Приведу примерное содержание хозяйственно-бытового труда детей с ограниченными возможностями здоровья

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.

Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.

Инструктаж - применяется для сообщения правил техники безопасности перед практических занятиями, например, работа столярными инструментами. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.

Профориентационная беседа - наиболее распространённый метод трудового воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.

      Важной формой внеклассной работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению учащихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее.

    Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои знания и умения другим людям.

      Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.

Неделя труда, которая проходит ежегодно в нашей школе, значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и профориентации. Сюда включаются: встречи со специалистами той или иной профессии; выпуск стенгазет; конкурс «Лучший по профессии» (столяр-плотник,  швея и другие); тематические классные часы; выставки поделок воспитанников, изготовленные ими во время часа «Умелые руки», в кружках и факультативах. Кружки и факультативы также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности.

Приведу примерное содержание хозяйственно-бытового труда детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Виды общественно полезного труда: 

1.Самообслуживание (практические занятия):

- дежурство по содержанию чистоты в спальных комнатах, классе; дежурство по школе;

- уход за растениями в комнатах, коридорах;

- работа на пришкольном участке (занятия по учебному плану)

 2. Работа для школы:

- мелкий ремонт школьной мебели.

3. Участие в производительном труде:

- сельскохозяйственные работы по учебному плану

- факультативные занятия.

4. Работа по благоустройству (практические занятия по учебному и воспитательному плану):

- охрана зелёных насаждений, уход за ними;

- посадка цветов, деревьев и кустарников на закреплённом участке.

    Вывод: только когда методика организации воспитания через практические занятия в коррекционной школе будет соответствовать педагогическим условиям, тогда и трудовое воспитание в целом детей с ограниченными возможностями здоровья будет наиболее эффективным и полноценным. Применение вышеуказанных практических занятий в школе прокладывает учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной жизни вне стен школы. В данном случае, по тем изменениям, которые постепенно происходят в трудовом развитии и профессиональном самоопределении подростка. Узнать о качестве трудового воспитания, уровне сформированности трудовой культуры воспитанников помогут разные способы. Это может быть наблюдение за организованностью, трудолюбием, коллективизмом подростков во время выполнения тех или иных работ, трудовых работ; анализ тестов, на которые отвечали воспитанники; анкетирование, позволяющее увидеть количественные показатели изменений; анализ продуктов совместной трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение Трудовому воспитанию недостаёт целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно слышать справедливые нарекания, что дети фактически ничего не умеют делать собственными руками, не имеют представлений об истинной стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен.

     Важной задачей трудового воспитания является всемерное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья активности, самостоятельности, умения самим находить достойную сферу приложения своих сил. Значимым для жизни в современных условиях является адаптационные способности личности. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения менять сферу деятельности, перестраиваться психологически.

     Целесообразно ориентировать детей с ОВЗ на включение в будущем в честную конкурентную борьбу и развивать такое качество как конкурентоспособность, необходимое в условиях рыночной экономики. Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей.

       Включаясь в трудовой процесс, подросток коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет воспитанника в детском коллективе.

  Главная развивающая функция труда- это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребёнок с ОВЗ получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.

       Обобщая сказанное, считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых- формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.

Литература

1.Бгажнокова И.М. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью.6-9 классы.- М.,Просвещ.- 2006

2.Гладкая В.В. Социально-бытовая подгодовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., изд. Энас.- 2006

3.Жиднина М.В., Кузьмина Н.Н. Ручной труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., Просвещ.- 2008

4.Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.- М.,Изд. Телевинф.- 2006

5.Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., Изд.Владос.- 2009

6.Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ОВЗ в семье.- М.: Аркти, 2007

1.Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с У.О.- М., Изд. Энас.- 2009

2.Ж. «Воспитание школьника» №4, 2005

3.Ж. «Воспитание школьника» №9, 2006

4.Ж. «Воспитание школьника» №2, 2008

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: