требования при применении правового акта, в том числе с учетом п.9 Правил противопожарного режима. Целесообразно изменить редакцию нормы: «Руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей у персонала объекта (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), непосредственно задействованного в проведении эвакуации людей в случае пожара»
Правила противопожарного режима в РФ Утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме», пункт 55 Руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Целесообразно дополнить требование «Обеспечивает своевременное восстановление требуемого запаса воды на нужды пожаротушения в искусственных пожарных водоемах».
Правила противопожарного режима в РФ Утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме», пункт 72(3) В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Целесообразно в Лесном кодексе Российской Федерации и иных нормативных правовых актах Российской Федерации установление юридического определения такого понятия, как «лес»
Свод правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 4.3.2. В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов. Противоречит ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которой определены требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях, в том числе классы материалов декоративно-отделочных материалов и покрытия полов.
Правила противопожарного режима в РФ Утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме», пункт 56 Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов. Необходимо определить также зону запрета стоянки автотранспорта.   (например: «Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов, а также в пределах 5 метров их расположения). Данная проблема возникает в случае размещения в зоне одного гидранта 4 и более машин (стоянка вокруг гидранта, следовательно отсутствует подъезд, но на крышке гидранта ни одна из них не стоит.)
Правила противопожарного режима в РФ Утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме», пункт 37.1   Руководитель организации обеспечивает исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей.   Неясность или неоднозначность трактовки обязательного требования при применении нормативного правового акта в ходе осуществления государственного надзора   Предлагаемая редакция: Руководитель организации обеспечивает исправное состояние механизмов для самозакрывания противопожарных дверей, а также наличие уплотнителей (термолент), предусмотренных заводом-изготовителем.
Правила противопожарного режима в РФ Утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме», пункт 171 Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана. Неоднозначность трактовки обязательного требования при применении нормативного правового акта в ходе осуществления государственного надзора   Необходимо установить конкретную периодичность, а также порядок проведения работ по уборке мусора и покосу травы, достаточных для выполнения обязательного требования 

 

Кроме того, в части взаимной согласованности норм права, необходимо отметить, что проблемным в реализации противопожарным мероприятием является выполнение нормативного противопожарного расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) (пункт 4.14 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»). Проблема возникает, когда для выполнения нормативного противопожарного разрыва необходимо произвести вырубку леса, находящегося на территории земель лесного фонда Российской Федерации. Для ее решения необходимо пройти процедуру перевода земель лесного фонда в категорию земель поселений, которая бюрократически сложная (задействуются различные государственные органы республики и Российской Федерации) и требует значительного времени (около 2 лет).

Также, в соответствии со статьей 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений. Пунктом 4.14 Свода правил 4.13130.2013 установлено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) – не менее 30 м.

В соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации проведение работ по прокладке противопожарных разрывов на территориях лесного фонда относится к мерам противопожарного обустройства лесов.

Согласно ч. 1 ст. 19, ст. 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по созданию противопожарных разрывов на землях лесного фонда Российской Федерации входят в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах переданных полномочий.

ОСТ 56-103-98 «Стандарт отрасли. Охрана лесов от пожаров. Противопожарные разрывы и минерализованные полосы. Критерии качества и оценка состояния», утвержденный приказом Рослесхоза от 24.02.1998 № 38 установлена максимальная ширина разрыва на землях лесного фонда – 10-20 м.

При рассмотрении указанных нормативных правовых актов во взаимосвязи, необходимо отметить, что они не содержат норм права, регулирующих паритетное выполнение работ по обустройству противопожарных расстояний (разрывов) вдоль населенных пунктов, как на землях лесного фонда, так и на землях поселений (например, по формуле 10 м. + 20 м., либо 15 м. + 15 м. для расстояния – 30 м.). 

 

В истекшем периоде 2017 года внесены изменения и приняты ряд нормативных правовых актов Российской Федерации.

С 09.06.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Федеральным законом введена административная ответственность:

за нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности);

в виде административного приостановления деятельности до 90 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, в том числе на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Части 1 и 2 статьи 20.4. «Нарушение требований пожарной безопасности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложены в новой редакции:

"1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: