Правовое регулирование размещения отходов по законодательству РБ

Размещение отходов – это хранение или захоронение отходов. Хранение отходов – это содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов. Захоронение отходов – это изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования. Хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов. Санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства, лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства и иные условия по обращению с отходами производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ Перевозка отходов производится с использованием транспортных средств

 

1. Теоретические основы правового регулирования отношений в сфере окружающей среды В процессе взаимодействия общества с окружающей средой возникают разнообразные общественные отношения: 1)человечество удовлетворяет свои материальные потребности за счет природы, из чего следует, что исторически первой формой взаимодействия человека с природой является природопользование. 2) форма взаимодействия общества с окружающей средой – ее охрана. С экономической точки зрения экологические проблемы состоят в распределении благ окружающей среды между альтернативными (конкурирующими) формами ее потребления. В современных условиях общество, воздействуя на природу, являющуюся средой обитания человека как биологического вида, создало и постоянно воссоздает окружающую среду путем введения в природную среду так называемых антропогенных объектов – таких объектов, которые созданы человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладают свойствами природных объектов. 4. Источников экологического права: понятие и основные характеристики. Источники экологического права – это НПА, содержащие правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Источниками экологического права являются законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь. Они обладают признаками, характеризующими особенности нормативного правового массива, регламентирующего экологические отношения: • во-первых, значительная часть экологических норм содержится в кодифицированных нормативных правовых актах, притом, что сама отрасль не кодифицирована; • во-вторых, нормы, на основании которых регулируются экологические отношения, содержатся также в источниках иных отраслей права и составляют так называемые «экологизированные нормы»; • в третьих, в числе источников экологического права значительное место занимают международно-правовые акты. 3.Экологическая функция государства: понятие и основные направления реализации данной функции. Главным направлением государственной политики РБ в области охраны окружающей среды является осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав. Основными принципами Концепции государственной политики в области охраны окружающей среды являются: 2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики. 4) государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатирующихся хозяйственных объектов. 5) привлечение к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием населения, общественных организаций; 6) система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба. 8) участие в решении глобальных экологических проблем.
2. Принципы экологического права Принципами экологического права являются следующие: 1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека. 2. Принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества. 3. Рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды. 4. Соблюдение экологических требований законодательства, неотвратимость ответственности за их нарушение. 5. Гласность в работе юридических лиц, государственных органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. 6. Связь с общественными объединениями и населением при решении природоохранных задач. 7. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. 5. Экологическое правоотношение: понятие и практические примеры. Экологические правоотношения – это урегулированные нормами права обязательные отношения возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей средой. Примеры: Двухсторонние -наказание за браконьерство в виде взыскания стоимости незаконно выловленной рыбы. Односторонние: права на благоприятную окружающую среду.   6. Субъекты и объекты экологических правоотношений Субъектами являются: 1) государство; 2)государственные органы, обладающие компетенцией по регулированию экологических отношений; 3)Советы депутатов; 4)юридические и физические лица, 5)международные объединения и организации с участием отечественных и иностранных юридических и физических лиц; 6) иностранные государства; 7)иностранные юридические лица и граждане. Объектами экологических правоотношений являются: земля, недра, волы, атмосферный воздух, озоновый слой и т.д.. Признаки объектов экологического права: 1. естественное происхождение; 2. естественная связь с окружающей средой или нахождение в цепи экологических связей природной среды.
7. Основания возникновения и прекращения экологических правоотношений В качестве оснований возникновения экологического правоотношения выступают сделки и договоры. Основания прекращения экологических отношений: – добровольный отказ либо минование надобности; – истечение срока, на который был предоставлен природный ресурс; – ликвидация юридического индивидуального предпринимателя; – использование природного ресурса не по целевому назначению; – нерациональное использование природного ресурса; – систематическое невнесение платы за природопользование; – неиспользование природного ресурса в течение определенного в законодательстве периода времени; – изъятие природных ресурсов установленном порядке. 8. Право граждан на благоприятную окружающую среду и в области охраны окружающей среды: основные характеристики реализации данного права. Право на благоприятную окружающую среду - признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой. основными конституционными являются право частной собственности на землю, право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах РБ и ее субъектов. Примерами разно­видности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, 9. Обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Граждане обязаны: • соблюдать законодательство РБ об охране окружающей среды; • повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения; • беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы; • выполнять требования в области обращения с отходами; • выполнять требования пожарной безопасности; • соблюдать правила охоты и рыболовства; • выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ, в местах отдыха и иных общественных местах; • выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды; • возмещать в порядке, установленном законодательством РБ, вред, причиненный их действиями окружающей среде.  
10. Понятие права собственности на компоненты природной среды. Формы собственности на компоненты природной среды Право собственности на компоненты природной среды представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность компонентов природной среды соответствующим субъектам, определяющих содержание их правомочий и обеспечивающих защиту прав и законных интересов собственника. 2 формы собственности:Государственная и Частная   12. Понятие и виды права природопользования по законодательству Республики Беларусь.    Природопользование представляет собой использование ресурсов земель, недр, лесов, животного и растительного мира в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности. Виды природопользования: 1) землепользование; 2) водопользование; 3) лесопользование; 4) пользование недрами, животным миром, атмосферным воздухом. Правопользованиянедрами– этосовокупностьправовыхнорм,определяющих порядок и условия рационального использования недр. Право водопользования– это совокупность правовых норм, определяющих порядок и условия рационального использования вод. Специальноеприродопользование– этотакоеприродопользование,которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения 11. Основания возникновения и прекращения права собственности на компоненты природной среды Первоначальные основания приобретения права собственности на природные объекты и ресурсы– это способы, при которых право собственности возникает впервые, поскольку объект не находился в чьей-либо частной собственности. Право частной собственности на земельный участок может быть прекращено путем передачи земельного участка (его части) в собственность РБ в случаях: • принудительного изъятия земельного участка; Принудительное изъятие земельных участков, осуществляется по решению суда: • для государственных или общественных нужд; • в случае выкупа земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства; • при использовании земельного участка не по целевому назначению; • при невыполнении требований природоохранного режима использования земель; • при конфискации земельного участка и т.д.
13. Право общего природопользования. Право специального природопользования. Общее природопользование осуществляется гражданами безвозмездно без специального разрешения и закрепления природных ресурсов за ними (лесом в культурно-оздоровительных целях, сбор грибов, ягод, меда, орехов и т.д.). Специальное природопользование - осуществление природопользования в процессе экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за плату, на основании решений государственных органов, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и т.д.   14. Права и обязанности природопользователей по законодательству Республики Беларусь. Права природопользователей: 1. Общие права: возникают с момента рождения 2) по своему выбору использовать результаты хозяйственной деятельности; 3) возводить необходимые для осуществления своего права строения и сооружения, дороги и т.д.; 2. Специфические права: возникают при наличии установленном законодательством юридических актов. Обязанности природопользователей: 1) использовать природный объект только для тех целей, для которых он предоставлен; 3) проводить рекультивацию нарушенных в результате хозяйственной деятельности земель; 4) своевременно вносить предусмотренные законом платежи за пользование природными ресурсами; 5) вести любое строительство на природном объекте или в связи с его использованием, руководствуясь действующими строительными   15. Понятие и общая характеристика гос. управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Управление природопользованием и охраной окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, достижению экологической безопасности, а также по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду. Характерные чертами государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды: – исполнительно-распорядительнымхарактеромдеятельностигосударственных органов; – направленностью не только на практическое исполнение нормативныхправовых актов, но и на нормотворческую деятельность; – деятельностью по регулированию специфических отношений, – деятельностью специально уполномоченных органов.
16. Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды Механизм гос. управления включает: 1) методы; 2) формы; 3) Функции управления; 4) Систему гос. органов осуществляющих тесное управление. Методы управления представляют собой способы воздействия на поведение управляемых с целью обеспечения рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды. Они подразделяются на: 1) Административные; 2) Экономические;3) Морального стимулирования. Формы:1) Правотворческая; 2) Правоприменительная; 3) Правоохранительная деятельность гос-ва. 17. Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования  Понятие – это, прежде всего система, необходимая для направления действия разнообразных экономических факторов в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества. Элементы экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования:– разработка государственных прогнозов экономического развития РБ;– финансирование программ и использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;– создание фондов охраны природы; – установление платежей за природопользование;– проведение экономической оценки природных объектов;– возмещениев результате вредного воздействия на окружающую среду;– экологическое страхование. 18. Платежи за природопользование по законодательству РБ.                  Закон устанавливает такие формы платы, как налоги, сборы (пошлины), арендная плата, также плата может взиматься в форме других обязательных платежей. Плательщиками экологического налога являются: юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и К объектам экологического налогообложения относятся: • объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов; • объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ; • объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; • объемы перемещаемых по территории РБ нефти и нефтепродуктов; • объемы отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов; • объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой,
19. Понятие и сущность ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования. Экологическая ответственность – 2.Это обязанность претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные нарушением норм взаимодействия общества и природы. Функции экологической ответственности:– стимулирующая, направленная на соблюдение норм ЭП.– компенсационная, направленная на возмещение потерь в природной среде и сохранение здоровья человека.–превентивная, обеспечивающая предупреждение новых правонарушений путем применения мер взыскания и наложения наказания. Формы экологической ответственности: 1. экономическая; 2. юридическая. Экологическое правонарушение – это противоправное, виновное действиеили бездействие, нарушающее урегулированные нормами права общественные отношенияи причиняющее вред окружающей среде, здоровью человека, либо содержащее угрозу причинения такого вреда. 20. Экологическое правонарушение как основание ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.           Экологическое правонарушение представляет собой виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей среде, а через него также здоровью человека, имуществу физических и юридиче­ских лиц либо создающее реальную угрозу причинения такого вреда. Объективная сторона экологического правонарушения выражается в действиях, нарушающих экологические предписания, причиняющих вред природной среде, Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические лица и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя.     21. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности. За правонарушения в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения или непосредственным объектом правонарушения, лишение специального права, например, права охоты. Например, администра­тивная ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц установлена за нарушение законодательства об охране озонового слоя, законодательства об отходах и др.
22. Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства Общественная опасность уголовно наказуемого деяния определяется характером наступивших последствий: • совершение нарушений в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения • смерть либо заболевания людей; • причинение ущерба в крупном либо особо крупном размере; • гибель растительности или животных, заведомо для виновного занесенных в Красную книгу РБ. • порча земель; • нарушение правил охраны недр; • загрязнение либо засорение вод; • загрязнение атмосферы; • загрязнение леса;                           23. Причинение экологического вреда как основание применения гражданско-правовой ответственности. Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований. Он прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Гражданско-правовая ответственность заключается в обязанности виновного возместить потерпевшей стороне вред в полном объеме.Формы возмещения правомерного и неправомерного вреда различны. В первом случае компенсация причиненного вреда осуществляется путем внесения платежей за загрязнение окружающей природной среды, во втором – путем привлечения виновного к гражданско-правовой ответственности. Возмещение вреда, причиненного природной среде, регулируется ГК. 24. Дисциплинарная ответственность и особенности ее применения в экологических правоотношениях. Правонарушение может, к примеру, заключаться в неисполнении главным инженером предприятия требо­ваний должностной инструкции относительно эксплуатации про­мышленного оборудования.. Субъективной стороной дисциплинарного экологического про­ступка является, как правило, неосторожность. За совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: заме­чание; выговор; увольнение.  
25. Специальные меры, применяемые при нарушении требований в области охраны окружающей среды может быть приостановлена (запрещена) государственным органом, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.. Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, и граждане имеют право на предъявление в суд иска о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.     26. Правовые формы возмещения вреда, причиненного природной среде в результате правомерной деятельности что вред, причиненный окружающей среде посредством ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разрушения компонентов природной среды и тд подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда. Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.   30. Животный мир как объект использования и правовой охраны.  Животный мир - это охраняемый компонент природной среды, возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность всех диких животных, постоянно обитающих на территории РБ. В состав животного мира входят не все животные, а только дикие. Признаком, отграничивающим диких животных от домашних, служит тот факт, что дикие животные возникают и существуют в основном естественным путем без значительного контроля человека. Дикие животные, умершие в силу естественных причин или умерщвленные человеком, автоматически исключаются из состава животного мира, независимо от иных правовых последствий, например, от наступления ответственности за незаконную добычу животного.
28. Законодательство Республики Беларусь об охране и использовании леса. Лесное законодательство -- совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области использования, охраны и защиты лесов. Лесное законодательство является кодифицированной отраслью, входящей в систему законодательства о рациональном использовании природных ресурсов. Лесное законодательство РБ направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, повышения их ресурсного потенциала, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования   29. Ответственность за нарушение лесного законодательства. Административная: -права государственной собственности на леса;- порядка использования лесосечного фонда; -незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой или иной растительности в лесах;- нарушение правил лесных пользований;-нарушение правил использования участков земель лесного фонда;- повреждение сенокосов или пастбищных угодий на землях лесного фонда, самовольное;. К уголовно относятся: • загрязнение леса, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере.уничтожение либо повреждение леса по неосторожности;-незаконные порубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев и кустарников. Юридические и физические лица, допустившие повреждение или уничтожение отдельных участков лесного фонда или лесных ресурсов, их загрязнение сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами, повреждение установлен таксовый способ исчисления размера вреда, причиненного лесонарушениями. 27. Лес как объект использования и охраны. Правовая охрана и защита лесов.Лес - ϶ᴛᴏ совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, обра­зующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, Леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства. Единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), располо­женные на землях сельскохозяйственного назначения, в пределах полос отвода желœез­ных и автомобильных дорог, на землях оздоровительных учреждений, населœенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные государственные органы с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан РБ и в общегосударственных интересах.                       
31. Законодательство Республики Беларусь об охране и использовании животного мира. Задачами законодательства РБ в области охраны и использования животного мира являются регулирование отношений в области охраны и рационального использования животного мира в целях обеспечения условий его существования, сохранения видового разнообразия и целостности естественных сообществ живых организмов. Субъектами отношений в области охраны и использования животного мира могут быть юридические и физические лица. Охрана животного мира осуществляется путем установления правил и норм по охране, рациональному использованию и воспроизводству объектов животного мира; установления ограничений и запретов в пользовании животным миром; предотвращения самовольного пользования и других нарушений установленных правил пользования животным миром.   33. Ответственность за нарушение законодательства о животном мире (административная, уголовная, гражданско-правовая). Административная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения: -нарушение права государственной собственности на животный мир; -нарушение требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений или мест их обитания и произрастания; -нарушение требований законодательства об охране диких животных и среды их обитания и тд. К уголовно наказуемым деяниям в соответствии с УК относятся: • экоцид, в частности, умышленное массовое уничтожение животного мира; • нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности гибель животных с причинением ущерба в крупном или особо крупном размере; • незаконная добыча рыбы или водных животных; • незаконная охота; • нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных. Незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция подлежат обязательному изъятию, а при невозможности изъятия взыскивается их стоимость в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. 32. Государственное управление в области охраны и использования животного мира Государственное регулирование и управление в области охраны и использования объектов животного мира осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров РБ, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, и тд.   Государственный контроль осуществляется должностными лицами органов государственного управления в области охраны и использования объектов животного мира в пределах их компетенции, а также должностными лицами государственной лесной охраны. Мониторинг животного мира осуществляется по следующим направлениям: наблюдение за дикими животными, относящимися к объектам охоты, рыболовства, включенными в Красную книгу Республики Беларусь; наблюдение за средой обитания указанных диких животных; по другим направлениям, определяемым Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.  
34. Атмосферный воздух как объект правовой охраны по законодательству Республики Беларусь. Атмосферный воздух определяется как охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты. атмосферный воздух охватывает собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. атмосферный воздух рассматривается в законодательстве как охраняемый объект, а не объект использования. Приоритет охраны в правовом регулировании отношений, связан с его жизненно важным значением для обеспечения благоприятного состояния окружающей среды,.В силу своих физических свойств, таких как наличие постоянного не контролируемого человеком движения и непрерывного перемешивания, атмосферный воздух не может быть объектом права собственности.     35. Законодательство РБ об охране и использовании атмосферного воздуха. Атмосферный воздух– это компонент природной представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Загрязнение атмосферного воздуха – это поступление в атмосферный воздух, нахождение и возникновение в нем в результате вредного воздействия на окружающую среду загрязняющих веществ. Охрана атмосферного воздуха – это деятельность гос. органов, иных юридических лиц, граждан, в том числе ИП, направленная на сохранение и восстановление качества атмосферного воздуха посредством уменьшения и предотвращения загрязнения атмосферного воздуха. Сферы использования атмосферного воздуха:– как природного сырья;– для производственных нужд; итд   36. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха (административная, уголовная, гражданско-правовая).Административная: правонарушения против экологической безопасности и окружающей среды:- загрязнение атмосферы, которое заключается в загрязнении атмосферного воздуха посредством производственных выбросов загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов; -нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;- производство, выпуск в эксплуатацию или эксплуатация передвижных источников с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ.Уголовная ответственность применяется за:-загрязнение атмосферного воздуха посредством производственных выбросов загрязняющих веществ-загрязнение атмосферы, повлекшее умышленное или по не­осторожности причинение ущерба в крупном размере:-загрязнение атмосферы, повлекшее по неосторожности смерть человека либо заболевания людей. Юридические и физические лица, допустившие нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха, возмещают ущерб в порядке, установленном законодательством РБ.
37. Озоновый слой как объект правовой охраны. слой атмосферного озона, расположенный в стратосфере, который поглощает биоло­гически опасное ультрафиолетовое солнечное излучение. Под правовой охраной озонового слоя понимается закрепленная в законодательстве систе­ма мер, осуществляемых государственными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по предотвращению разрушения озонового слоя и его восстановлению в це­лях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных разрушением последнего. Охрана озонового слоя производится посредством: регулирования процессов перемещения озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции; установления правил и норм в области обращения с озоноразрушающими веществами; мер по внедрению альтернативных заменителей озоноразрушающих веществ и технологий. 38. Законодательство Республики Беларусь об охране озонового слоя.В области охраны озонового слоя Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыРБ: -осуществляет меры по реализации единой государственной политики, -принимаетНПА, разрабатывает, утверждает и вводит в действие технические нормативные правовые акты; -выдает специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, -выдает заключения об отсутствии в продукции озоноразрушающих вещества -выдает заключения на ввоз в РБ с территории государства -устанавливает порядок ведения юр. Лицами и ИП учета озоноразрушающих веществ.-координирует деятельность по проведению мониторинга озонового слоя;   77. Экологическое просвещение и образование. Способы информирования населения об экологической ситуации в стране,  система непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры граждан включает дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование, а также повышение квалификации и переподготовку кадров. В системе средних специальных учебных заведений введены предметы «Основы охраны окружающей среды» и «Основы промышленной экологии», а также другие специальные дисциплины по природоохранным вопросам. В профессионально-технических училищах вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования включены в отдельные темы специальных дисциплин и курсов.  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


76. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды: понятие и основные направления. Понятие: это совокупность норм и принципов, регулирующих международные отношения в сфере защиты окружающей среды, в целях охраны и рационального использования природных ресурсов. Формы: – международные организации по охране природы - В настоящее время в мире функционирует более 100 различных международных организаций, занимающихся вопросами экологии.; – международные договоры, соглашения, конвенции - Готовятся и рассматриваются они по инициативе отдельной страны (стран) или международной организации.; – государственные инициативы по международному сотрудничеству - Нашей страной выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по защите морской среды Балтики.   40. Недра как объект использования и охраны по законодательству РБ.Основным НПА регулирующим правоотношения в области использования и охраны недр является Кодекс Республики Беларусь о недрах. Под недрами понимают часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, которые распространяются до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Богатства недр земли относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов, Выделяют три вида отношений, связанных с недрами: • отношения по геологическому изучению недр, • отношения, связанные с использованием недр, • отношения по охране недр,   41. Законодательство Республики Беларусь об охране и использовании недр.             Под недрами понимают часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, которые распространяются до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра РБ являются исключительной собственностью государства. Недра и право пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. РБ осуществляет владение, пользование и распоряжение недрами в общегосударственных интересах, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов проживающих на этой территории людей, через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции. Основным богатством недр являются полезные ископаемые, которые являются лишь составными частями недр.
42.Право пользования недрами. Основные требования охраны недр. Право пользования недрами – совокупность правовых норм, определяющих порядок и условия рационального использования недр. Основными принципами пользования недрами являются: • полнота и комплексность изучения недр; • рациональное и комплексное использование недр и их охрана; • платность пользования недрами; • сочетание национальных и международных интересов в области использования и охраны недр; • стимулирование пользователей недр • возмещение вреда, причиненного недрам Основания получения права пользования недрами: • решение местных Советов депутатов, • наличие у пользователей недр специального разрешения. • утверждение запасов полезных ископаемых • получение положительного заключения государственной экологической экспертизы.   45. Законодательство РБ об охране и использовании вод. Основу водных отношений составляет государственная собственность на воды. Субъектами водных отношений выступают органы государственного управления и водопользователи. Водопользователями могут быть юридические и физические лица. Водопользование представляет собой использование водных объектов для удовлетворения нужд населения и хозяйственной деятельности. В субъективном смысле право водопользования – это полномочия конкретного водопользователя по использованию полезных свойств водных объектов, в целях, предусмотренных законодательством. водопользование имеет следующие виды: Общее и специальное. Обособленное и совместное. Первичное и вторичное.   44. Воды как объект использования и охраны по законодательству РБ.Основная задача водного хозяйства - обеспечение всех отраслей и видов хозяйственной деятельности водой в необходимом количестве и соответствующего качества. Все воды составляют государственный водный фонд. Он включает: Поверхностные воды. Подземные воды. Под правовой охраной вод понимается совокупность правовых средств, направленных на охрану от загрязнения, засорения и истощения природных запасов вод и водных объектов, которые могут причинить вред здоровью населения. В зависимости от целевого назначения водные объекты представляются в пользования для: Удовлетворение питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и иных нужд населения. Для сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и иных потребностей. Для отведения сточных и иных вод
43.Ответственность за нарушение законодательства о недрах.           Все нарушения в данной области можно классифицировать на: • нарушения права государственной собственности на недра • нарушение правил пользования недрами • нарушение правил и норм по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами • нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр; Административная ответственность наступает за: • Нарушение права государственной собственности на недра • Нарушение правил охраны недр • Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр. • Повреждение или уничтожение постоянных геодезических пунктов Уголовная ответственность наступает за нарушение правил охраны недр. К должностным лицам, допустившим нарушения законодательства о недрах, могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Пользователи недр, а также другие юр. и физ. лица независимо от форм собственности обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения законодательства о недрах, в размере и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.   46. Ответственность за нарушение водного законодательства. Все правонарушения делятся на 2 вида: Правонарушения, связанные с нарушением правом собственности на водный объект: Самовольный захват водного объекта. Самовольное водопользование. Переуступка права водопользования. Иные сделки в прямой или косвенной форме, нарушающие права собственности республики. В соответствии с водным кодексом все эти действия незаконные, а самовольно захваченные водные объекты возвращаются по принадлежности без возмещения затрат, понесенных захватившими их лицами. Административная ответственность: • Нарушение права государственной собственности на воды • Нарушение правил охраны водных ресурсов • Нарушение правил водопользования • Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств Уголовная ответственность: • Загрязнение либо засорение вод • Нарушение правил водопользования Юридические и физические лица, причинившие вред вследствие нарушения ими водного законодательства Республики Беларусь, обязаны возместить его в порядке и размере, установленных гражданским законодательством РБ 50. Понятие и состав природоохранных территорий по законодательству РБ.   Особо охраняемые природные территории - это участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Основной целью объявления территорий особо охраняемыми природными территориями является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия. Категории ООПР: 1-заповедник; 2- национальный парк; 3- заказник; 4-памятник природы. Виды ООПР определяются в зависимости от установленного режима охраны и использования: 1. Абсолютный – исключена любая хозяйственная и рекреационная деятельность, характерен для заповедников и заказников 2. Относительный – сочетает абсолютный запрет с ограниченной эксплуатацией. Характерен для заказников. 3. Смешанный – предполагает деление на зоны отдыха, хозяйственной деятельности и др. Характерен для национальных парков.
58. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране земель.К административной и уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в: Ø самовольном изменении границ, отводе земель особо охраняемых территорий; Ø осуществлении в пределах особо охраняемых природных территорий, их защитных зон запрещенной хозяйственной деятельности; Ø нарушении порядка пользования животным и растительным миром и нарушении правил их охраны; Ø нарушении требований разрешений на использование этих территорий; Ø порче, повреждении и уничтожении природных комплексов. Административная ответственность:Сбор растений, занесенных в Красную книгу. Нарушение порядка осуществления пользования животным миром в заповедниках и на других особо охраняемых территориях. Незаконный вывоз из РБ диких животных и растений. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов или их нецелевое использование Уголовная ответственность:. Нарушение режима ООПТ и объектов. Незаконная охота 49. Ответственность за нарушение законодательства о растительном мире. Административная ответственность: 1. Незаконное использование земель государственного лесного фонда 2. Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур и молодняка 3. Повреждение или уничтожение зеленых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд 4. Уничтожение или повреждение подроста в лесах 5. Нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины Уголовная ответственность: 1. Уничтожение либо повреждение леса по неосторожности 2. Незаконная порубка деревьев и кустарников 3. Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами. Юридическое или физическое лицо, которое незаконно добыло древесину и  иную лесную продукцию, при невозможности изъятия в натуре уплачивает их стоимость. 47.Растительный мир как объект охраны и использования по законодательству РБ. Растительный мир - совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений.Объектами отношений в области обращения с ОРМ являются: 1) Произрастающие дикорастущие растения; 2) Изъятые дикорастущие растения, их части и (или) продукты жизнедеятельности. 3) Производные от дикорастущих растений (дериваты). 4) Ботанические коллекции; 5) Среда произрастания ОРМ; 6) Права пользования ОРМ.Объекты растительного мира, расположенные на территории РБ, являются государственной собственностью. Исключение составляют ОРМ расположенные в границах земельных участков, являющихся собственностью граждан и него­сударственных юридических лиц.
51. Законодательство Республики Беларусь об охране и использовании природоохранных территорий. Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, и иными уполномоченными на то гос органами в соответствии с нормативными правовыми актами. Правительство Республики Беларусь: Ø определяет государственную политику в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, Ø утверждает Схему рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения; Ø принимает решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения; Ø утверждает границы, площадь и состав земель особо охраняемых природных территорий республиканского значения; 54. Государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель. Под государственным управлением земельными ресурсами понимается целенаправленная деятельность государственных органов по организации использования земель и их охране. Объектом государственного управления в этой области являются все земли Республики Беларусь, поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, охватывает всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли. принципы: 1) разделение функций между государственный органами 2) Недопустимость вмешательства одним из государственный органов в функции других   53. Земля как объект использования и охраны. Право собственности на землю по законодательству РБ. Земля как объект использования и охраны представляет со­бой естественно-природное образование, составную часть окру­жающей среды, которая является объектом самостоятельного вида природоресурсных отношений - земельных отношений, складывающихся по поводу использования и охраны земли. В объективном смысле право собственности на землю представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения земельной собственности. В субъективном смысле право собственности на землю – это совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей в порядке, предусмотренном законодательством. 2 формы собственности на землю: •Государственная • Частная  
52. Понятие, категории и виды особо охраняемых природных территорий Понятие - это участки земли с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Основной целью объявления территорий особо охраняемыми природными территориями является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия. Категории: 1-заповедник; 2- национальный парк; 3- заказник; 4-памятник природы. Виды ООПР определяются в зависимости от установленного режима охраны и использования: 1. Абсолютный – исключена любая хозяйственная и рекреационная деятельность, характерен для заповедников и заказников 2. Относительный – сочетает абсолютный запрет с ограниченной эксплуатацией. Характерен для заказников. 3. Смешанный – предполагает деление на зоны отдыха, хозяйственной деятельности и др. Характерен для национальных парков. 55. Правовые формы использования земель по законодательству РБ.Выделяют следующие виды пользования землей по срокам пользования: 1)постоянные, т.е. пользование землей без заранее установленных сроков 2)временное пользование Земельные участки предоставленные в постоянное пользование: 1)государственным органам 2)иным государственным организациям за исключением предоставления земельного участка для строительства автозаправочных станций 3)негосударственным юридическим лицам РБ для обслуживания объектов недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности 4)сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским фермерским хозяйствам 5)научные организации, УО для исследовательских или учебных целей в области сельского или лесного хозяйства 6)государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям местных исполкомов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства   56. Законодательство РБ об охране и использовании земель. Землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков обязаны эффективно использовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель.Основные меры по охране земель включают: • рациональную организацию территории; • восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли; • защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, загрязнения и других процессов разрушения и ухудшения состояния земель; • рекультивацию нарушенных земель и другие.
57. Правовая охрана земель по законодательствуРБ. Правовая охрана земель представляет собой систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение их необоснованного изъятия из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. 59. Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий Гос. управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования осуществляются ПрезидентомРБ, Правительством РБ, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ и иными уполномоченными на то государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.     48. Законодательство РБ об охране и использовании растительного мира.Субъектами отношений в области обращения с объектами растительного мира (ОРМ) являются: 1) РБ в лице госорганов. 2) АТЕв лице органов местного управления и самоуправ­ления. 3) Юридические лица РБ и граждане РБ, в том числе ИП,  Объекты растительного мира, расположенные на территории РБ, являются государственной собственностью. Государственное регулирование и управление в области обращения сОРМ осуществляют: - Президент Республики Беларусь, - Совет Министров Республики Беларусь, - специально уполномоченные республиканские органы государственного управления (местные Советы и исполкомы.
60. Правовой режим заповедников по законодательствуРБ. Запо­ведником является территория, объявленная с целью сохра­нения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда растительного и животного мира, типичных и уникальных экологических си­стем и ландшафтов, создания условий для обеспечения есте­ственного течения природных процессов. При объявлении или преобразовании заповедника ре­шением Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь утверждаются: - границы, площадь и состав земель заповедника; - государственный орган, в оперативное управление которого передается заповедник; - сроки создания государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление заповедником; -сроки передачи земель заповедника в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление заповедника.   61. Правовой режим национальных парков по законодательствуРБ. Национальным парком является территория, объявлен­ная с целью сохранения в естественном состоянии природ­ных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую эколо­гическую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительских, оздоровительных и рекреационных целях. Национальный парк — это наиболее оптимальная фор­ма заповедования, сочетающая в себе сохранение в есте­ственном состоянии и восстановление природных комп­лексов и объектов с их генетическим фондом растений и животных, с использованием части их территории в при­родоохранных и научных целях, в интересах организации отдыха и оздоровления населения, регулируемого туриз­ма, пропаганды знаний о природе. Четыре национальных парка: «Бе­ловежская пуща», «Браславские озера», «Нарочанский», «Припятский». 62. Правовой режим заказников по законодательству РБ. Заказником является территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или не­скольких видов в сочетании с ограниченным и согласован­ным использованием других природных ресурсов. заказники подразделяются насле­дующие виды: - ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшаф­тов и комплексов; - биологические, пред­назначенные для сохранения и восстановления редких, ис­чезающих, а также ценных в экологическом, научном, хо­зяйственном и культурном отношении растений, живот­ных или отдельных особо ценных участков леса; - водно-болотные, предназначенные для сохранения водно-болотных угодий, имеющих особое значение глав­ным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграциисеть заказников республиканского значения пред­ставлена 94 заказниками, в том числе 24 ландшафтными
71. Основания объявления территорий экологически неблагополучными чрезвычайная ситуация в отдельных случаях может являться причиной возникновения экологически неблагополучной ситуации, однако после ее устранения экологическое неблагополучие может сохраняться. Зона чрезвычайной ситуации объявляется для ее непосредственной ликвидации и соответственно не является категорией экологически неблагополучных территорий. Экологически неблагополучная ситуация представляет собой сложившуюся по различным причинам (хозяйственная деятельность, последствия чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера и др.) на определенной территории обстановку, которая характеризуется началом происхождения либо наличием устойчивых отрицательных изменений окружающей среды, угрожающих безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам либо фактом необратимых изменений окружающей среды, угрожающих безопасности жизни и здоровья граждан и влекущих нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию компонентов природной среды. 64. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных по законодательству РБ. Правовой охраной животного мира - со­вокупность правовых средств, направленных на обеспече­ние сохранения животного мира, восстановление среды его обитания и улучшение состояния. При размещении, проектировании и строительстве путей должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей мигра­ции диких животных. Зоологические коллекции – систематизированные собрания диких редких животных (в зоопарках, питомниках), а также чучела, тушки, части и продукты диких животных, а также птичьи кладки, яйца и гнезда, снабженные информацией о месте и времени их сбора (добычи).Охрана и защита лесов включает комплекс организационных, экономических, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, сохранение лесов от разрушения, уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иного вредного воздействия, осуществлённых с учётом их биологических и региональных особенностей. 65. Понятие и правовой режим природных территорий, подлежащих специальной охране по законодательству РБ. все природные территории, подлежащие специальной охране: -курортные зоны; -зоны отдыха; -парки, скверы и бульвары; -водоохранные зоны и прибрежные полосы рек и водоемов; -зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого -водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора; - типичные и редкие природные ландшафты и биотопы; -верховые болота, болота, являющиеся истоками водотоков; места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений,включенным в Красную книгу РБ; -охранные зоны особо охраняемых природных территорий; -иные территории, для которых установлен специальный режим охраны и использования.
66. Законодательство РБ об охране и использовании природных территорий, подлежащих специальной охране.На природных территориях, подлежащих специальной охране, могут устанавливаться ограничения и запреты на осуществление отдельных видов хозяйственной и иной деятельности, которые указываются в документах, удостоверяющих права на пользование земельным участком, участком лесного фонда, водным объектом (его частью), участком недр, охотничьими и (или) рыболовными угодьями. Указанные ограничения и запреты учитываются при разработке и реализации: проектов и схем землеустройства; градостроительных проектов; отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры; проектов мелиорации земель; проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов; республиканской комплексной схемы размещения рыболовных угодий; биолого-экономических обоснований рыболовных угодий; рыбоводно-биологических обоснований; лесоустроительных проектов; проектов охотоустройства; биолого-экономических обоснований охотничьих угодий; планировки зон отдыха. 67. Ответственность за нарушение законодательства об особоохраняемых природных территориях и объектах природы,подлежащих особой охране. Административная ответственность: • нарушение требований по охране диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу РБ • нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий; • самовольный сбор или уничтожение грибов, других растений, включенным в Красную книгу РБ,;  • незаконные вывоз и ввоз из Республики Беларусь либо ввоз в нее диких животных, растений,;  • уничтожение диких животных, включенным в Красную книгу РБ. Уголовная ответственность: умышленные уничтожение либо повреждение памятников природы или других особо охраняемых природных объектов и комплексов; нарушение режима заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы. незаконная добыча рыбы или водных животных, – незаконная охота 68. Понятие правового обеспечения экологической безопасности в процессе хозяйственной и иной деятельности по законодательству РБ. кологические требования по обеспечению экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности, предъявляемые к хозяйствующим субъектам, дифференцируются по стадиями хозяйственного процесса:доэксплуатационной, эксплуатационной и послеэксплуатационной. Доэксплуатационнаястадия включает в себя: планирование; размещение объекта; проектирование; строительство; приемка его в эксплуатацию. Эксплуатационная стадия предусматривает важнейшие параметры экологической деятельности объекта: -разрешение на выброс, -установление нормативов выбросов -контроль за их выполнением. Послеэксплуатационнаястадия характеризуется двумя направлениями -выпуском продукции, которая должна быть экологически безопасной -размещением отходов.
69. Понятие правового обеспечения экологической безопасности населенных пунктов по законодательству РБ. Населенный пункт - это компактно заселенная часть территорииРБ, место постоянного проживания граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы. Являясь средоточием основных промышленных и транспортных загрязнителей, города становятся самыми загрязненными участками государственной территории. В большинстве городских поселений систематически фиксируются превышения допустимых концентраций вредных веществ в атмосфере и воде, поэтому территории городов и иных населенных пунктов имеют более высокие требования к охране окружающей среды. 63. Правовой режим памятников природы по законодательству РБ. Памятниками природы объявляются уникальные, невос­полнимые, ценные в экологическом, научном, историке-куль­турном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объек­ту, в интересах будущих поколений. три признака, по которым отбираются природные комплексы и объекты в категорию памятников природы: 1) уникальность; 2) социальная ценность (научная, историко-культурная, экологическая, эстетическая); 3) нуждаемость в особой охране государства.   70. Правовой режим экологически неблагополучных территорий по законодательству РБ. Отдельные участки территории РБ, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам, объявляются Советом Министров РБ зонами экологического риска. В зонах экологического риска проводятся мероприятия по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее восстановлению.  
72. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий Важнейшим признаком экологически неблагополучных территорий является наличие отрицательных изменений в окружающей среде, которые произошли вследствие воздействия хозяйственной и иной деятельности (в некоторых случаях достаточно длительного) либо чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. Виды экологически неблагополучных территорий определяются в зависимости от степени и характера отрицательных изменений окружающей среды. • экологического риска - территории, на которой в результате хозяйственной и иной деятельности сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды; • экологического кризиса отдельные участки территории РБ, на которых в результате аварии, катастрофы, стихийного бедствия произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды; • экологического бедствия.   73. Защита территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В зависимости от территориального распространения, объемов материального ущерба, количества пострадавших людей чрезвычайные ситуации подразделяются на: • локальные - чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек; • ме

double arrow